ДТП космических масштабов всё ближе: газовый ореол Млечного Пути уже столкнулся с ореолом галактики Андромеды

В кинематографе часто встречается «киноштамп», когда перед столкновением лицо водителя на миг ярко освещается светом фар идущей на таран встречной машины. Нечто подобное сейчас происходит с нашей галактикой. И хотя в космических масштабах всё происходит несоизмеримо медленнее, «свет фар» от идущей на столкновение с Млечным Путём галактики Андромеда уже начинает бить нам в лицо.

Если бы гало вокруг галактики Андромеда было бы видно обычным глазом, то это было бы так, как на картинке (NASA)

Каждую галактику окружает облако газа и плазмы, известное как газовое гало. Это облако в разы больше галактических дисков. Но оно не видно невооружённым глазом, поскольку молекулы газов сильно рассеяны в пространстве и обладают малой энергией, чтобы самостоятельно себя обнаруживать. Выявить гало и изучить его структуру можно с помощью постороннего сильного фонового излучения.

Такими фонариками подсветки являются квазары ― одни из самых ярких объектов во вселенной. Проходя сквозь гало галактик, ультрафиолетовый свет квазаров поглощается газовой оболочкой в той или иной степени в зависимости от содержания оболочки и её плотности. Подробно изучить гало далёких галактик нельзя ― они подсвечены одним, реже двумя квазарами. То ли дело наша соседка галактика Андромеда. Она красуется в небе на фоне 43 квазаров. Только бери и картографируй.

Более-менее подробную карту гало галактики Андромеда помог создать спектрограф COS космического телескопа Хаббл. Внезапно выяснилось, что газовое гало соседней галактики распространилось настолько, что уже находится на полпути по направлению к нашей галактике Млечный Путь. Фактически гало Млечного Пути уже входит в столкновение с ореолом Андромеда. Через четыре миллиарда лет обе галактики начнут сливаться в единое звёздное образование с явно нехорошими последствиями для наших потомков (если человечество не убьёт себя раньше).

Картография гало галактики Андромеда показала, что ореол отходит от звёзд галактики на удаление от 1,3 до 2 млн световых лет. Также выяснилось, что гало представляет собой двухслойное образование с динамичным ядром и спокойным, но более горячим внешним слоем. Динамика внутреннего слоя, как считают учёные, зависит от деятельности сверхновых в диске галактики. Они, как предполагается, загрязняют внутренний слой своими выбросами во время взрывов. Эта оболочка меньше и простирается на полмиллиона световых лет от галактики.

Газовое гало галактики Андромеда на фоне квазаров (NASA)

Изучение гало галактики Андромеда позволяет нам понять поведение ореола нашей  галактики Млечный Путь. «Большое видится на расстоянии», как сказал поэт. Сидя внутри газового ореола мы не можем его изучать, тогда как на примере соседней и самой близкой к нам галактики Андромеда это доступно и удобно.

Источники: