Оригинал материала: https://3dnews.ru/593304

Репортаж с выставки "Навитех-Экспо" 2010

С 1 по 3 июня в Москве проходил очередной Международный форум по спутниковой навигации, называемый в кругах специалистов ГЛОНАСС-форумом. Параллельно ему, в том же павильоне Экспоцентра, разместилась выставка "Навитех-Экспо" 2010, что дало устроителям право именовать все это одним мероприятием под звучным названием "Международный конгрессно-выставочный проект "Навигационные системы, технологии и услуги". Мы расскажем о наиболее значимых экспонатах этого проекта.

В сравнении с прошлогодним дебютным "Навитехом", выставка приобрела лоск - стало меньше ненужной суеты и случайных посетителей (хотя вход на выставку бесплатен), обозначились свои завсегдатаи. Очевидно, что благодаря соседству с ГЛОНАСС-форумом, "Навитех" - мероприятие более авторитетное и посещаемое, чем прошедший двумя месяцами ранее "Геоформ". Солидности мероприятию добавляет и обилие VIP-персон, находящихся в "свободном доступе". Большинство из "випов" выступило на пресс-конференции, посвященной открытию, а многие - и на секциях ГЛОНАСС-форума.

Директор НИСа Александр Гурко, главный конструктор ГЛОНАССа Юрий Урличич и замруководителя федерального космического агентства Анатолий Ширлов торжественно открывают выставку.

Одним из центральных событий выставки стала демонстрация чипсета NAVSTAR/ГЛОНАСС от КБ "Навис" на объединенном стенде "Навис - Алмаз-Антей".

Приемник NV08C суть первая отечественная разработка такого рода, которая дошла (ну, или почти дошла) до крупносерийного производства. Подробнее об этом чипсете читайте здесь.

"Навис" на стенде демонстрировал эволюцию своих навигационных приемников - от модели Navior-24 трехлетней давности, через прошлогодний СН-4706 до современного NV08C, сделанного по техпроцессу 90 нм. Показали и прототип навигатора, собранного на новом приемнике, но, к сожалению, в действии посмотреть его не дали. Так что реальная способность приемника ловить сигналы ГЛОНАСС в помещении так и осталась невыясненной. Хотя на прошлой выставке "Спирит-Телеком" с удовольствием демонстрировал работу своих приемников, встроенных в навигаторы MIO, и там четко было видно: ГЛОНАСС-спутники в помещении он видит. При похожих заявленных параметрах чувствительности у "Спирита" и "Нависа", последний тоже должен был нормально работать в павильоне Экспоцентра.

Менее заметным конкурентом "нависовскому" приемнику выступил чип тайваньской компании SkyTraq, демонстрируемый на стенде питерской фирмы "Нетроникс".

Точнее, реально демонстрировались только чипы NAVSAR Venus 6, но в разговорах заявляли о том, что к концу года тайваньцы на базе Venus 6 сделают двухсистемный чип NAVSAR/ГЛОНАСС/SBAS Venus 7 с энергопотреблением 140 мВт (у "Нависа", напомним, 150 мВт, а у SirfStar III - 40 мВт). Размерами он будет тоже примерно соответствовать "Навису" - 15х15 мм, и будет выполнен в FPGA-упаковке. То есть Venus 7 - прямой конкурент "Навису", за исключением, может быть, цены - его планируют продавать за 30 долларов. Но это, заметим, розничная цена.

А "Навис" заявил цену модуля NV08C в районе 15-17 долларов, но это за крупный опт, от 50 тыс. шт. Вероятно, при одинаковых объемах закупок цены на эти устройства будут сопоставимы.

Другую альтернативу "Навису" показала китайская фирма Beijing UniStar Microelectronics, приютившаяся в самом незаметном уголке выставки и поэтому мало обращающая на себя внимание.

Более того, на стенде хозяйничали всего два китайца, не говорящие по-русски, что тоже не добавляло им посетителей. А зря, посмотреть там было на что. UniStar привез в Москву реально работающий двухсистемный NAVSAR/ГЛОНАСС-автонавигатор с диагональю дисплея 4,3 дюйма - первый такой аппарат в мире! Причем это был не прототип, а совершенно серийная модель, хоть сегодня заказывай. Устройство основано на 24-канальном приемнике SF-6908A собственного производства, нижний температурный диапазон работоспособности которого, по заверениям китайцев, составляет аж минус 55 градусов Цельсия!

Откроем небольшой секрет - за разработкой этого навигационного модуля стоят российские инженеры, и этот же чипсет использовал "АвтоАудиоЦентр" в навигаторе для ВАЗовской "Приоры".

Навигатор от UniStar называется Glonass DSP 4307, имеет встроенную ГЛОНАСС-антенну и прекрасно ловит спутники в помещении, что хорошо видно на фото ниже.

Заявленная чувствительность - минус 160 дБ/м, частота процессора - 600 МГц. Кроме навигации, в аппарате присутствует более-менее стандартный набор мультимедийных удовольствий (фото, видео, тексты, аудио), причем это едва ли не первый навигатор, способный воспроизводить файлы Real Media и 3GP. Также заявлена поддержка формата DAT, но что именно имеется в виду, китайцы не уточнили. Неужели это первый цифровой формат Digital Audio Tape, разработанный еще в 70-х годах прошлого века для аудиокассет R-DAT и S-DAT?

К сожалению, ничего внятного о рыночных перспективах продукции UniStar выяснить не удалось, но такой навигатор просто не может остаться без внимания потенциальных российских дистрибуторов.

Еще один интересный NAVSAR/ГЛОНАСС-навигатор был показан на стенде РИРВ - Российского института радионавигации и времени, расположенного в Санкт-Петербурге.

Модель НТ-1813, которую представители компании на стенде называли "Пользователь 2,5", сделана в виде странного форм-фактора - носимого навигатора, практически КПК. То есть, его 3,5-дюймовый дисплей по умолчанию имеет вертикальную ориентацию, переключаясь в горизонтальный режим работы только по необходимости, например, при просмотре видео (хотя какое может быть аудио и видео при отсутствии аудиовыхода?).

Приемный тракт устройства "Пользователь 2,5" построен на трехсистемном NAVSAR/ГЛОНАСС/Galileo (+SBAS) навигационном модуле 1К-181, хорошо известном и, увы, не очень современном. Он имеет всего 18 приемных каналов, большие габариты (50х50 мм) и энергопотребление (0,5 Вт). Для носимого навигатора параметр автономной работы - определяющий, поэтому выбор такого "прожорливого" решения выглядит странным. Тем более что питание у "Пользователь 2,5" - встроенные аккумуляторы, которые нельзя быстро заменить на обычные батарейки. РИРВовцы заявляют время работы устройства без подзарядки до 12 часов (при емкости батареи 1800 мАч), но это выглядит совершенно неправдоподобно. Для сравнения - обычный КПК формата 3,5 дюйма с таким же, как у "Пользователь 2,5" разрешением (320х240 точек), допустим, ASUS-696A, при "свежей" батарее емкостью 1200 мАч работает без подзарядки в режиме навигации около трех часов (проверено лично). Но там установлен сверхэкономный чип SirfStar III (потребляет 40 мВт) и есть автоматическое снижение яркости дисплея, которого нет в питерском изделии. Так что предложение для покупателей от РИРВ дооснастить навигатор батареей повышенной емкости (3600 мАч) выглядит разумно дальновидным.

Внутри у "Пользователь 2,5" находится процессор FreeScale тактовой частотой 532 МГц и операционная система WinCE 6.0. Неплохое оснащение, но под вертикальную ориентацию дисплея просто просится Windows Mobile, чтоб было совсем как у КПК. А вот качество пластмассы не понравилось - все выглядит как-то "по-советски", без любви к пользователю. И не понравилась масса - 200 грамм. Для навигатора это нормально (хотя тоже многовато), но для карманного устройства - просто перебор.

"Пользователь 2,5" пока не выпускается, выпуск первой партии в 8000 штук запланирован на август. Продаваться навигатор будет по 8 тыс. руб. в комплекте с картой памяти 1 Гб и навигационным ПО City Guide. Один экземпляр на выставке даже подарили Валерию Бабакову, он включил, обрадовался - работает! Но серьезных коммерческих перспектив, если честно, у этого прибора не просматривается. Даже с учетом того, что на последующие модификации планируют установить Bluetooth и GPRS-модемы.

Для автолюбителей РИРВ предлагает еще один NAVSAR/ГЛОНАСС-навигатор "Авто-К", в качестве внешнего модуля, без дисплея. Построен он на том же приемнике 1К-181, а связь со средством отображения (планшетный компьютер, нетбук или Car-PC) осуществляет по Bluetooth. Но он тоже показался весьма тяжелым и некомпактным.

На маленьком столике стенда федерального сетевого оператора НИС-ГЛОНАСС собрали образцы разной аппаратуры. Собрали - и бросили, предложив покопаться в этих завалах самим посетителям. К НИСу эти образцы прямого отношения не имели, и представители на стенде только руками разводили, мол, не знаем ничего.

А между тем, среди образцов были весьма любопытные экземпляры. Например, "Гранит-Навигатор.01" от фирмы "Сантэл", "дочки" известного производителя носимых и автомобильных радиостанций "Гранит". "Гранит.01" - это семидюймовый навигатор с повышенным разрешением дисплея (800х480 точек) и встроенным литий-полимерным аккумулятором (обычно "семидюймовки" автономным питанием не оснащаются, что неудобно). Надо ли говорить, что и этот навигатор оснащен модулем NAVSAR/ГЛОНАСС, причем 36-канальным (производитель, увы, остался неизвестен). В комплекте - встроенная антенна для обеих навигационных систем, модуль GSM и - внимание! - порты Ethernet, RS485 и CAN 2.0. То есть это не только навигатор, но и полноценный диагностический компьютер, который считывает информацию с CAN-шины автомобиля. Плюс, как бонус, "тревожная кнопка", отправляющая сигнал тревоги и координаты автомобиля по заданному телефонному номеру.

Надо сказать, что "Сантэл" производит целую линейку навигаторов, способных интегрироваться в навигационно-диспетчерскую систему управления транспортом "Гранит". Есть даже модели ("Гранит.07" и "Гранит.08") со встроенной радиостанцией. Очевидно, что они рассчитаны больше на "дальнобойщиков" и других профессиональных водителей, но и обычному автолюбителю ничто не мешает взять такое устройство в дальнюю поездку.

"Ижевский радиозавод" приехал на "Навитех" практически с тем же ассортиментом, что мы видели и год тому назад. На стенде - хорошо знакомые приемники МНП-М3, МНП-М5 и наконец-то доведенный до серийного производства компактный МНП-М7.

Как рассказал маркетолог радиозавода Олег Косарев, МНП-М7 уже сделали в количестве нескольких тысяч штук, и разошелся он, в основном, по производителям автомобильных терминалов и систем слежения.

Продают этот приемник в розницу по 3900 руб., и это уже в последней модификации, в которой удалось понизить энергопотребление (в сравнении с прошлогодним прототипом) на 300 мВт. (Сейчас его потребляемая мощность составляет 0,4 Вт, что в десять (!) раз больше, чем у SirfStar III). Приемники МНП-М3 иМНП-М5 продолжают покупать, но в основном, те, кто изначально разрабатывал свою аппаратуру под эти модули, а как известно, с ижевцами плотно сотрудничают производители "спецаппаратуры".

Показанный в прошлом году семидюймовый навигатор "Сириус" в производство пока не пошел, собрали только небольшую отладочную партию. Обещают начать продажи через квартал.

Сейчас "Сириус" сделан на приемнике NAVSAR/ГЛОНАСС МНП-М3, который невероятно "прожорлив" (0,8 Вт), поэтому его хотят перевести на ставший серийным МНП-М7. Тем более что последний получился существенно более дешевым. С ценой и объемами производства по "Сириусу" ижевцы пока не определились. После начала продаж "семидюймовки" планируют расширить ассортимент - появятся и 4,3-дюймовые аппараты.

НИИ КП (институт космического приборостроения), похоже, не отказался от идеи продвигать марку Glospace. Но откровенно издевательские комментарии журналистов по поводу неудач с первым навигатором Glospace SGK-70 свое дело сделали - навигаторов на выставку НИИ КП не привез. Но в приватной беседе нам рассказали, что модель SGK-70 доработана, в ней появились GPRS-модем для приема информации о пробках и порт для подключения камеры заднего вида. Ассортимент расширился - теперь под маркой Glospace будут продаваться четыре модели. Кроме названного SGK-70, это будет 4,3-дюймовый навигатор SGK-40, а также встраиваемые модели SGK-71 и SGK-72, одно- и двухдиновые соответственно (у первого - моторизованный выезжающий дисплей). Очевидно, что это рядовые китайские аппараты, в которые встроен 24-канальный NAVSAR/ГЛОНАСС-приемник SGK, разработанный самим НИИ КП. Он, кстати, предлагается в виде внешнего модуля с подключением по USB под названием SGK-М. Впрочем, он пока не очень предлагается - производство только началось, для чего в НИИ КП закупили две линии для автоматического планарного монтажа. SGK-М примечателен тем, что антенна в него уже встроена, на фото она висит на проводочке, но это просто демонстрация наличия самой антенны. Реально же она прячется в корпусе вместе с платой. Интересное решение, прямо скажем.

На новой производственной линии будут делать и другой двухсистемный приемник, который пока даже названия своего не имеет. Но известно, что он 32-канальный, сделан по топологии 0,18 микрон и имеет встроенный в кристалл коррелятора процессор.

Очень любопытной, хотя и непрофильной, была экспозиция завода "Энергия" из города Елец.

Завод специализируется на необычных источниках тока - суперконденсаторах. Их действительно используют в качестве источников питания, ведь у них огромная емкость, обеспечивающая высочайшую плотность энергии. И это накладывается на главное преимущество конденсаторов в сравнении с аккумуляторами - способность отдавать энергию импульсно, выдавая максимальный ток в единицу времени. Суперконденсаторы производства "Энергия" используются на железнодорожном и морском транспорте, в военной аппаратуре. А теперь завод выпустил и потребительские решения, как готовые - в виде аппарата запуска двигателя автомобиля при разряженном аккумуляторе, так и универсальные, в виде просто конденсаторов. Характеристики впечатляют. Как думаете, какая может быть емкость у конденсатора размером с две пачки сигарет? Не поверите - 6 тыс. Фарад! При внутреннем сопротивлении, отметим, в 0,3 мОм.

На выставке "Навитех-Экспо" было еще много достойных упоминания фирм. Но они либо не показали никаких новинок, либо эти новинки не связаны с ГЛОНАССом. Так что если мы кого-то не назвали - не обижайтесь, готовьте новинки к следующему сезону. Осталось недолго - всего год.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/593304