Сегодня 25 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор беззеркальной камеры Fujifilm X-T4: стремительный апгрейд

⇣ Содержание

#Съемка в JPEG, моделирование пленки, творческие функции

Снимки, сделанные на Fujifilm X-T4 с автоматическим балансом белого и стандартным режимом моделирования пленки (PROVIA), традиционно для камер Fujifilm производят приятное впечатление: естественные цвета, отсутствие «задранного» контраста или чрезмерной насыщенности, достойный динамический диапазон.

Съемка с различными пленочными профилями — фирменная «фишка» Fujifilm, возможность немного окунуться в фотографию прошлого, подбирая под каждый сюжет оптимальную пленку. Конечно, это своеобразная игра, но игра довольно увлекательная. Если вам не хочется «заморачиваться» в процессе, можно установить стандартный профиль — для большинства ситуаций он подходит хорошо. Но на мой вкус, так мы потеряем значительную часть удовольствия от работы с камерами Fujifilm.

Набор пленочных профилей — общий для всех камер системы, однако производитель регулярно дополняет список. В предыдущих обзорах я уже отмечала недавно появившийся профиль CLASSIC Neg, который мне очень приглянулся. Теперь выдалась возможность потестировать его на новых сюжетах — в условиях летней погоды, и я отметила, что для съемки природы он также отлично подходит: зеленые тона выглядят очень привлекательно и стильно — это, конечно, чистая «вкусовщина», но меня результат порадовал.

Режим моделирования пленки CLASSIC Neg

Главная интрига — появление в X-T4 нового режима моделирования пленки «Eterna Bleach Bypass», который воссоздает эффект использования техники обработки фотопленки с галоидным серебром. Снимки получаются довольно «драматичные» — контрастные, со сниженной насыщенностью. Мне понравился профиль — хоть он и несколько мрачноват, но если удачно подобрать для него сюжет, можно без дополнительной обработки получить выразительные фото.

Режим моделирования пленки «Eterna Bleach Bypass»

Остальные 16 режимов уже хорошо знакомы пользователям Fujifilm, возможно, у вас даже есть свои фавориты. Я чаще всего прибегаю к моделированию пленки Velvia, чтобы сделать цвета более насыщенными, либо к различным черно-белым форматам: их выбор весьма широк из-за того, что к черно-белому изображению можно применить эффект желтого, красного или зеленого цветового фильтра, таким образом дополнительно влияя на контраст снимка.

Сравнение стандартного режима моделирования пленки PROVIA (слева) и моделирования пленки VELVIA (справа)

Примеры съемки с черно-белыми пленочными профилями

Добавить еще больше пленочной атмосферы на фото можно с помощью эффекта пленочного зерна. Можно регулировать эффект зернистости: сильный или слабый, крупное зерно или мелкое. Зерно часто «к лицу» контрастным черно-белым снимкам, но, разумеется, вы можете экспериментировать и с цветными.

 Пример добавления на снимок эффекта пленочного зерна

Пример добавления на снимок эффекта пленочного зерна

Снимать сразу с выбранным пленочным профилем или применить его же позже, при обработке RAW, – безусловно, выбор каждого фотографа. Второй вариант, пожалуй, проще и логичнее, но отчего-то есть особое удовольствие от того, что видишь «тот самый» цвет уже в процессе.

Для любителей более радикально влиять на характер снимка в камере есть и традиционные для компании Fujifilm художественные фильтры. Всего их тринадцать, причем шесть из них — это черно-белые фильтры с возможностью выделить на снимке только один цвет. В предыдущих статьях (в частности, в обзоре камеры Fujifilm X-A7) я уже писала, что это довольно специфическая опция, которая работает успешно лишь в ограниченных условиях: когда в кадре есть только один объект нужного нам чистого цвета, и другие объекты не содержат его примесей.

Если подключить фантазию, можно найти подходящее применение художественным фильтрам, но слишком увлекаться ими я бы не советовала, так как изображение получается далеким от естественности.

Примеры съемки с художественными фильтрами

Отмечу еще одну недавно появившуюся фирменную разработку Fujifilm: функции Color Chrome Effect и Color Chrome Blue. Первая добавляет дополнительный контраст и насыщенность цветам изображения, в то время как вторая применяет те же эффекты, но только к синему цвету. Результат получается довольно деликатный, но при этом снимки смотрятся сочнее. При съемке пейзажей в солнечную погоду я практически постоянно использовала функцию Color Chrome Blue — ее воздействие напоминает эффект поляризационного фильтра, небо действительно выглядит более выразительно.

У Fujifilm X-T4 есть и другие традиционные творческие функции: режим мультиэкспозиции, съемка панорам, HDR. Я не буду подробно останавливаться на них, так как они реализованы аналогично подобным во многих других камерах компании, обзоры которых выходили в последнее время.

#Съемка в RAW, динамический диапазон

X-T4 предлагает пользователю новый формат сжатия RAW. Теперь у нас на выбор три варианта: несжатый RAW, сжатие без потерь и простое сжатие (очевидно, подразумевается, что с потерями). Это может показаться странным дополнением, но в ситуации, когда необходима экономия места на носителях, такое решение вполне себя оправдывает. Впрочем, разница в весе между сжатым и сжатым без потерь файлом в большинстве случаев оказалась не очень большой, у Canon с ее форматом C-RAW в этом отношении заметное преимущество. По умолчанию я снимала в формате без сжатия.

Чтобы оценить динамический диапазон камеры и возможности редактирования RAW-файлов, я выбрала несколько контрастных сюжетов. Если взглянуть на внутрикамерные JPEG этих снимков, мы заметим чрезмерно глубокие тени и/или пересвеченные участки. Наша задача – восстановить их так, чтобы и в светлых, и в темных областях кадра видеть максимум деталей. Обработка производилась в конвертере Adobe Camera RAW. Посмотрим примеры. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора.

Скачать RAW-файлы (324 Мбайт)

Запас в тенях хороший: даже из практически черных участков без проблем удается извлечь информацию. При этом очень радует отсутствие выраженного шума при осветлении. Борьба с пересветами тоже весьма эффективна — конечно, «выбитые в ноль» участки восстановить не выйдет, но значительно проявить фактуру в ярких областях — легко. При съемке сильно контрастных сцен лучше немного недоэкспонировать фото, чтобы не терять всю информацию в светах, — тогда, скорее всего, обработка поможет спасти кадр.

#Автофокус, серийная съемка, буфер

Несмотря на то, что количество точек автофокуса осталось неизменным по сравнению с Fujifilm X-T3 (425), — некоторые изменения новое поколение камер также предлагает. Одно из них — улучшение отслеживания объекта, в том числе в условиях низкой освещенности. Второе — улучшенная система обнаружения лиц и глаз, позаимствованная у модели X-Pro3. Также появилась опция выбора определенного лица.

В реальной практике съемки портретов эта функция показала себя хорошо: камера быстро обнаруживает лицо и глаза и «не отпускает» их при движении модели или фотографа. С расстояния около 6 метров (портрет по колено) при хорошем освещении X-T4 еще способна распознавать глаза, если отойти дальше — срабатывает уже только распознавание лиц. Хороший результат. При необходимости можно назначить приоритет конкретного глаза — правого или левого — и камера будет фокусироваться по нему. Для моих задач удобнее автоматический выбор. При съемке против солнца распознавание глаз работает несколько хуже — иногда камера указывает не на глаз, а, например, на переносицу. Cо слабым освещением ощутимых проблем с распознаванием лиц и глаз не было.

 Система распознавания лиц и глаз в Fujifilm X-T4 в целом работает эффективно

Система распознавания лиц и глаз в Fujifilm X-T4 в целом работает эффективно

При съемке не портретных сюжетов режим распознавания лиц лучше отключать — это облегчит задачу камере. Автофокус Fujifilm X-T4 в целом цепкий и быстрый, но при съемке низкоконтрастных сцен бывают проблемы — камера не может сразу «зацепиться» за нужный объект, даже если задать точку фокусировки в нужном месте. Также я столкнулась со странной ситуацией, когда при съемке в режиме «все точки» область фокусировки фиксировалась в какой-то одной позиции (например, в правом верхнем углу) и при перекомпоновке кадра или даже при переходе на другой сюжет не менялась. Для смены приходилось задавать новую область вручную. Такое ощущение, что камера просто периодически зависала — это может быть особенностью конкретного тестового образца.

Следующее испытание — следящая фокусировка. Fujifilm X-T4 имеет новый механический затвор, способный снимать со скоростью 15 кадров в секунду. С электронным затвором вы можете получить 20 кадров в секунду, а если воспользоваться функцией съемки с кропом 1,25 — 30 кадров в секунду. Что радует — экспозиция не обязательно фиксируется по первому кадру, она может меняться от кадра к кадру, если выбрать соответствующий пункт в меню. При съемке динамичных сцен можно облегчить камере задачу, указав, какой тип движения мы снимаем. Например, есть универсальная настройка, есть параметры «Игнорировать препятствия и продолжать следить за объектом», «Для объектов, двигающихся хаотично, ускоряясь/замедляясь» и другие. Я снимала тест с бегущим на камеру человеком, используя универсальную настройку и режим распознавания лиц/глаз. Большая часть снимков сфокусирована корректно, но периодически модель на 1-2 кадра выпадала из резкости.

Так ведет себя Fujifilm X-T4 при съемке динамичных сцен со следящим автофокусом: иногда фокус не поспевает за движением, но камера быстро ловит модель снова

Буфер обмена при этом недостаточно большой: мне удалось получить непрерывную серию длиной 33 кадра при съемке в формате RAW (несжатый) + JPEG (максимальное качество). Сама по себе цифра неплохая, но при скорости съемки 15 кадров в секунду это означает две с небольшим секунды съемки — для камеры, позиционирующейся и в качестве репортажной, этого откровенно недостаточно.

#Съемка на высоких ISO

Диапазон светочувствительности Fujifilm X-T4 – 160–12 800 ISO, с расширением «вниз» до 80 ISO и «вверх» до 51 200 ISO.

Как и в предыдущих моделях серии, здесь есть функция Auto ISO: пользователь может задать три разные схемы, назначив нижний и верхний порог светочувствительности, а также предельное значение выдержки — между ними удобно переключаться, снимая различные типы сюжетов: например, при съемке пейзажей ограничить светочувствительность значением 800 ISO, чтобы не переживать о шумах, а при съемке детей в движении — установить верхний порог на 6400 ISO, чтобы камера могла использовать более короткие выдержки при недостатке света.

Модель X-T3 показала в свое время неплохие для своего класса результаты съемки на высоких ISO – вплоть до значения ISO 6400 камера не выдавала сильного шума, да и на ISO 12800 многие сюжеты смотрелись неплохо. От Fujifilm X-T4 мы можем ожидать аналогичных результатов. Для наглядности покажу несколько сюжетов, снятых на разной светочувствительности. Фото сделаны в формате RAW + JPEG (в JPEG применен стандартный уровень шумоподавления).

ISO 1600: снимок «гладкий», сохранена хорошая детализация, невооруженным глазом шум особенно не заметен ни в RAW, ни в JPEG.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

ISO 3200: небольшой шум виден при приближении снимка в тенях при разглядывании оригинального RAW-файла, но общую картину он сильно не испортил: фото также хорошо детализировано, цвета переданы корректно. В JPEG встроенный шумодав немного сгладил детали пейзажа, но это также не вредит общему восприятию картинки — фото весьма неплохого качества.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Для сравнения — другой типа сюжета, ночная съемка. Здесь в кадре много равномерно окрашенного неба, и на нем шумы уже заметны довольно отчетливо. Кадр сделан на ISO 4000.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

ISO 6400 – все еще неплохое качество, шум мелкий и монохромный, не сильно портит общую картину.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

ISO 8000 – качество достаточное для публикации в соцсетях или печати небольшим форматом. JPEG уже чуть «замыленный», но в целом шумоподавление справляется хорошо.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Последний пример — портрет при тусклом свете монитора на ISO 12800. Здесь уже очевидны проблемы с качеством. В «серьезной» съемке я бы избегала такого значения светочувствительности, но снять что-то на память можно. На другом сюжете, например, при съемке архитектуры, подобные шумы будут не столь критичны.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Скачать RAW-файлы (225 Мбайт)

Для более полной и объективной картины посмотрим снимки тестовой сцены на всех основных значениях ISO.

ISO 80

ISO 160

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

ISO 51200

Скачать RAW-файлы (522 Мбайт)

В целом результаты ожидаемые, какого-то прогресса по сравнению с предыдущей моделью нет, но для своего класса фотокамер Fujifilm X-T4 демонстрирует достойные результаты.

#Стабилизатор

Итак, появление стабилизатора — ключевое изменение в рамках линейки. В Fujifilm X-T4 используется пятиосевая стабилизация на основе сдвига матрицы. По заявлению производителя, стабилизация дает выигрыш до целых 6,5 стопа при использовании объективов с оптической стабилизацией (в нашем тесте это объектив FUJINON XF18-55mmF2.8-4 R LM OIS, его я и использовала, снимая для этого раздела). Это означает, что статичные сюжеты теперь можно снимать с рук на значительно более длинных выдержках, получая прирост в качестве за счет снижения ISO – заманчивая перспектива. Я попробовала поснимать несколько разных сюжетов с рук, чтобы проверить, какова будет эффективность стабилизатора. Результаты довольно неоднозначные.

Периодически мне удавалось сделать резкие кадры на действительно длинных выдержках. Например, фото ниже сделано на выдержке 1/2 секунды при фокусном расстоянии 18 мм. Резкость, конечно, не совсем такая, как при съемке со штатива, но очевидного смаза нет.

А этот снимок сделан также на выдержке 1/2, но при этом на фокусном расстоянии 55 мм. И также резкость очень неплохая!

В то же время иногда на гораздо более коротких выдержках результат был неудовлетворительным:

 Выдержка — 1/10 секунды, фокусное расстояние — 55 мм. Ярко выражена «шевеленка»

Выдержка — 1/10 секунды, фокусное расстояние — 55 мм. Ярко выражена «шевеленка»

Общее впечатление — получить резкий кадр на длинной выдержке можно, но не гарантированно. При использовании выдержек 1/2 или 1/4 качественным получаются несколько фото из серии, остальные приходится отправлять в брак. Многое, конечно, зависит и от навыков самого фотографа. Мой вывод — стабилизатор X-T4 весьма хорош. Возможно, не лучший из тех, что я видела в камерах вообще, но для Fujifilm это очень важный шаг вперед.

#Автономная работа

Fujifilm X-T4 – первая камера X-Mount, которая отошла от батареи типа W126, представленной впервые еще в камере X-Pro1 (2012 год!). Вместо нее используется новый аккумулятор NP-W235.

Это батарея емкостью 15,84 Вт·ч (2200 мА·ч, 7,2 В), очень похожая на используемые в зеркальных камерах любительского уровня. При тестировании по стандарту CIPA X-T4 способна сделать около 500 кадров на одном заряде. Сколько кадров вы сможете сделать на практике, предсказать в точности невозможно, так как это зависит от множества факторов: температуры окружающей среды, того, насколько часто вы прибегаете к работе с дисплеем для управления камерой и просмотра файлов, как часто вы включаете-выключаете камеру, снимаете ли вы только фото или видео тоже и так далее. У каждого фотографа свои привычки и манера обращения с инструментом, поэтому мой опыт не может экстраполироваться на всех. Мне удавалось получить даже больше снимков до полной разрядки камеры, чем заявляет производитель.

Зарядка камеры происходит с помощью USB-кабеля, доступна съемка во время зарядки. Если вам необходимо вынесенное зарядное устройство — его придется приобретать отдельно; необычная жадность, ведь речь идет о камере ценой в полторы сотни тысяч рублей. Зато новое зарядное устройство DC-W235 позволяет заряжать одновременно два аккумулятора, показывая уровень заряда в процентах.

#Съемка видео

Как уже частично упоминалось в статье, любители видеосъемки найдут для себя ряд приятных улучшений в X-T4: во-первых, доступ к функции видеосъемки стал удобнее и осуществляется одним движением, во-вторых, появился экран с абсолютными степенями свободы, что, в частности, придется по вкусу видеоблогерам, в-третьих, конечно же, — наличие стабилизации, которая также работает в режиме видео. Есть, однако, и изменение в обратную сторону — в X-T4 исчез разъем для наушников, вместо него предлагается использовать порт USB Type-C с переходником, как на современных смартфонах.

В остальном же в плане видеовозможностей Fujifilm X-T4 мало отличается от своей предшественницы, но за полтора года в мире изменилось не так много — возможности вполне в духе времени. Она способна снимать 4K-видео с частотой до 30 или 60 кадров в секунду. На выбор предлагается 8- или 10-битный захват цвета 4:2:0 (при использовании внешнего рекордера — 4:2:2) с различными цветовыми режимами, включая F-Log, Hybrid Log Gamma и кинематографический режим Eterna. Длина роликов ограничена — в 4K-разрешении с частотой 60p можно снимать не более 20 минут, с частотой 30p – порядка получаса.

Скачать оригинал видео (1,1 Гбайт)

Как и в Fujifilm X-T3, в режиме видео отсутствует опция отслеживания произвольного объекта, однако доступно распознавание и отслеживание лиц и глаз. И камера действительно ловко «цепляет» лицо в кадре, но так же легко его и теряет в произвольный момент — так что я бы не рекомендовала снимать с этой настройкой, например, интервью – X-T4 способна непредсказуемо сместить фокус не туда.

Скачать оригинал видео (838 Мбайт)

Скачать оригинал видео (448 Мбайт)

Стабилизатор работает неплохо, но уровня Panasonic Lumix S1R или Leica SL2 он не достигает — изображение может непредсказуемо подрагивать даже при плавных движениях руки. Качество картинки в целом хорошее, эффект плавающего затвора не выражен.

Скачать оригинал видео (1,18 Гбайт)

Следующее видео снято в режиме моделирования пленки Velvia для придания пейзажу максимально сочных цветов.

Скачать оригинал видео (1,16 Гбайт)

Из приятных бонусов отмечу возможность записи видео одновременно на две карты памяти, возможность съемки с использованием пленочных профилей, замедленную съемку Full-HD со скоростью до 200/240 кадров в секунду.

#Заключение

Fujifilm X-T4 — весьма удачный, пусть и не радикальный, апгрейд семейства наиболее близких к профессиональному статусу кроп-камер X-серии, но не уверена, что стоит рекомендовать эту камеру к покупке тем, у кого уже есть X-T3. Начинка по большей части осталась той же, заметного прироста качества самой картинки вы не получите. А вот тем, кто присматривался к X-T3 и размышлял о покупке, я бы посоветовала именно новую модель: все-таки наличие стабилизатора — большой плюс, да и более высокая скорость серийной съемки, продолжительность жизни батареи, лучше реализованная эргономика не будут лишними. Но и доплатить за эти радости жизни придется изрядно — на старте продаж X-T4 стоит 144 000 рублей, то есть в полтора раза дороже X-T3.

В целом Fujifilm X-T4 видится мне камерой, не заточенной под какую-то узкую нишу: она вполне может быть интересна и профессионалам, и энтузиастам; она подходит для съемки и фото, и видео в разных жанрах. Для своего класса камера мощная, с ней приятно и не скучно работать. Может быть, такая фишка, как, например, имитация пленочных профилей, объективно не очень нужна в наш век изобилия пресетов для обработки уже на компьютере, но эта та вещь, которая делает опыт работы с камерами Fujifilm действительно особенным. Для тех же, кому важна исключительно функциональность, X-T4 тоже не станет разочарованием: достойная работа на высоких ISO, хороший стабилизатор, современные стандарты съемки видео, широкий динамический диапазон, качественный результат в JPEG — все ключевые характеристики у нее на уровне. У меня возникли некоторые вопросы к работе автофокуса, но подозреваю, что часть проблем — особенность конкретного тестового образца. В том, что касается портретной съемки, распознавания лиц и глаз, камера показала себя хорошо.

В сравнении с другими кроп-камерами, обладающими столь универсальными характеристиками, Fujifilm X-T4 смотрится очень уверенно, но из-за высокой цены она уже начинает конкурировать и с полнокадровыми моделями: Sony a7 III, Canon EOS RP, Nikon Z6. Перед ними она имеет преимущество в скорости работы и в более недорогой и компактной оптике, но уступает в качестве съемки. Далее все зависит от ваших приоритетов.

Скачать RAW-файлы (1,72 Гбайт)

Достоинства:

  • качество изготовления, наличие защиты от погодных условий;
  • продуманная эргономика, широкие возможности кастомизации органов управления;
  • поворотный механизм экрана с абсолютными степенями свободы;
  • хороший стабилизатор;
  • качественная съемка на высоких значениях ISO;
  • пленочные профили и другие интересные творческие функции;
  • широкий динамический диапазон;
  • высокая скорость серийной съемки;
  • хорошие возможности видеосъемки;
  • большое время автономной работы;
  • отдельные меню для фото и видео;
  • два слота для карт памяти.

Недостатки:

  • отсутствие разъема для наушников (подключение только через переходник);
  • не всегда точное и быстрое срабатывание автофокуса;
  • следящий автофокус за произвольными объектами недоступен в режиме видео;
  • ограниченное время записи видео;
  • недостаточно большой буфер на максимальной скорости съемки;
  • нет в комплекте внешнего зарядного устройства;
  • запутанное меню + ошибки в русифицированной версии.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Tesla в течение квартала инвестировала в ИИ-инфраструктуру около $1 млрд 13 мин.
Скандал в EKWB разрастается: сотрудники пожаловались на нездоровый климат в компании 34 мин.
Одноплатный компьютер ASRock SBC-262M-WT получил чип Intel Amston Lake и три коннектора M.2 35 мин.
TSMC пообещала освоить 2-нм техпроцесс в 2025 году, а 1,6-нм техпроцесс — на год позднее 3 ч.
На фоне ИИ-бума выручка SK hynix взлетела в два с половиной раза 6 ч.
Космический мусор вызвал перебои с электричеством на китайской орбитальной станции 13 ч.
Advent Diamond разработала техпроцессы для выпуска алмазных чипов, которым не страшен перегрев 13 ч.
Представлен смартфон Oppo K12 — он практически полностью повторяет OnePlus Nord CE4 14 ч.
Китайские телеком-гиганты потратят миллиарды долларов на оптовые закупки ИИ-серверов 16 ч.
Акции Tesla резко выросли после заявления Маска о планах выпуска доступных электромобилей 16 ч.