Сегодня 19 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Stronghold: Warlords — замок несбывшихся надежд. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Стратегия в реальном времени
Издатель Firefly Studios
Разработчик Firefly Studios
Минимальные требования Процессор Intel Core i5-3330 3,0 ГГц / AMD FX-6200 3,8 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 680 / AMD Radeon HD 7970, 6 Гбайт на накопителе, интернет-соединение, операционная система Windows 7 / 8.1 / 10
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-3770 3,4 ГГц / AMD Ryzen 5 2400G 3,6 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 970 / AMD Radeon R9 290
Дата выхода 9 марта 2021 года
Возрастной ценз Не установлен
Платформы PC
Официальный сайт

Серия Stronghold хоть и самобытна, но звёзд с неба никогда не хватала: действительно значимой была лишь первая номерная часть, но в дальнейшем что у прямых продолжений, что у ответвлений вроде Legends или Crusader проявлялись те или иные несуразицы. То удручающая нехватка свежих идей и безынтересное топтание на месте, то мучительные технические проблемы и скверная реализация задумок мешали «Твердыне» закрепиться в стане выдающихся представителей жанра. А семь лет назад она и вовсе ушла на продолжительную паузу (разве что причудливая онлайн-забава Stronghold Kingdoms скрашивала досуг самых преданных фанатов). Поэтому и на Warlords особых чаяний возлагать не стоило. Хотя всё же теплилась надежда на пусть и не великий, но неплохой RTS-проект…

 Пусть огород и не очень эстетично смотрится у здания правительства, зато лидер может смело заявлять, что он близок к народу...

Пусть огород и не очень эстетично смотрится у здания правительства, зато лидер может смело заявлять, что он близок к народу...

#Рису и храмов!

Фундамент Stronghold: Warlords — сугубо классический, хоть и переехал с туманных британских островов на дальние азиатские земли. Повелителю (увы, вы больше не «милорд») предстоит поставить на поток добычу важных ресурсов и параллельно возводить неудержимую машину войны, что сокрушит неприступные вражеские стены. А на случай если неприятельские отряды выдвинутся в нашу вотчину, и свой замок отстроить и защитить будет не лишним.

Для усиленной фортификации потребуется, конечно, камень, который можно раздобыть в каменоломне, а по соседству, на железных рудниках — сырьё для острых катан и крепких доспехов. Однако добыча дерева, пожалуй, будет в приоритете — ведь это и дома для крестьян, и рабочие места трудягам, и луки с топорами — простым солдатам. И конечно, не стоит забывать, что у народа есть базовые человеческие потребности. Для жизни подданным, как ни удивительно, надо питаться, а нам, соответственно, умело управлять ресурсами и не позволять провианту иссякнуть.

 Рис — основа рациона; овощи и мясо — приятное разнообразие к опостылевшей крупе; зелёный чай — практически местный элемент роскоши

Рис — основа рациона; овощи и мясо — приятное дополнение к опостылевшей крупе; зелёный чай — практически местный элемент роскоши

Ведь главный ресурс нашей империи, конечно же, — сами подданные. Крестьяне выполняют всю работу — от добычи материалов и выращивания культур до превращения селитры в порох или создания луков, топоров и мечей для войска. А ещё простой люд — основа этого самого войска. Так что граждан лучше не злить — иначе пострадает репутация, а с ней и прирост населения. Зато если у каждого есть чашка риса, кров, да ещё и конфуцианский храм за окном, то и престиж властителя будет соответственно высоким, а популяция — прибывающей.

Чтобы поддерживать хрупкий баланс народного довольствия и успешного развития, придётся научиться жонглировать разными аспектами в зависимости от сиюминутных необходимостей — поднять, например, налоги, но и увеличить порцию риса с чаем на человека. Или же в голодный сезон, когда все потуже затянули поясные верёвки — отменить сборы и, наоборот, выдавать людям золотые монеты в надежде, что осознание материального достатка перекроет разочарование пустой тарелкой... А если нет — популяция стремительно сократится, оставив нас с простаивающим производством, без армии и, соответственно, открытыми любым интервенциям.

 Пожар на рисовых плантациях опасен не только гибелью урожая, но и вообще всего живого в округе

Пожар на рисовых плантациях опасен гибелью не только урожая, но и вообще всего живого в округе

#Война не мир

Конечно, восточные правители были склонны к баталиям не меньше британских лордов. И разные кампании отразили своеобразие лидеров и их военно-политические амбиции: Тоётоми Хидэёси пытается объединить Японию; Чингисхан занят безостановочной экспансией; Цинь Шихуанди стремится прервать затянувшееся кровопролитие в Китайской империи, а Тхук Фан старается отстоять независимость своего народа. Сами же миссии предлагают стандартную военную рутину — захват вражеских укреплений, оборону против безостановочно прибывающих сил противника или, например, штурм фиксированным отрядом без возможности тактического отступления и пополнения рядов на базе. Увы, интересных ситуаций, разбавляющих одни и те же исходные условия, крайне мало, а богатый исторический материал подаётся несвязными отрывками, которых с трудом хватает для мотивированного прохождения. За одним исключением…

Единственная по-настоящему примечательная кампания новой Stronghold — «мирная». Без преувеличения это алмаз Warlords. Здесь вместо утомительных осад и опостылевших набегов предстоит «идти путём мира и процветания». Задания соответствующие: восстановить разрушенный город, повысить культурный статус Империи или, например, совершить технологический прорыв. Или собрать внушительный арсенал, но лишь защиты ради! Ведь полностью стычек избежать не выйдет — окружение всё же весьма воинственно, но оборона — лишь малая часть местных увлекательных социо-экономико-стратегических головоломок.

 По картам расставлены мини-поселения, союз с которыми сулит разные бонусы: от поставок дополнительных ресурсов до военной помощи. Договориться с ними можно как путём дипломатии, так и банально захватив

По картам расставлены мини-поселения, союз с которыми сулит разные бонусы: от поставок дополнительных ресурсов до военной помощи. Договориться с ними можно как путём дипломатии, так и банально захватив

В каждой мирной миссии есть временной лимит, и, чтобы успеть выполнить пункты задачи, необходимо скрупулёзно рассчитать все переменные: расстояние от лесов и ресурсных точек до склада, порядок постройки важных зданий, скорость прироста населения и возможные факторы его падения. И даже так игрок не застрахован от непредвиденных событий: то обильные осадки затопят низины, погубив людей и здания, то рой насекомых уничтожит урожай, то тигры заглянут в поселение на огонёк. И каждый подобный инцидент грозит провалом всей миссии. Но когда справишься с напастью, возникает небывалое чувство гордости за себя и спокойствия — за народ…

Словом, экономическая кампания вышла насыщенной, интересной и в меру напряжённой. Да и посыл у неё получился прекрасный: созидание сильней меча, и только мирным путём можно достигнуть процветания и гармонии. Жаль, она одна такая во всей игре.

#Усреднённый Восток

Главный и очевидный промах Stronghold: Warlords ярко проявляет себя не в исторических кампаниях (хотя тревожные нотки заметны уже там), но на полях свободных сетевых схваток или боёв против искусственного интеллекта. И выражен он в том, что стороны конфликта различаются между собой… только названиями, именами правителей и их модельками. Что Япония, что Китай, что Монголия — все они обладают идентичными постройками, военными единицами и набором тактических мер. Даже по архитектурно-визуальному подходу стороны едва ли можно различить.

 Всплывающие сообщения от лидеров фракций несколько пугают: во-первых, своей внезапностью, во-вторых, отсутствием мимики, а в-третьих — сомнительной уместностью

Всплывающие сообщения от лидеров фракций несколько пугают: во-первых, своей внезапностью, во-вторых, отсутствием мимики, а в-третьих — сомнительной уместностью

Тут особенно обидно за монголов, чей кочевой метод ведения войны весьма посредственно отражён в кампании и совсем никак не воплощён во фракционных особенностях сетевых / одиночных матчей. Ключевые постройки Чингисхана отвечают эстетике китайских зодчих, а войска монгольского лидера можно пополнить отрядом смертоносных ниндзя и могучих самураев... С другой стороны — явно ордынские, конные, лучники выступают «легионерами» у Китая и Японии.

Естественно, говорить о балансе сторон в такой ситуации не имеет смысла — технически он, конечно, безупречен, а исход каждого матча зависит исключительно от умений игрока и выбранной тактики. Будь то истощение противника набегами конных войск, игра через защиту и контрнападение или создание разрушительных артиллерийских дивизий, которым что стены, что люди — всё одно. Жаль, биться в таких матчах скучно до безобразия.

#Твердыня уныния

Чтобы понять и изучить Warlords вдоль и поперёк, много времени не понадобится, в ней не припасено ни интересных находок, ни неожиданных стратегических возможностей. Разве что в меню строительства есть интригующая вкладка «фактор страха», знакомая всем любителям установить в мире Stronghold тиранию. Здания в этой категории — своеобразная вариация концепции «кнута и пряника», где предлагают строить либо развлекательные заведения, либо пыточные устройства. «Отрицательные» бонусы повысят производительность рабочих, но ослабят армию, «положительные» — наоборот, поддадут прыти войскам, но усилят прокрастинацию крестьян. Мало того, что такое функциональное деление несколько нелогично, так на деле же — бонусы для одних оказываются слишком незначительными, чтобы жертвовать ради них другими, не менее важными аспектами управления государством.

 Вблизи схватки выглядят ужасно неказисто

Вблизи схватки выглядят ужасно неказисто

В боях не стоит ждать откровений — ни в тактическом, ни в исключительно зрелищном смысле. Замки рушатся блекло, а куски стен расщепляются прямо в воздухе, солдаты в пылу битвы вяло почёсывают оружием своих оппонентов, и даже артиллерия не создаёт на поле боя хоть какой-то эффектной картины войны. Выглядит всё это безжизненно, о погружении в мир военных междоусобиц нет и речи. Добавить к этому глуповатый искусственный интеллект, который позволяет обстреливать себя с фланга и даже не пытается что-то с этим сделать или спокойно подводит рукопашные отряды без поддержки под защищённые стены — и получается совершенно посредственная стратегия, пусть и с неплохими задатками.

Достоинства:

  • неплохо проработанная экономическая система;
  • увлекательная мирная кампания…

Недостатки:

  • …но преимущественно занудные военные миссии;
  • отсутствие игровых различий между сторонами конфликта;
  • не самый сообразительный искусственный интеллект;
  • слабое визуальное воплощение боевых действий.

Графика

Визуальный аспект получился невыразительным: эффекты не впечатляют, камеру к воюющим моделькам лучше не приближать, да и эстетику разных азиатских цивилизаций неловко слепили воедино. Зато удались пейзажи и общий восточный колорит.

Звук

Звучит Warlords лучше, чем выглядит: в боях уместно позвякивает сталь и играют фоновые мелодии, в деревнях крестьяне выражают своё недовольство налогами и радость от фешенебельных лачуг, да и советник вполне справляется со своей ролью и даже порой пытается острить.

Одиночная игра

По-настоящему захватывающая экономическая кампания и невыгодно контрастирующие с ней военные миссии, которые, скорее всего, будут заброшены на середине, если не раньше. Стандартные же сражения, в силу начисто отсутствующей фракционной идентичности, увлекут, в лучшем случае, на один-два матча. Также в игре представлен режим «песочница» — для медитативного возведения своей империи без войн и суеты.

Коллективная игра

Сетевые баталии, как и бои против ИИ, надоедают после пары схваток. Тем не менее, игру найти пока что можно: в лобби в среднем присутствует двадцать-сорок сессий.

Общее впечатление

Stronghold: Warlords, увы, не привносит ничего примечательного ни в серию, ни в жанр. А кроме прекрасной мирной кампании, ничто здесь не удержит у экрана дольше чем на пару часов.

Оценка: 6,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Tesla отзовёт все проданные электромобили Cybertruck для замены залипающей педали газа 11 мин.
Учёные создали дрон, который летает исключительно на энергии Солнца 48 мин.
Galax выпустила полностью белую низкопрофильную GeForce RTX 4060 с крошечным заводским разгоном 2 ч.
Razer представила игровые контроллеры Kishi Ultra и Kishi V2 для смартфонов, планшетов и ПК 2 ч.
5 ГВт уже есть, ещё 2,5 ГВт на подходе: Microsoft стремительно наращивает ёмкость ЦОД и скупает ИИ-ускорители 2 ч.
На пути к квантовому интернету учёные впервые смогли записать и считать квантовую информацию в состояниях фотонов 3 ч.
Ulefone покажет на выставке «Связь-2024» новейшие смартфоны, планшеты и аксессуары 4 ч.
HPE обвинила китайскую Inspur в нарушении серверных патентов и обходе санкций США 4 ч.
Китайский автопроизводитель FAW начнёт выпускать премиальные смартфоны 5 ч.
Истребители под управлением ИИ и живого человека впервые сошлись в учебном воздушном бою в США 6 ч.