Оригинал материала: https://3dnews.ru/183326

2002 FIFA World Cup

Автор: Андрей "Dr.Aiboleath" Кузнецов



Жанр: спортивный симулятор
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: EA Sports
Требуется: PII-466Mhz, 64 Mb RAM, 3D
Рекомендуется: PIII-600+ Mhz, 256+ Mb RAM, 3D with T&L
Мультиплеер: LAN, I-net, modem, serial, joystics

Как и любой другой нормальный праздничный сувенир, 2002 FIFA World Cup чудо как хороша. Разработчики не пожалели лака и красок, с усердием обреченных на успех, вырисовывая самые мельчайшие детали. Издатели тоже не оплошали. Хотя, вроде бы, куда им - все равно лучшей рекламы проекта, чем сам Чемпионат Мира по футболу 2002 года в Южной Корее-Японии не придумать при всем желании.

Открытым при подобном раскладе остается лишь главный вопрос: стоит ли это покупать? Все непросто. Если вы покупаете газету "Спорт-Экспресс" не реже раза в полтора номера, усугубляя футбольную ненасытность каким-нибудь иллюстрированным спортивным журналом - да. Если вы собираетесь смотреть все матчи Чемпионата Мира (а те, что с участием России ещё и писать на видео) - да. Если вы без труда можете перечислить основных игроков десятка ведущих сборных мира - да. Есть еще одно "да": если у вас в коллекции дисков нет ни одного футбольного симулятора от EA Sports.

Всем остальным я советую выбрать в списке ответов "по мере возможности и желания"...

Только раз в четыре года...

Никто, наверное, не будет спорить, что графический движок FIFA Soccer 2002 удался EA Sports как минимум неплохо. Анатомия 3D-моделей игроков и их движения, текстуры стадионов и их архитектурное исполнение, динамическое освещение и разнообразные видеовставки... Единственным темным пятном на безупречной репутации были только лица футболистов. Мало того, что они лоснились и сияли как целлулоидный пупс, так еще и не отличались особой одухотворенностью. Да что там юлить - лица эти, в сравнении со своими собратьями по конвейеру - физиономиями игроков NHL'2002 и NBA Live'2001, были откровенно отвратительными. В 2002 FIFA World Cup (далее по тексту - WC2002), официальнейшем из продуктов грядущего Чемпионата, с подобными рожами не пустили бы дальше билетных касс.

И вот свершилось - безликие манекены отрастили острую индивидуальность. Кукла с надписью "Batistuta" вполне смахивает на своего прототипа, а клетчатый арлекин c французским номером "16" действительно мало отличим от жизнерадостного Фабьена Бартеза (Fabien Barthez).

Конечно, не все мимикрировали удачно. Малозначимые сборные типа Польши или России по-прежнему населены стандартными европеоидами (кстати, в сборной Польши играет натурализованный негр). Но даже эти несчастные обзавелись зачатками индивидуальности, включающими в себя такие ее необыкновенные атрибуты, как глазные яблоки (выглядят как солдаты, засевшие глубоко в окопы глазниц) и челюсти (выглядят натуральными зубными протезами).

Покончив с косметической хирургией, мастера графических изысков принялись чинить движок по нарастающей. Все арены были приведены в аутентичный вид: Саппоро (Sapporo Dome), Сеул (Seoul Stadium), Инчхон (Incheon Sports Complex), Иокогама (Stadium Yokohama)... Дописаны процедуры динамического освещения. Добавлены феерические спецэффекты, которые, помяните мое слово, мы еще не раз будем наблюдать в июне воочию, постоянно захлебываясь от восторга.

Покончив с нагнетанием атмосферы праздника (заодно записав около двух дюжин новых скриптов видеовставок), авторы еще раз поработали над моделью движения футболистов. Получилось это у них... неописуемо. Таких реалистичных по физике, но фантастических по акробатике финтов не делали даже бразильцы времен Пеле (Edson Arantes do Nacsimento). Высшая проба. Потрясающе...

Безоблачное небо и яркие звезды

Превратив будничную версию графического движка от FIFA Soccer 2002 в праздничный наряд для особых торжеств, люди из EA Sports принялись за давно назревшие улучшения игрового процесса.

Помня о незаурядном характере проекта, упор был сделан на ряд вещей. Во-первых, отменили погоду. Создатели WC2002 всерьез полагаются на безоблачное небо над тихоокеанским регионом на протяжении всего июня. Опять же не надо изощряться в зависящем от влажности поля поведении мяча.

Во-вторых, добавили мелкие радости для особо одаренных граждан. Нет, режима тренировки так и не появилось. Ее, хотя и не совсем удачно, заменил новый уровень мастерства AI - "Beginner", находящийся ниже ватерлинии традиционно слабейшего "Amateur".

Третье изменение в теле программы - самое судьбоносное. Справедливо посчитав некоторых профессиональных футболистов несколько профессиональнее остальных, девелоперы короновали их виртуальные копии статусом "звезды". Вещь, знакомая нам прежде по серии NHL, знаменует вот что: игрок, оцененный в какой-либо дисциплине ("PSS", "SHT", "SPD"...) на семь полновесных баллов, получает вместо традиционно треугольника над головой звезду. Счастливец незамедлительно начинает быстро бегать, создавая вокруг голубоватую ауру, раздавать пасы с точностью до микрометра (мяч в таком случае превращается в подобие кометы с молочного цвета хвостиком) и бить точно в створ ворот с любой дистанции, ужасая вратаря скорострельностью (мяч от таких ударов напоминает метеорит с ярко выраженным огненным хвостом). Кроме того, "звездные" игроки заметно отличаются в управлении: накручивать финты, делать обводки и закручивать мяч в момент удара ими гораздо легче.

Форвард - в защиту

Геймплей неуловимо изменился. Это все та же FIFA Soccer 2002, но это - не она. Играть стало проще и интереснее. В смысле - сложнее и красивей. Игра будто бы невольно (на самом деле, разумеется, очень даже обдуманно) подталкивает нас к красивым моментам. Широкий пас на ход, верхняя подача с фланга, выход один на один и бронебойные удары "звезд" метров с двадцати-двадцати пяти... Однако ничего не стало так красиво и одновременно реалистично, как борьба за мяч. Если раньше даже такие почтенные "футбольные симуляторы", как FIFA, довольствовались неуклюжими толчками, то теперь на малюсеньком пяточке разыгрывается целая акробатическая драма. Игра головой, подработка, поднятие мяча в воздух и удар с лета - этому многообразию форм противопоставляются всякого рода пинки, игра в падении, отборы за счет перепасовки и откровенные задержки с плетением ног. Еще не переродившись в целостное полотно реализма, кусочки мозаики по отдельности кажутся безупречными. Все очень красиво и похоже на футбол как таковой.

Традиционно слабое место - AI. Как дружественный - в силу скудоумия и нерасторопности, так и сопернический - в силу... Изменений очень мало - надо это признать. Любимая тактика полигональных дуралеев FIFA Soccer 2002 - дальний верхний пас с середины поля на набегающего флангового нападающего - не изменилась ни на грамм. Только теперь, с ростом уровня сложности, делают они сей финт весьма профессионально, в экстренных случаях перекидывая мяч прямехонько на противоположную штангу.

Наши же усилия перекрываются практически на корню. У железных парней очень трудно выковырять мяч (имеются в виду уровни сложности "Professional" и "World Class"), а выковыряв - некуда перепасовать для продолжения атаки. И дело даже не в умелости визави, а лишь в банальной тупости сослуживцев.

Тем не менее, итоговый тяни-толкай с перманентным отловом шустрых форвардов по углам штрафной весьма неплох. Живо. Зажигательно. Затягивающе...

Приходи на меня посмотреть

Игра. Собственно все, что не игра - чепуха. Или мы не играли на восьмибитных приставках с полным отсутствием элементарного комфорта? Или AI заменит нам золотую статуэтку? А?

WC2002 удалась. За малыми исключениями все гладко и правильно. Ну да - нет гимнов перед матчем. Финальные празднования обыкновенно скомканы до пары ужимок с массовым фотографированием Чемпиона. Да - звезды вносят известный дисбаланс в мултиплеер, и теперь никто в здравом уме и твердой памяти не захочет брать "не престижные" команды (кстати, рейтинг тут вовсе не причем: сборная Англии, всего лишь девятая по рейтингу, обладает пятью (!!!) звездами стартового состава). Зато...

Чемпионат Мира по футболу 2002 года подарил нам не просто еще один спортивный симулятор. Тут сложнее: 2002 FIFA World Cup -- это своего рода смотрины, преддемоверсия грядущей FIFA 2003. В WC2002 практически прямым текстом указаны направления и приоритеты знаменитой серии EA Sports. Каковы они? Они красивы - хотя графика, казалось бы, достигла своего апогея, трудиться стоит: уже поправили лица, добавили движений футболистам, по-новому отнеслись к изображению и освещению арен. Теперь остается закрепить успех в движке, наладить широкое применение геометрических процессоров T&L и нарастить полигонную массу.

Замечательная задумка со "звездами" стоит осмысления. Можно, оберегая хотя бы видимость баланса в мультиплеере, награждать игроков не статическими показателями, а динамическими. Таким образом, оставаясь в многопользовательском режиме достаточно однородной массой, спортсмены будут совершенствоваться по ходу национального чемпионата, получая заслуженную "звездность". Игра станет реалистичнее и во многом интереснее.

Последний оплот интересности (точнее, антиинтересности) - AI... Тут масса работы, где ясно только одно: сегодняшний AI никуда не годен. Упорный жбан с одной единственной тактикой взятия ворот - это ли дело для умудренного и опытного разработчика? Менять и еще раз - менять.

Добавленное время

Итоги в целом крайне благоприятны. 2002 FIFA World Cup - это лучший футбольный симулятор на сегодня. Во многом превосходящий FIFA Soccer 2002 - хотя они в разных весовых категориях - этот проект, безусловно, самое весомое и блистательное праздничное издание спортивной компьютерной игры со времен основания EA Sports. Нет, Euro'2000 - прошлый фаворит номинации - был великолепен для своего времени. Но жизнь идет. Уже давно позади первый и второй "таймы" в существовании сериала. Началось добавленное время...

Наша оценка
Графика 5
Звук и музыка: 4
Управление / Дизайн: 5
Cюжет: Финальная стадия Чемпионата Мира по футболу 2002 года
Игровой интерес: 4+
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не нужно

Другие мнения
"...Начну, пожалуй, с того, что просто шокировало - с музыки, потому как более возвышенных и призывных интонаций я не слышал со времен "Дня независимости" и "Армагеддона". Ощущение того, что ты выходишь не на стадион, а на гладиаторскую арену, не оставляет с первых тактов мелодии. Впрочем, не так уж и далеко оно от реальности. При этом, ладно бы музыка сопровождала только выход команд на поле (ощущение встречи с современными гладиаторами усиливается многократно за счет потрясающей работы камеры при выходе - замедленная съемка выхватывает сосредоточенные лица игроков, мерной поступью идущих на матч всей своей жизни); так еще и каждый забитый гол сопровождается натуральной одой в честь голеадора, уже не говоря о соответствующей случаю анимации. Кстати, пытался посчитать варианты празднований забитых голов - сбился со счета...", -- восхищается происходящему на экране пиршеству коллега Merlion с сайта 7Wolf.

"...Начав играть, вы подумаете, что управление остается неизменным на протяжении всей серии FIFA. Привычная система, издавна используемая игрой... развеется, как только вы получите первую возможность сыграть головой или побороться за высокий мяч. 2002 FIFA World Cup обладает новой системой верховой игры, позволяя выполнять трюки на "втором этаже" с большим контролем и простотой. Используя различные клавиши и их комбинации, вы сможете выполнить как простой удар, так и направленный строго в нужное место. ...", -- на секреты мастерства нам открывает глаза некто Brad, корреспондент сайта Media and Games Online Network.





Оригинал материала: https://3dnews.ru/183326