Сегодня 20 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Самурай и ниндзя. Легендарные японские воины в мире видеоигр

— Путь самурая не нужен больше никому...

— Не нужен? Что может быть нужнее?

Х/ф «Последний самурай», 2003

Японские острова, будто наверстывая века самоизоляции, привнесли в массовую культуру в XX-XXI веках множество ярких образов. Японские воины — одна из визитных карточек Страны восходящего солнца. Дисциплина, самоотречение, боевое искусство на грани человеческих возможностей, экзотические доспехи и оружие — образы самураев и ниндзя влекут и будоражат кровь, особенно молодых людей. С появлением на экранах кинотеатров суровых меченосцев и мистических убийц европейцы и американцы влюбились в них мгновенно. Гайдзины восторженно округляли свои гигантские глаза и требовали больше ниндзя, больше самураев. Геймдев, культура сколь молодая, столь и резвая, не моглпройти мимо.

Приобщиться к духу самураев было возможно еще в седую старину, задолго до появления всяческих PlayStation и игр на CD-дисках. На платформе ZX Spectrum была в свое время (год выхода — 1988-й) популярна игра Samurai Warrior: The Battles of Usagi Yojimbo. Она позволяла управлять самураем, наводя катаной ужас на местных разбойников. Интересной особенностью стала боевая система — в кои-то веки игрока заставили точно рассчитывать удары мечом. То есть катана должна была попасть точно в тело неприятеля, при небольшом радиусе поражения и при постоянном движении цели. Слешеры тех времен относились к подобным деталям с пренебрежением, но Samurai Warrior приучал быть внимательным. К тому же в игре имелись пускай крохотные, но все же элементы приключенческого жанра: герой прятал оружие в ножны и разгуливал по деревенькам, раскланиваясь с прохожими. Изюминку добавлял сам антураж игры: действие происходило в стране антропоморфных животных. Главный герой был зайцем и сражался с носорогами и медведями.

 Samurai Warrior: The Battles of Usagi Yojimbo

Samurai Warrior: The Battles of Usagi Yojimbo

Технологии не стояли на месте, и вскоре игрокам стало все проще чуять запах цветущей сакуры и переноситься у экрана в далекую Японию. Железо становилось сложнее, хитовые самурайские игры стали появляться все чаще. 2001 год ознаменовался запуском на PlayStation 2 самой, пожалуй, известной серии игр о Пути воина — Onimusha. Первая часть франшизы с подзаголовком Warlords знакомила с молодым самураем Самоноске Акечи, грозой демонов. Герой запомнился во многом благодаря сыгравшему его актеру Такеши Канеширо эта звезда азиатского кино работала с такими мэтрами, как Джон Ву и Чжан Имоу. Колоритной основой стали японские легенды, а процесс был образцовым слиянием экшена и хорроров на выживание. Саманоске ловил души демонов магической перчаткой, бил из лука, стрелял из аркебузы, но основным оружием был все-таки самурайский меч (правда, здесь не обошлось без волшебных вариаций с громом и молниями). Похождения Акечи продались внушительным тиражом, а Onimusha стала одной из самых известных серий гиганта Capcom. В третью часть даже заглянул легендарный француз Жан Рено. Что интересно, все четыре основные части сериала имеют очень высокий рейтинг критиков: на агрегаторе оценок Metacritic все Onimusha оценены не ниже 80%. Слухи о возрождении бренда витают в инфосфере уже давно, и что-то нам подсказывает, что вскоре демонам вновь не поздоровится.

 Onimusha: Warlords

Onimusha: Warlords

Что касаемо жанров игр о самураях, то в последние два десятка лет предпочтение отдается экшенам от третьего лица — так игрок может сполна оценить воинскую стать героя и полюбоваться боевой анимацией. Самурайская эстетика и красивая хореография сражений обеспечили многим тематическим проектам коммерческий успех и признание.

Так, именно визуальная часть во многом обеспечила популярность экшену Genji: Dawn of Samurai (год выхода — 2005, платформа PS2, разработчик Game Republic). Игра выжала из консоли шестого поколения все соки: ценители боевых искусств порадовались красочным декорациям, уникальному азиатскому бестиарию и непривычному стилю боя с двумя мечами — один из клинков герой-самурай держал обратным хватом, острием назад. Также Genji: Dawn of Samurai запомнилась грамотным применением слоу-мо, которое здесь выглядело не хуже, чем у детектива Пейна.

 Genji: Dawn of Samurai

Genji: Dawn of Samurai

Исторически верный образ самурая, пускай и на фоне оживших мифов, не всегда привлекал разработчиков — известны примеры удачных экспериментов с исходным материалом. В боевике Afro Samurai (2009, Bandai Namco) мы управляли темнокожим мастером меча по имени Афро, а окружение напоминало больше об американском фронтире, чем о далеких восточных островах. В основу лег культовый аниме-сериал, а за саундтрек отвечал популярный за океаном музыкант, известный как RZA. Стремительные схватки с катаной в руках под заводной рэп вдохновили многих пользователей, но провальный сиквел поставил крест на потенциальной франшизе.

 Afro Samurai

Afro Samurai

Более серьезный подход к нарративу и механике, а также редкий уровень нелинейности — это о сериале Way of the Samurai. Без хулиганства не обошлось, но жизнь и подвиги самураев здесь более близки к реальности, чем во многих схожих проектах. Первая из четырех игр франшизы появилась на прилавках в 2002 году. Мы влезали в одежды ронина, самурая без хозяина. Дорога приводила нас в городок, где разгорается вражда между кланами. И дальше история нашего ронина ветвилась с невиданной прежде частотой. Принимать решения приходилось постоянно, и каждый поступок влек те или иные последствия. Мы были вольны принимать любую сторону, заниматься той или иной активностью, и даже извлечение катаны из ножен было не скриптовым актом, а результатом вашего взвешенного решения. Гибкая боевая система и масса необязательных заданий здесь соседствуют со слабой графикой — причем речь обо всех четырех частях Way of the Samurai. Но где еще вы найдете возможность наносить удары тыльной стороной катаны? Ведь так можно сохранить жизнь любому сопернику, и рассказ свернет в неочевидном направлении. Потенциал для повторных прохождений — это про самураев, так утверждает серия Way of the Samurai.

 Way of the Samurai 4

Way of the Samurai 4

Но все же самурай — это в первую очередь воитель, а не авантюрист. Об этой истине напоминает студия Omega Force, известная своей бесконечной серией Warriors (франшиза начата игрой Dynasty Warriors в 1997 году). Формула «легендарные герои посреди большой битвы» обрела популярность еще во времена первой PlayStation, но изначально речь шла о китайских богатырях. В 2004 году появилось ответвление Samurai Warriors, и здесь уже на поле боя вышли суровые японцы. Да, отличия были в основном внешние, но устрашающие доспехи самурая действительно выглядели свежо после всех этих китайских перьев, ленточек и колокольчиков. Да и в механике самурайского ответвления появились новые фишки: штурмы замков и неуловимые ниндзя в качестве противников.

 Samurai Warriors

Samurai Warriors

Серия криминальных экшенов в открытом мире Yakuza также обращалась к теме благородных самураев. В 2008 году в свет вышла игра Ryu ga Gotoku Kenzan!, также известная как Yakuza Kenzan. Действие перенеслось с неоновых улиц современного мегаполиса в позднее средневековье начала XVII века. Играть предстояло не за японского мафиози, а за мастера меча Мусаси. Основные элементы были привычны поклонникам Yakuza: нравы большого города, серьезная драма в основе сюжета, масса необязательных занятий. Но самураи придали игре неповторимую атмосферу своим боевым искусством: в Kenzan было доступно несколько стилей боя, в том числе без оружия, а высокий градус зрелищности обеспечили многочисленные QTE. Публика приняла игру очень благосклонно, и вслед за Kenzan последовало еще одно ответвление с подзаголовком Ishin (2014). Действие развернулось уже в XIX веке, но самурайская тема вовсе не была закрыта — в те времена по улицам японских городов все еще гуляли самураи в больших количествах, Япония не спешила расставаться с традициями. Так что, на радость игрокам, в кадре вновь заблестели катаны. К большому сожалению, и Kenzan, и Ishin вышли только на азиатском рынке и доступны лишь на японском языке. Хотя стоит учесть, что SEGA в последнее время активно взялась за франшизу, выпустив ремейки первых игр, а также — неожиданно, но приятно! — портировав, наконец, на ПК несколько выпусков серии. Есть немалая вероятность в обозримом будущем поиграть в самурайские проекты Yakuza на ПК или PlayStation.

 Yakuza Kenzan

Yakuza Kenzan

Обязательно нужно вспомнить о самурайской — и весьма удачной — вариации «душевных» RPG. Первая Nioh вышла в 2017-м, вторая — в текущем году, и пока остается эксклюзивом для Sony (видимо, временным). Боевое умение самураев именно здесь показано максимально подробно и глубоко. Десяток своеобразных видов оружия, три стойки, огромное количество приемов — голова у особо нежных геймеров могла пойти кругом. Здесь, к слову, кроется и темная сторона Бусидо — боевка в Nioh оказалась довольно громоздкой: чтобы активировать новый прием, нужно лезть в дебри сурового интерфейса, количества клавиш на геймпаде попросту не хватало, и, пользуясь одними умениями, приходилось отключать другие. Но, как бы то ни было, поход истинного самурая (ну и пускай в первой игре он гайдзин-англичанин, а во второй — полудемон) показал невероятную вариативность и скрупулезность в проработке схваток с холодным оружием. Копьями было сложно драться в коридорах — оружие цепляло стены, экзотичная кусаригама с цепью позволяла контролировать большой объем пространства, боевой топор был медлителен, но смертоносен. Несмотря на повсеместное фэнтези и национальные мифы, в боевой системе Nioh можно отыскать элементы реального искусства самураев. Например, отдельным активным перком идет иаи-дзюцу, искусство извлечения катаны из ножен с последующим стремительным ударом. Настоящие самураи уделяли оттачиванию этого умения немало внимания. А сэр Уильям из первой Nioh успешно совмещал навыки самураев и ниндзя задолго до протагониста из грядущей Ghost of Tsushima: он разил чудовищ отравленными сюрикенами и кунаями, разбрасывал кругом острые шипы и всячески уходил от правил честного боя.

 Nioh

Nioh

Действие хорошего самурайского боевика вовсе не обязательно должно происходить в Японии пятисотлетней давности. Один из лучших 2D-экшенов последних лет, Katana ZERO, переносит игрока в современный пиксельный мегаполис. Среди буйства неоновых огней выполняет рискованные контракты наемник-самурай. В игре гармонично сплелись азиатские мотивы с европейскими, и главный герой в кимоно, с мечом на поясе выглядит на удивление уместно в лазерных лучах ночного клуба. Katana ZERO запомнилась стремительным, прямо-таки молниеносным экшеном, а за возможность отбивать катаной пули разработчикам стоит сказать отдельное спасибо.

 Katana ZERO

Katana ZERO

Образ самурая идеально ложится в жанровый канон файтинга, где суть сводится к поединку. Так, Есимицу из клана Мандзи появлялся сразу в двух легендарных файтинг-сериях: Tekken и Soul Calibur. Впрочем, в этих играх мелькают в качестве персонажей еще и боевые панды, и Геральт из Ривии, и лопоухий мастер Йода. А вот серия Samurai Shodown делает упор именно на самураев из феодальной эпохи Японских островов. Этот бренд известен с 1993 года и недавно отметился весьма достойной Samurai Shodown 2019 (настоящим воинам не нужны, видимо, цифры в названии и всякие там подзаголовки). Да, среди персонажей серии можно отыскать китайского генерала и пару отвязных американцев — Эрсквейка и Галфорда, но так только веселее. Серия отличается высочайшими скоростями: новички проигрывают, не успев понять, что именно происходит. Если вас не коробит от аниме-стилистики, этой франшизе стоит дать шанс. В наших краях Samurai Shodown особой популярностью почему-то не пользуется.

 Samurai Shodown (2019)

Samurai Shodown (2019)

Можно вспомнить удачные примеры появления самураев в жанре RTS. Свой уникальный облик и ряд оригинальных механик имела игра Battle Realms (2001). Некоторые критики совершенно напрасно назвали ее в свое время клоном Command & Conquer, но так уж было принято: после выхода стратегии от Westwood Studios клонами C&C еще много лет клеймили все подряд, за дело и без дела. Но история Кендзи, сына князя-дайме, в Battle Realms запомнилась своеобразной яркой стилистикой, колоритными кланами и серьезным подходом к экономике. Интересно и свежо была подана механика набора армии: чтобы получить пехотинца или лучника, нужно было загнать в казарму простого крестьянина для тренировки. Игра имела коммерческий успех и в настоящее время в раннем доступе сервиса Steam можно найти ремастер — Battle Realms: Zen Edition.

 Battle Realms

Battle Realms

Самурайская тематика не всегда подавалась с серьезным выражением лица. Стоит вспомнить отличную стратегию Skulls of the Shogun (разработана студией 17-BIT, издана не кем-нибудь, а самой корпорацией Microsoft в 2013-м). По сюжету павшие самураи попадают в страну мертвых и кто бы сомневался вновь принимаются за боевые действия. Скелеты в самурайских доспехах верхом на конских костяках выглядели как минимум забавно. Игра отличалась приятной мультяшной картинкой и на удивление глубокой боевой системой.

 Skulls of the Shogun

Skulls of the Shogun

А в популярной тактической игре Shadow Tactics: Blades of the Shogun (работа немецкой студии Mimimi Games, совсем недавно эта команда выстрелила хитовой Desperados III) мы видели в своем отряде как хрестоматийного самурая Мугена, так и ниндзя Хаято.

Ниндзя для разработчиков всегда были ничуть не менее привлекательным образом, чем самураи.

Самая, пожалуй, уважаемая, долгоживущая и узнаваемая серия игр о ниндзя — это Shinobi. Первая игра бренда вышла в далеком 1987-м, и с тех пор синоби заглянул чуть ли не на все возможные платформы (последняя на сегодня Shinobi вышла в 2011 году на консоли 3DS), отметился на первых игровых автоматах, появившихся на постсоветском пространстве в начале девяностых, перешел в три измерения на консолях шестого поколения с играми Shinobi (2002) и Nightshade и стал в итоге признанной классикой аркадного экшена. Ни о каком реализме в серии речь не шла: обычно герой в маске сбивал сюрикенами вертолеты или дрался с негодяями на крыле летящего истребителя. За такое буйство фантазии бренд и полюбился. Как и положено ниндзя, протагонист игр Shinobi был способен на невероятную акробатику, владел рукопашным боем и разил врага метательным оружием. Очень похожим путем прошла серия боевиков Ninja Gaiden (запущена в 1988-м), только здесь ставка делалась на ядреный хардкор.

 Shinobi (2011)

Shinobi (2011)

Нередко игры о ниндзя берут из реальной истории воинов тени лишь внешнюю атрибутику. Весь остальной контент таких игр завозится из страны Фантазии. Это, впрочем, не делает хуже боевики о ниндзя. Образцовым примером можно назвать Ninja Blade. Игра была выпущена в 2009 году командой FromSoftware, в чьих стенах, к слову, появилась серия Souls. Ninja Blade стал яростным, зрелищным боевиком, отбросившим не только правила ниндзюцу, но и законы логики с физикой. Здесь герой в одеждах ниндзя прыгает с самолета без парашюта, скачет через небоскребы и рубит в клочья пауков размером с троллейбус. Весело и задорно.

 Ninja Blade

Ninja Blade

Но мы обратимся к более серьезным тематическим играм, где воины-невидимки показаны с упором на реальную историю. Очень круто трудовые будни ниндзя демонстрирует консольный сериал Tenchu. C 1998-го по 2008-й игры франшизы выходили на самых разных консолях, и первые три заслуженно считаются образцовым высказыванием на тему ниндзя. В Tenchu во главу угла ставилась скрытность: опытные синоби с геймпадами в руках выполняли миссии, не спускаясь с крыш и не высовывая носа из бамбуковых зарослей без крайней необходимости. Здесь враг, застигнутый врасплох, — мертвый враг. Что интересно, при обнаружении лазутчика сбегались опытные воины со всей локации, однако у игрока оставался хоть и мизерный, но какой-никакой шанс отбиться в открытом бою. Это придавало игре остроты и достоверности: реальные истории средневековой Японии гласят, что в прямом столкновении шансы ниндзя были не очень-то велики.

В определенной степени своим успехом британский тяжеловесный сериал глобальных стратегий Total War обязан тем же ниндзя. В первой игре франшизы, Shogun: Total War, ниндзя блистали мастерством и могли быть в одиночку полезнее целой армии. Игра моментально влюбляла в себя классными видеороликами, где было показано каждое задание ниндзя. Команда Creative Assembly ответственно подошла к исторической достоверности. Так, некоторые покушения на вражеских военачальников ниндзя совершали с переодеванием: вот катит крестьянин по улице тележку, а вот через секунду самурай уже падает рядом замертво. И никаких масок с мечами за спиной. Важной особенностью в Shogun: Total War было то, что каждый ниндзя мог провалить задание. То есть для каждого видеоролика было заготовлено несколько вариантов концовки. Как итог, возиться с ниндзя было очень увлекательно.

 Shogun: Total War 2

Shogun: Total War 2

Чуть ли не отдельный поджанр выбили себе ниндзя в формате двухмерного платформера. Желающие могут зарубиться в чистый треш-адреналин: игра Super House of Dead Ninjas с крайне положительными отзывами в Steam к вашим услугам. Красивый платформер с ниндзя в главной роли Shadow Blade перекочевал с мобильных устройств на ПК с приставкой Reload. Pixel Shinobi Nine Demons of Mamoru дает возможность оценить разнообразие арсенала ниндзя.

 Shadow Blade: Reload

Shadow Blade: Reload

Но лучший двухмерный ниндзя прячется в тенях игры Mark of Ninja. Этот абсолютный хит был разработан командой Klei Entertainment (дилогия Shank) в 2012 году. Получилось очень стильно, увлекательно и даже убедительно. Здесь отмеченный магической татуировкой ниндзя действует именно как мастер теней. Его метод боя — единственный верный удар в спину. В открытом бою с накачанными наемниками шансов практически нет, если только не сбросить злодея умелым пинком с крыши многоэтажки. Но в основном мы здесь прячемся. Ниндзя даже получает драгоценные очки опыта, когда мимо проходят облапошенные охранники. Mark of Ninja стала ярким примером той игры, что в идеальном мире должна стать серией, но в нашей реальности пока не сложилось.

 Mark of the Ninja

Mark of the Ninja

Образ ниндзя разработчики игр трактуют весьма вольно, ведь воинов тени сопровождает мистика и недосказанность. В одной из лучших игр прошлого года, Sekiro: Shadows Die Twice, синоби по прозвищу Волк изначально служит телохранителем, а вовсе не убийцей по заказу. Лишь «завалив службу», потеряв клиента и руку в придачу, Волк вспоминает старые методы и начинает втихую вырезать виновных и причастных. Впрочем, основное внимание в Sekiro досталось превосходной системе открытого ближнего боя, с парированием и контратаками.

А вот датские разработчики из IO Interactive, создатели брутальной серии Hitman и бескомпромиссного боевика Freedom Fighters, в 2009-м совершенно неожиданно выдали Mini Ninjas. Здешние синоби и самураи будто сбежали с улицы Сезам, а сама игра была доверху набита концентрированной милотой. И ударом под дых в комплекте шел богатый, вариативный экшен. Да, с этими ниндзя нужно быть готовым ко всему!

 Mini Ninjas

Mini Ninjas

По понятным причинам в материал попали далеко не все достойные игры о самураях и ниндзя. Ждем ваших высказываний в комментариях — укажите те видеоигры, что именно вас заставили почувствовать себя мастером катаны или бесшумной тенью-ниндзя.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Schneider Electric ведёт переговоры о покупке Bentley Systems 4 ч.
Новая статья: Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала, и почему этот сериал не стоит пропускать 5 ч.
Bethesda готовит «несколько очень хороших обновлений» для Starfield, а Fallout 5 не в приоритете 6 ч.
Apple откроет сторонним приложениям доступ к NFC 7 ч.
В Dota 2 стартовало сюжетное событие «Павшая корона» с уникальными наградами, новыми «арканами» и комиксом 7 ч.
Связанные одной шиной: «Лаб СП» и «Фактор-ТС» представили отечественную интеграционную платформу Integration Gears 7 ч.
Paradox отказала Prison Architect 2 в досрочном освобождении — релиз отложили ещё на четыре месяца 9 ч.
Спустя 17 лет после релиза Team Fortress 2 получила поддержку 64 бит — выросла производительность и даже боты пропали 10 ч.
Netflix резко нарастила аудиторию и прибыль, запретив совместное использование аккаунтов 11 ч.
Российские студенты победили в чемпионате мира по программированию ICPC 11 ч.
Гиперщит с ИИ: Cisco представила систему безопасности Hypershield 6 ч.
Highpoint представила карту расширения на восемь SSD: до 64 Тбайт со скоростью до 56 Гбайт/с 7 ч.
Китайские экспериментальные лунные навигационные спутники прислали фотографии обратной стороны Луны 7 ч.
Налоговая служба Швеции закрыла 18 дата-центров за незаконный майнинг криптовалют 8 ч.
LG выпустила флагманский саундбар S95TR за $1500 с поддержкой Dolby Atmos и настройкой с помощью ИИ 10 ч.
Seagate заявила, что жёсткие диски с HAMR уже не уступают по надёжности традиционным HDD 11 ч.
Corsair представила обновлённые доступные проводные гарнитуры HS35 v2 для геймеров 11 ч.
Tesla отзовёт все проданные электромобили Cybertruck для замены залипающей педали газа 12 ч.
Galax выпустила полностью белую низкопрофильную GeForce RTX 4060 с крошечным заводским разгоном 14 ч.
Razer представила игровые контроллеры Kishi Ultra и Kishi V2 для смартфонов, планшетов и ПК 14 ч.