Новости Hardware

Провальный полёт Starliner: Boeing уличили в халатности, компания оправдывается

Первый пробный полёт пилотируемой космической капсулы Boeing CST-100 Starliner завершился неудачно. Капсула не пострадала и вернулась на землю, но стыковка с МКС сорвалась. Разбор полётов выявил ошибки в работе программного обеспечения капсулы, одна из которых могла даже привести к её разрушению. Но всё оказалось намного хуже.

Говорят, что за каждым геройским поступком всегда стоит чья-то глупость. Хорошо, что в капсуле Starliner не было живого экипажа. Хотя в Boeing поначалу сообщили, что будь капсула с пилотами, то они могли бы исправить ошибку программы и самостоятельно управлять полётом капсулы. В таком случае двигатели отделения служебного модуля от пилотируемого включились бы в нужное время, и горючего хватило бы на выход на нужную орбиту и стыковку с МКС. Автоматика же неправильно отреагировала на датчики и таймер и запустила двигатели с ошибками в расписании.

Специальная комиссия NASA выявила ошибки в программном коде узлов для управления двигателями и системами пилотируемой капсулы. Более того, выяснилось немыслимое для инженеров Национального агентства. Специалисты Boeing, как оказалось, не выполнили предстартовую проверку капсулы и всей системы в полном объёме. Вчера по этому поводу руководитель программы Boeing Starliner Джон Малхолланд (John Mulholland) провёл телеконференцию.

По словам Малхолланда, полная предстартовая проверка всех систем капсулы в связке с ракетой-носителем Atlas V заняла бы 25 часов. С точки зрения инженеров Boeing, это была бы неприемлемая трата времени. Поэтому полётные этапы были разбиты на отдельные части (взлёт, отделение ступеней и служебного модуля, подлёт к МКС, стыковка, обратная дорога и так далее). Симуляция по частям не выявила проблем с системой, и ракете дали добро на взлёт.

Сам старт и взлёт прошли штатно. Нештатная ситуация началась незадолго до отделения служебного модуля от капсулы. Позднее выяснилось, что двигатели капсулы в этот момент могли включаться без контроля и привести к столкновению и разрушению обоих модулей. Без этого обошлось, но вылезла другая ошибка, которая привела к срыву расписания запуска двигателей капсулы после отделения. Комиссия NASA определила, что если бы предстартовая проверка прошла в одном непрерывном цикле от начала до конца, то этого можно было избежать.

Глава программы Starliner попытался защитить проводивших тестирование инженеров. По его словам, в разбиении программы испытания на части не было некомпетентности, желания сэкономить или другого умысла. В этой связи интересно вспомнить первую высадку астронавтов на Луну. Тогда тоже была масса внештатных ситуаций, хотя всех их можно было бы избежать, достаточно было бы тщательно изучить рекомендации инженеров, которые указывали на возможные несоответствия в работе оборудования.

Комиссия по инциденту со Starliner продолжает работать. В NASA ещё не объявили, потребуют ли оно новый тестовый полёт аппарата, но в Boeing на этот случай зарезервировали $410 млн.

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Авторы Sniper Elite 5 раскрыли системные требования и рассказали про стелс в игре 19 мин.
Демоверсия вдохновлённого The Legend of Zelda экшена XEL стала доступна для скачивания в Steam 38 мин.
Take-Two завершила приобретение Zynga за $12,7 млрд — пока что это самая крупная сделка в истории видеоигр 2 ч.
Instagram создала эксклюзивные шрифты Instagram Sans — он позволит отличить Reels от TikTok 2 ч.
Студия-разработчик последних Deus Ex могла выпустить свою Final Fantasy XV, но Square Enix передумала 2 ч.
Видео: список целевых платформ и отрывки игрового процесса в новом трейлере экшен-приключения I, the Inquisitor 3 ч.
Clearview AI оштрафовали на $9,5 млн и обязали удалить данные жителей Великобритании 5 ч.
Минцифры хочет ограничить разработку ПО госсектором для повышения заработка IT-компаний 5 ч.
Президент Европейского центробанка назвала криптовалюты бесполезными и ничем не обеспеченными 6 ч.
Большое обновление эмулятора PCSX2: тёмная тема, поддержка DualShock 4 и DualSense, улучшенный интерфейс 6 ч.