Оригинал материала: https://3dnews.ru/1041549

Обзор наушников XPG PRECOG ANALOG: Hi-Res Audio для геймеров

Технические характеристики. Комплект поставки. Внешний вид

Под игровым брендом XPG, принадлежащим компании ADATA, вместе с модулями памяти и другими компонентами для ПК производятся в том числе и игровые гарнитуры. К нам в тестовую лабораторию попала очень интересная модель этой серии, отличающаяся от прочих весьма необычной аппаратной составляющей. Гарнитура XPG PRECOG ANALOG построена не на двух, а сразу на четырёх излучателях, два из которых динамические, а ещё два – электростатические. По заявлению производителя, такое сочетание даёт новинке максимально детализированное чёткое звучание и позволяет использовать её не только для игр, но и для проигрывания композиций в несжатых форматах FLAC/ALAC, AIFF и MQA.

#Технические характеристики

XPG PRECOG ANALOG

Тип

Накладные, закрытые

Излучатели

Динамические + электростатические

Диапазон воспроизводимых частот, Гц

5–50 000

Импеданс, Ом

32

Чувствительность, дБ

102 ±3

Чувствительность микрофона, дБ

-38 ±1,5

Тип подключения

Проводной 3,5 мм

USB-C

Микрофон

Однонаправленный с шумоподавлением

Особенности

Сертификат Hi-Res Audio

Масса (только наушники), г

362

Гарантия, мес.

24

Ориентировочная цена*, руб.

8 990

* Средняя цена по «Яндекс.Маркету» на момент написания статьи.

Как мы уже отмечали выше, основная особенность конструкции заключается в использовании сразу двух типов излучателей. Динамические излучатели служат для передачи басов, а статические необходимы для проигрывания высоких частот. Как именно происходит деление – производитель не сообщает, но подобная схема в теории может обеспечить наушникам потрясающую детализацию высоких и средних частот вкупе с насыщенными басами. Насколько модель XPG PRECOG ANALOG соответствует данной картине, мы посмотрим при работе с устройством. Пока же добавим пару слов о том, что за зверь такой – электростатический излучатель.

 Конструкция гарнитуры XPG PRECOG ANALOG

Конструкция гарнитуры XPG PRECOG ANALOG

Первые серийные модели акустики с электростатическим принципом излучения появились ещё в пятидесятых годах прошлого века. В их основе лежит тонкая синтетическая мембрана, натянутая между металлическими статорами. В процессе работы мембрана притягивается то к одному, то к другому статору, приводя в движение воздух. В отличие от классического динамика, мембрана электростатического излучателя двигается без изломов и без заметной инерции. Всё это обеспечивает высокое качество звучания, выраженное в идеальной АЧХ и минимальных искажениях, что практически невозможно для классического динамика. Именно электростатические излучатели создают для этих наушников невероятно широкий диапазон воспроизводимых частот — от 5 до 50 000 Гц, часть из которого, конечно же, не воспринимается человеческим ухом.

Но электростатический драйвер малого размера не способен обеспечить слушателя насыщенным объёмным басом из-за эффекта взаимного поглощения волн. Есть и некоторые другие недостатки, но они проявляют себя только при использовании электростатиков в больших колонках. Что касается недостатка басов, то эту проблему инженеры из ADATA решили достаточно просто, установив в наушники пару обычных динамических излучателей, которые воспроизводят в основном низкие частоты.

Для подключения к источникам звука используются стандартные 3,5-миллиметровые штекеры. При этом разъём на самих наушниках один, четырёхконтактный. Также весьма интересно, что у XPG PRECOG ANALOG есть и порт USB-C. В штатной комплектации задействовать его нельзя, но если докупить специальный фирменный контроллер со встроенной аудиокартой, то можно существенно расширить диапазон использования гарнитуры. В этом случае её можно будет подключать ещё и к игровым приставкам или ПК по USB. Можно приобрести и модель XPG PRECOG (без приставки «ANALOG») с уже имеющимся контроллером в комплекте поставки. Стоить она будет примерно на шесть-семь тысяч дороже аналоговой модели.

Также отметим, что вместе с гарнитурой XPG PRECOG ANALOG поставляется съёмный однонаправленный высокочувствительный микрофон. Подключаемый по USB-C контроллер может добавить к нему функцию шумоподавления. Кроме того, этот контроллер добавляет предустановки для игр и виртуальный звук 7.1. Перед покупкой советуем заранее определиться, какая именно из двух моделей вам нужна.

#Комплект поставки

 Упаковка и комплект поставки гарнитуры XPG PRECOG ANALOG

Упаковка и комплект поставки гарнитуры XPG PRECOG ANALOG

Гарнитура XPG PRECOG ANALOG поставляется в картонной коробке красного цвета. Внутри кроме самих наушников находятся следующие аксессуары:

  • аудиокабель с пультом управления громкостью звучания и микрофоном, длиной 1,25 м;
  • Y-образный удлинитель для подключения к 3,5-миллиметровым входу и выходу источника звука, длиной 1,35 м;
  • съёмный микрофон;
  • комплект наклеек;
  • печатное руководство пользователя по работе с устройством.

Отметим, что модель XPG PRECOG с USB-аудиокартой предлагается не в картонной коробке, а в жёстком футляре, который можно использовать для транспортировки гарнитуры на любые расстояния. В случае с XPG PRECOG ANALOG придётся подбирать чехол самостоятельно.

#Внешний вид

Внешний вид гарнитуры XPG PRECOG ANALOG

Гарнитура выполнена в традиционных для игровой модели цветах: чёрном корпусе с красными элементами отделки в виде надписей на чашках и ниток, которыми соединяется обшивка оголовья. Также в конструкции используется несколько металлических элементов: С-образные держатели чашек и крепление их к оголовью. Вряд ли стоит переживать из-за надёжность такой конструкции. Но вот проводка тонких кабелей, соединяющих чашки с оголовьем, вызывает вопросы.

Крепление чашек к оголовью

Дело в том, что чашки поворачиваются на 90 градусов относительно оси крепления на оголовье и при этом ещё имеют возможность отклоняться от оси крепления на С-образной дуге на угол, ограниченный лишь длиной самого кабеля. Нужно быть очень осторожным и ни в коем случае не отклонять чашки слишком сильно. В противном случае кабель натягивается и может быть повреждён. Весьма странно, что производитель не учёл этот момент и не установил какие-то ограничители движения чашек.

Конструкция оголовья

В остальном по поводу конструкции у нас нет абсолютно никаких нареканий. Конструкция оголовья у XPG PRECOG ANALOG имеет раздвижной механизм, автоматически подстраиваемый под индивидуальные размеры головы. Сверху имеется жёсткая проволочная рама, покрытая пластиковой оплёткой, а снизу на пластиковых направляющих двигается само оголовье, обшитое приятной на ощупь мягкой искусственной кожей.

Чашки

Чашки наушников — массивные, пластиковые. Дизайн чашек умеренно агрессивный, без лишних элементов. На левой чашке снизу расположены все интерфейсы: разъёмы jack 3,5 мм и USB-C, а также гнездо для крепления микрофона.

 Амбушюры

Амбушюры

Амбушюры имеют несимметричную конструкцию для более плотного прилегания к голове. Весьма интересно, что они покрыты материалами двух типов: гладкой искусственной кожей снаружи и перфорированным шероховатым материалом со стороны, прилегающей к голове. Такое сочетание должно неплохо сказаться и на качестве звука, и на комфорте при длительном ношении. Амбушюры сделаны съёмными. Их можно будет заменить аналогичными при повреждении или износе.

Микрофон

Съёмный микрофон у XPG PRECOG ANALOG оснащён гибкой ножкой, которую легко можно отогнуть в сторону или, наоборот, приблизить к себе в любой момент работы с устройством. Микрофон однонаправленный. Его пластиковый корпус закрыт массивным поролоновым наконечником, снижающим уровень внешних посторонних шумов.

Аудиокабели

Что касается кабелей из комплекта поставки, то все они имеют очень мягкую тканевую оплётку, изгибаются без малейших усилий, не путаются и оснащены эффектными металлическими разъёмами и штекерами. Выглядят они действительно дорого. На основном кабеле размещён небольшой пластиковый пульт управления с крупным колёсиком для регулировки громкости звучания и сдвижной кнопкой отключения микрофона.

 Внешний вид гарнитуры XPG PRECOG ANALOG

Внешний вид гарнитуры XPG PRECOG ANALOG

В целом конструкция гарнитуры XPG PRECOG ANALOG продумана достаточно тщательно для комфортной и длительной работы. Дизайн её нельзя назвать революционным, но при этом выглядит новинка как и подобает настоящему геймерскому устройству, то есть ярко, современно и даже немного футуристично.

Качество звука. Выводы

#Качество звука

В отличие от модели XPG PRECOG, комплектуемой USB-аудиокартой, подключение и возможности управления у гарнитуры XPG PRECOG ANALOG ограничены проводным пультом управления, при помощи которого можно регулировать громкость звука и управлять работой микрофона. Всё как и у обычной проводной гарнитуры.

Для оценки звука мы воспользовались стандартизированной субъективной методикой FSQ (Fast Sound Quality), разработанной в 2001 году Акустическим центром кафедры радиовещания и электроакустики Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ). Данная методика появилась для оценки автомобильной акустики в качестве альтернативы другой распространенной методике, IASCA (Inernational Auto Sound Challenge Assotiation), и была впоследствии принята международным обществом AES (Audio Engineering Society). На сегодняшний день FSQ применяют также в тестировании домашних акустических систем разного класса.

Главное достоинство FSQ — это чёткие критерии оценки, которые отчасти компенсируют субъективный характер метода. В большинстве тестов эксперту нужно всего лишь ответить, слышны ли на записи те звуки, которые должны в ней быть, или, наоборот, те, которых быть не должно. Для проверки любых колонок или наушников лучше всего скачать диск «Аудиодоктор FSQ» и инструкции по тестированию со страницы Акустического центра МТУСИ. Метод FSQ в его стандартном варианте включает 14 тестовых дорожек, при помощи которых оцениваются следующие характеристики акустической системы:

  • запас звукового тракта по неискаженному уровню громкости;
  • правильность фазировки аудиоаппаратуры;
  • наличие посторонних призвуков, шумов и помех в звуковом тракте;
  • способность звукового тракта к воспроизведению самых низких звуковых частот;
  • неравномерность АЧХ звукового тракта;
  • линейность стереокартины по ширине звуковой сцены;
  • микродинамика и эшелонирование звуковой сцены в глубину;
  • положение и фокусировка стереокартины в горизонтальной и вертикальной плоскостях и натуральность передачи музыкальной атаки;
  • музыкальный и тембральный баланс звучания музыкальных инструментов и вокала;
  • линейность звуковой картины по уровню громкости и макродинамика.

Результаты прослушивания тестовых записей FSQ на наушниках XPG PRECOG ANALOG представлены в таблице ниже. Каждый тест сопровождается кратким описанием из инструкции к «Аудиодоктору FSQ». Тестовые записи воспроизводились на ПК.

Номер дорожки

Описание теста

XPG PRECOG ANALOG

1

Запас неискаженной громкости

Magic Pump, "Open The Door" RDM, CD RDM 801201, «Наши в Городе»

Неискаженный уровень громкости определяется по первой дорожке тестового диска. На ней звучит музыкальный фрагмент, где партии вокала и баса дополнительно скомпрессированы. Уровень громкости увеличивают с нуля до начала перегрузки, когда на басе и вокале начинают отчетливо прослушиваться нелинейные искажения, воспринимаемые на слух как хрипы.

Наушники воспроизводят музыку на всех уровнях громкости, включая максимальный, без малейших искажений. Хрипов или каких-то иных посторонних звуков нет.

2–4

Фазировка звукового тракта между каналами

Голос диктора в фазе/противофазе, СЧ (300–3 000 Гц), ВЧ (5 000–22 500 Гц), НЧ (10–150 Гц)

На дорожке записан голос диктора со словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст должен воспроизводиться с меньшим уровнем громкости и (или) расфокусированным для слушателя и (или) смещенным в ту или иную сторону от центра. Аналогично проводится проверка фазировки в полосе ВЧ и в полосе НЧ.

Фазы точно согласованы во всем частотном диапазоне. Звук в фазе воспроизводится из центра звуковой сцены. Рассогласование звуков в противофазе заметно, но выражено это не слишком ярко. А вот смещение в сторону от центра звуковой сцены ощущается очень чётко.

5–6

Наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте

Скользящий тон, левый/правый канал (20–15 000 Гц)

Тональный (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот. Раздельно, сначала для левого, а потом и правого каналов.

Оба наушника воспроизводят проигрываемый сигнал абсолютно одинаково. Во всём воспроизводимом частотном диапазоне отсутствуют какие-либо призвуки. Звук чистый, изменение частоты звучания происходит ровно, но окончания воспроизведения на самых высоких частотах всё-таки не слышно.

7

Набор частот для проверки НЧ-тракта

Фонограмма, сначала для левого, а потом и для правого каналов, содержит запись ряда фиксированных звуковых частот НЧ-диапазона. Сначала диктор сообщает о том, что звучит опорная частота 60 Гц. Затем диктор объявляет: «20 Гц», «25 Гц», «30 Гц» и так далее. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и турбулентных сипов), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую рабочую частоту звукового тракта. В идеальном случае громкость остальных тонов вплоть до 150 Гц должна быть одинаковой.

Бас очень хорошо слышно начиная с частоты 20 Гц. Субъективно равную громкость частоты имеют с 40 Гц и до 70 Гц. При этом с 20 до 40 Гц громкость близка к уровню 60 Гц, но всё-таки немного слабее и постепенно повышается с наращиванием частоты. При переходе от 70 до 125 Гц громкость увеличивается также плавно, без скачков. Никаких искажений звука не слышно ни на одном из уровней.

8

Неравномерность АЧХ в области средних звуковых частот

Фонограмма представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов большого количества зрителей в зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю — шуму. Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различать самое начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с линейной АЧХ вы действительно слышите аплодисменты, но при неравномерности («заборе») они становятся похожими на шум проливного дождя.

Запись в наушниках распознается как аплодисменты, а не дождь. Отдельные хлопки хорошо слышны и не сливаются в единый фон.

9

Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены

Перемещающийся барабан, IASCA Competition CD

Фонограмма содержит семь ударов барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению, и перемещение их в пространстве линейно, т. е. углы между ударами одинаковы.

Позиционирование ударов предельно точное и одинаковое, с равными углами. Наушники создают объёмную картину звучания.

10

Микродинамика и глубина звуковой сцены

Alex Rostotsky Trio, "Intro", POPE Musik PM1014-2, "Boiled Borsht"

Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами — контрабасом и ударной установкой. Оба музыканта находятся в глубине сцены. Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты визуально находятся на переднем плане. При неудовлетворительной микродинамике не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно постукивающих о гриф пальцев музыканта и (или) при игре контрабасиста смычком вы отчётливо не слышите «упирающегося» движения смычка по струнам. И микродинамика будет хорошей, если пальцы контрабасиста слышны чётко и ясно. Отличной микродинамикой обладает звуковой тракт, если слышен очень тихий шелест, когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает её рукой.

Оба музыканта находятся не на переднем плане, а немного в глубине. Все звуки и инструменты слышны отчётливо и хорошо различимы. Очень точно слышны постукивания пальцев по грифу. Слышен и случайный шелест тарелки. Детализация звука великолепная.

11

Натуральность в звукопередаче музыкальной атаки, положение и фокусировка звуковой сцены по ширине и высоте

Ron Tutt, "Improvisation", Sheffild Lab CD-14/20

На фонограмме представлен фрагмент барабанного соло. Неприемлемой передачей атаки считается, если звучание барабанов тускло, в нём нет упругости и «мясистости»; малоприемлемым — если звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в ударе. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если звуковая сцена уже пространства между источниками звука. Неприемлемо или малоприемлемо, если тарелки и хай-хэт находятся на одной высоте или разница незначительна.

Барабаны звучат очень громко, звонко и насыщенно. Звучание объёмное. Прекрасно чувствуется и разница в высоте.

12

Тембральный и музыкальный балансы звучания

Mighty Sam McClain, "Give It Up To Love", Audioquest, XRCD, "Got To Have Your Love"

Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и (или) если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если вокал или какой-либо из музыкальных инструментов явно выделяется по уровню громкости — выдвинут вперёд или отодвинут назад.

Фонограмма звучит ярко, все инструменты имеют натуральную окраску, вокал яркий, выделяется на фоне инструментов, выходя на первый план.

13

Линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа

A. Schnitke, "Childhood", Gorenstein/R.S.O., POPE Musik, PM 1007-2 1996, "Gogol Suite"

Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала Московской консерватории. Фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если струнное пиццикато в первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно по сравнению со следующей, более громкой частью. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если в третьей части (после вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный скачок громкости и далее, в финальной, ещё один скачок. Неприемлемым или малоприемлемым можно считать, когда в третьей и четвёртой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения или же искажений нет, но оркестр явно не дотягивает по громкости до forte fortissimo. Неприемлемо, если оркестр уже в третьей части начинает звучать общей «кашей», отдельные группы музыкальных инструментов слабо различимы или совсем неразличимы.

Струнное пиццикато в первой части звучит отчётливо, слышны едва уловимые сопровождающую музыку звуки оркестра. В третьей части громкость достаточно сильно возрастает, но не слишком резко. Никаких искажений в звучании при этом не появляется. Все музыкальные инструменты слышны по отдельности, без смешения в единый звуковой фон.

14

Дополнительная дорожка для оценки качества звучания самых низких звуковых частот

Guiseppe Verdi, "La Donna E Mobile", Telarc CD-80447

Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в составе которого есть большой (турецкий) барабан с очень низким регистром. Его можно услышать только при наличии высококачественного сабвуфера, натурально воспроизводящего частоты 20–25 Гц.

Большой барабан слышно отчётливо, а звук его громкий.

Детализация звука – это главное преимущество гарнитуры XPG PRECOG ANALOG. С ней действительно слышно всё, что есть на фонограмме, так что заявления производителя о возможности проигрывания несжатых аудиофайлов в данном случае не выглядят чем-то нелепым, несмотря на предназначение новинки. У XPG PRECOG ANALOG, может, и нет такого глубокого баса, как у многих её аналогов, но зато есть пространственная аудиосцена с кристально чистым и точным звуком. Этим могут похвастаться даже далеко не все модели приличных наушников, не говоря уже об игровых гарнитурах. В данном случае можно не только наслаждаться играми или фильмами, но и, например, послушать вокал или звуки природы, которые будут воспроизводиться в гибридных динамиках XPG PRECOG ANALOG максимально естественно.

Что касается работы микрофона, то о ней также нельзя сказать ничего плохого. Внешние шумы он частично не пропускает, но функции активного шумоподавления всё-таки не хватает. Зато он очень чётко передаёт голос. Причём даже в том случае, если вы будете в него кричать.

На голове гарнитура сидит мягко. Если резко качнуть головой, то гарнитура сбивается, но не сильно. Если в помещении жарко, то и ушам, конечно, становится жарко, но в целом комфорт при длительном использовании можно оценить на отлично! Уши, кстати, полностью скрываются под амбушюрами, так что звуки внешнего мира в наушники хоть и проникают, но слышатся приглушёнными.

#Выводы

От всех игровых моделей других производителей XPG PRECOG ANALOG отличается очень и очень сильно. Всё дело в звуке. Если вам нужен глубокий звучный бас, которым окрашен абсолютно весь частотный диапазон, то данная модель точно не для вас. Если же вам интересна прежде всего натуральная объёмная звуковая сцена (будь то в игре, в фильме или при прослушивании концертной записи), то XPG PRECOG ANALOG сможет вас удивить. Конечно, не стоит считать данную модель пределом мечтаний аудиофила, ведь для этого важна не только высокая детализация звучания. А вот в качестве универсальной модели гарнитура XPG PRECOG ANALOG точно подойдёт большинству.

Недостаток у новинки нам удалось найти только один. Заключается он в непродуманной проводке кабелей, соединяющих чашки с оголовьем. Сложно сказать, отразится ли он на долговечности конструкции в целом, но во всём остальном гарнитура XPG PRECOG ANALOG достойна подражания. Ну а если вам требуется подключение по USB, дополнительные настройки звука и функция шумоподавления у микрофона, то стоит обратить внимание на модель XPG PRECOG или докупить впоследствии соответствующий контроллер. Остаётся пожелать производителю и дальше развивать линейку игровых гарнитур и наушников с электростатическим принципом работы. Первый блин на этом поприще для ADATA оказался совсем не комом!



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1041549