NASA раскрыло подробности первого полёта марсианского вертолёта и пообещало новый запуск через несколько дней

В понедельник марсианский вертолёт NASA «Изобретательность» (Ingenuity) стал первым в истории винтокрылым аппаратом, совершившим управляемый полет на другой планете. После того, как команда Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) подтвердила успех во время трансляции, были опубликованы любопытные подробности в официальном пресс-релизе.

Например, команда опубликовала вторую чёрно-белую фотографию (тоже в разрешении 640 × 480 точек), сделанную навигационной камерой дрона, но уже непосредственно перед посадкой. На нём хорошо видна поверхность Марса и тень вертолёта, а в углах также можно заметить края посадочных опор. Специалисты сделали любопытное наблюдение: даже на этой близкой дистанции пыли, поднятой вертолётом, почти не видно — она совершенно не мешает наблюдению. В марсианской атмосфере поднять пыль винтами сложнее. Напомним: эта камера используется автоматикой, чтобы отслеживать поверхность при полёте.

Фото, сделанное марсианским вертолётом прямо перед приземлением (NASA)

Фото, сделанное марсианским вертолётом во время зависания (NASA)

Вертолёт на солнечных батареях впервые поднялся в воздух в 19 апреля в 10:34 по московскому времени. Данные высотомера свидетельствуют, что «Изобретательность» достиг заданной для данной операции высоты в 3 метра и поддерживал стабильное зависание в течение 30 секунд. Затем аппарат снизился, коснувшись поверхности Марса: всего полёт продлился в общей сложности 39,1 секунды.

Первое видео кратковременного взлёта и посадки «Изобретательности» было снято марсоходом «Настойчивость» (Perseverance) с расстояния в 64,3 метра. Разрешение видео — 720p, а частота кадров — лишь 6,7 в секунду. Тем не менее, оно позволяет увидеть процесс взлёта вертолёта, его зависание на высоте порядка 3 метров, разворот вокруг оси и посадку:

Демонстрация была автономной — всё пилотирование осуществлялось бортовыми системами наведения, навигации и управления, работающими по алгоритмам, разработанным командой JPL. Поскольку данные должны быть отправлены на Красную Планету и возвращены с неё с помощью орбитальных спутников, дроном невозможно управлять непосредственно, а полёт нельзя наблюдать с Земли в реальном времени.

Телеметрия с первого полёта «Изобретательности» (NASA)

NASA назвала импровизированный аэродром, первый за пределами Земли, с которого был произведён взлёт аппарата, Полем братьев Райт — в честь изобретателей из Дейтона. 117 лет назад Уилберу и Орвиллу Райтам (Wilbur, Orville Wright) удалось сконструировать самолёт и совершить первый в мире управляемый полёт человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем.

1,8-кг «Изобретательность» с размахом лопастей 1,2 м — чисто технологическая демонстрация и не содержит никаких научных приборов на борту. Он был призван доказать возможность будущих исследований Марса подобными винтовыми летательными аппаратами. Полет был сложной задачей. Красная планета имеет значительно меньшую гравитацию (треть земной) и чрезвычайно слабую атмосферу (1 % у поверхности по сравнению с нашей планетой). Это означает, в воздухе мало молекул, с которыми лопасти двух соосных несущих винтов Ingenuity могут взаимодействовать для осуществления полёта. Любопытно, что вертолёт содержит не только уникальные компоненты, но и применяемые широко детали — многие из индустрии смартфонов. Некоторые были впервые испытаны в дальнем космосе в рамках этой миссии.

В ближайшие дни команда JPL получит и проанализирует все данные и снимки с испытательного полёта и сформулирует план второго экспериментального тестового полёта, который состоится не ранее 22 апреля. Если вертолёт выдержит второе лётное испытание, команда решит, как наилучшим образом расширить полётное здание.

Ровер «Настойчивость» (Perseverance) размером с автомобиль приземлился внутри кратера Езеро диаметром 45 километров 18 февраля — тогда вертолёт массой 1,8 кг ещё был прочно закреплён на днище марсохода в сложенном состоянии. После сброса кожуха «Настойчивость» развернул «Изобретательность», довёл заряд батарей вертолёта до 100 %, выгрузил на поверхность Марса и отъехал на небольшое расстояние, дав возможность солнечному свету достичь вертолёта, питаемого от солнечных батарей. До этого момента дрон питался от марсохода, а теперь получает энергию исключительно от Солнца — она требуется не только для полётов, но и для обогрева во время холодных марсианских ночёвок (температура опускается до –90 °C). Недавно NASA опубликовало первую фотографию с нижней служебной камеры вертолёта в низком разрешении, а после этого — автопортрет ровера на фоне «Изобретательности». Из-за проблемного теста винтов первый взлёт «Изобретательности», назначенный на 11 апреля, пришлось отложить.