Учёные обнаружили белый шум Вселенной и теперь будут искать его источник

Недавно стало известно, что специалисты из группы NANOGrav, которые исследуют распространение гравитационных волн, смогли обнаружить фоновую рябь в пространственно-временном континууме. Теперь учёные будут проверять полученные данные, и если они окажутся верными — космологи перейдут на новый уровень в изучении Вселенной.

Источник изображения: NANOGrav

Североамериканская наногерцовая обсерватория гравитационных волн (NANOGrav) уже более десяти лет использует сверхчувствительные наземные телескопы для обнаружения гравитационных волн. Для этого NANOGrav исследует интенсивность свечения пульсаров — если во Вселенной происходит, например, столкновение звёзд или сверхмассивных чёрных дыр они порождают гравитационные волны, которые потом распространяются по пространственно-временному континууму и искажают его. От этого изменяется ритм свечения пульсаров. С учётом того, что Земля и наша Солнечная система находятся достаточно далеко от неспокойных областей космоса, искажения пространства происходят в невероятно крошечных масштабах — примерно одной тысячной ширины протона.

Источник изображения: NANOGrav

Проанализировав данные, полученные за последние тринадцать лет, исследователи пришли к выводу, что на всех записях наблюдается некий устойчивый низкочастотный «гул». Его не могут издавать события, подобные тем, что описаны выше, так как от них происходит резкий скачок, который повторяется раз в доли секунды. Так как гул находится на низких частотах, его волна имеет большую длину и для дальнейшего обнаружения этих волн потребуется больше времени и ресурсов. NANOGrav предполагают, что данный «гул» может являться своеобразным белым шумом Вселенной, волны которого исходят от пока неизвестных человечеству источников. Как только удастся обнаружить данные низкочастотные волны в выделенном диапазоне, исследователи перейдут к стадии изучения местоположения этих источников. Таким образом, астрономы смогут приблизиться к открытию объектов, которые особым образом влияют на поведение и структуру нашей Вселенной и доселе неизвестны человечеству.

Однако процесс исследования может растянуться на десяток с небольшим лет, поэтому любителям космоса стоит набраться терпения и следить за новыми открытиями.

Источники: