Новости Hardware

Начался этап наземных отработок самолёта-лаборатории с российским авиационным сверхпроводящим электродвигателем

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) сообщил, что на аэродроме новосибирского ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») начался этап наземных отработок самолета-летающей лаборатории с демонстратором гибридной силовой установки (ГСУ), в состав которого входит сверхпроводящий электрический авиадвигатель.

 Источник изображения: ЦИАМ

Источник изображения: ЦИАМ

Как мы сообщали ранее, сверхпроводящий двигатель прошёл финальные стендовые испытания летом прошлого года, а в конце года поступил в Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина и был установлен на самолёт-лабораторию на базе Як-40. Тогда же электродвигатель был испытан на раме с винтом в ряде режимов. Вчера начался этап наземных отработок, в ходе которых, в частности, самолёт-лаборатория проверил работу систем и провёл испытания совместных режимов работы сверхпроводящего электродвигателя с хвостовым турбовальным газотурбинным двигателем и генератором.

Электричество к двигателю в носовой части будет вырабатывать как генератор в связке с газотурбинным двигателем, так и блок литиевых батарей. Такая гибридная схема, как считают разработчики, будет экономить до 70 % топлива, что делает гибридную авиационную двигательную систему экологичной и малошумящей. А поскольку к авиационной технике самые жёсткие требования, отработанная технология сможет легко найти применение в других отраслях промышленности при создании новой техники. Это огромный задел на будущее.

Проект гибридной силовой установки стартовал в 2016 году. В основу проекта лёг инновационный электрический авиадвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП), мощностью 500 кВт, созданный компанией «СуперОкс» в рамках контракта с Фондом перспективных исследований (шифр «Контур»). До установки на самолет он прошел комплекс испытаний на наземных стендах в ЦИАМ. Электрический генератор для гибридной системы разработан также в ЦИАМ совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом (УГАТУ). Генератор имеет выходную мощность 400 кВт, весит 100 кг и прошёл как стендовые испытания, так и испытания в составе турбогенератора (на базе серийного турбовального авиадвигателя).

 Источник изображения: ЦИАМ

Источник изображения: ЦИАМ

В 2018 году было принято решение использовать для испытаний гибридной силовой установки самолет Як-40. Для этого самолёт-лаборатория на базе Як-40 был значительно модифицирован. В хвостовой части фюзеляжа вместо штатного двигателя АИ-25 был установлен турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором. Для оснащения электродвигателем Як-40 был ремоторизирован (два из трех маршевых двигателей были заменены на современные двигатели с большей тягой), доработана конструкция планера, произведены детали и сборочные единицы, с помощью которых демонстратор установили на борт летающей лаборатории.

После серии наземных испытаний систем и гибридной силовой установки позже в этом году планируются лётные испытания, а сдача проекта в эксплуатацию ожидается в следующем году.

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Ubisoft анонсировала дополнение Lost Between Worlds для Far Cry 6 и выпустила патч с «Новой игрой +» 4 мин.
«Они уже даже не стараются»: декабрьская линейка Games with Gold для подписчиков Xbox Live Gold и Xbox Game Pass Ultimate неприятно удивила игроков 2 ч.
МТС развернула облачный сервис для глобального распределения интернет-трафика 2 ч.
Утечка: в декабре подписчикам PS Plus достанется известнейшая трилогия ролевых игр BioWare и не только 3 ч.
«Объясните свою некомпетентность»: игроки ругают Blizzard за проблемы на запуске World of Warcraft: Dragonflight — компания уже ответила 4 ч.
AWS представила систему Time Sync в виде публичного NTP-сервиса 4 ч.
Samsung готовит приложение с инструкциями для самостоятельного ремонта электроники 6 ч.
Против Google подали коллективный иск 21 млн пользователей за слишком большие комиссии в Play Маркете 7 ч.
Star Wars Battlefront II получит полноценный VR-мод — работа над ним уже идёт полным ходом 7 ч.
«Сбер» открыл доступ к платформе синтеза и распознавания речи SaluteSpeech 7 ч.
Tencent поможет китайскому производителю электромобилей NIO создавать технологии автономного вождения 21 мин.
На фото показались первые ноутбуки на Intel Raptor Lake и AMD Ryzen 7000, с графикой GeForce RTX 4000 и Radeon RX 7000S 30 мин.
К 2025 году каждый второй автомобиль будет оснащён частичным автопилотом 2 ч.
ASUS представила плату Pro WS W680-ACE IPMI — она получила IPMI-карту с ASPEED AST2600 3 ч.
Xiaomi раскрыла, насколько Snapdragon 8 Gen 2 быстрее предшественника — он может догнать и обогнать Apple A16 Bionic 4 ч.
Российские космонавты на МКС впервые напечатали что-то на 3D-принтере 4 ч.
Google почти полностью переведёт ЦОД и офисы в Испании на возобновляемую энергию 4 ч.
ICON получила от NASA $57 млн, чтобы научиться строить на Луне из местных материалов 4 ч.
NASA Orion удалился от Земли на рекордное для таких кораблей расстояние 4 ч.
Intel не включила у Raptor Lake функцию DLVR для повышения энергоэффективности, но она может заработать у будущих CPU 5 ч.