Оригинал материала: https://3dnews.ru/1051412

Обзор беззеркальной камеры Nikon Z fc: ретрошик

Основные особенности. Дизайн и эргономичность. Дисплей и видоискатель

Развитие технологий имеет свои циклы: после резкого скачка наступает стадия плато – небольших доработок и усовершенствований без революционных изменений. На этом этапе производителю необходимо продолжать выпускать новые устройства: чтобы поддерживать интерес публики, чтобы получать средства для дальнейшего развития, чтобы не отставать от конкурентов. При этом зачастую мы видим, что даже камеры разных производителей часто имеют очень мало различий в плане технических характеристик, не говоря уже об одном семействе. Как же выделиться в этом потоке хороших, но довольно однообразных устройств? Nikon выбрала свою стратегию – упирать на эстетику.

В конце концов, фотографы – люди искусства, которые, по идее, ценят красоту. Не только красоту получаемых снимков, но и красоту аппарата, на который эти снимки делаются. Бытие определяет сознание, и сам процесс съемки может (и должен!) приносить удовольствие и вдохновлять. Раньше за ретроэстетику на рынке отвечала в основном компания Fujifilm (наряду с элитарной Leica), но Nikon решила не слишком отставать со своей вариацией на тему зеркальной пленочной фотокамеры Nikon FM2, выпущенной в начале восьмидесятых. Если напрячь память, мы обнаружим, что это уже не первый заход компании в ретрореку в цифровую эпоху: в 2012 году вышла в свет камера Nikon Df.

Взглянув пристально на «начинку» Z fc, мы обнаружим, что отличий от выпущенной ранее Z50 здесь не так уж много, и люди, далекие от имиджевых притязаний, могут сказать: «Нас не обдуришь». Но очевидно, они — не целевая аудитория нового аппарата. А вот те, для кого дизайн, эргономика, стиль – важные факторы при покупке камеры, могут присмотреться к Z fc более пристально.

#Основные особенности

Nikon Z fc — беззеркальная камера с матрицей APS-C. Это второй аппарат с кроп-сенсором в рамках Z-серии, и CMOS-матрица здесь используется та же самая, что и в вышедшей в 2019 году Nikon Z50. Разрешение — 20,9 Мп: не очень много по современным меркам, но в общем достаточно для большинства неспецифических задач. В Z50 и Z fc также используется один и тот же процессор Expeed 6.

Камера способна снимать серии фото со скоростью до 11 кадров в секунду с подкадровым автофокусом (9 кадров в секунду с 14-битным RAW). Сама система автофокусировки обновилась. В отличие от Z50, новинка способна непрерывно фокусироваться по глазам при съемке видео. В режиме фотосъемки фокусировка тоже чуть изменилась: появилась возможность сочетать широкую выборочную зону и автофокус по лицу и глазам. Таким образом фотографу проще контролировать, на ком именно будет фокусироваться камера, если в кадре несколько человек. Ранее распознавание лиц и глаз было доступно только при выборе автоматической зоны фокусировки.

Внутрикамерная стабилизация в Nikon Z fc, к сожалению, отсутствует, как и в Z50.

Приятные изменения коснулись ЖК-экрана: разрешение осталось прежним — 1,04 млн точек, зато конструкция теперь поворотная во всех плоскостях. Правда, и диагональ стала меньше — 3 дюйма вместо 3,2. Разрешение видоискателя осталось без изменений – 2,36 млн точек.

В камере используется тот же байонет Z-mount, что и в других камерах линейки. Таким образом, Nikon Z fc совместима со всеми объективами, выпускаемыми для полнокадровых «беззеркалок» серии Z. А с помощью адаптера становится доступно использование оптики Nikon F-mount.

Основной упор производитель, однако же, делает на стиль камеры. Свидетельство тому – выпуск лимитированной коллекции Nikon Z fc в шести разных цветах: розовом, мятно-зеленом, белом, сером, янтарном и песочно-бежевом.

Nikon Z fc Nikon Z50 Fujifilm X-T30 Sony α6400 Canon EOS M6 Mark II
Сенсор изображения 23,5 × 15,7 мм (APS-C), CMOS 23,5 × 15,7 мм (APS-C), CMOS 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV 23,5 × 15,6 мм (APS-C), Exmor CMOS 22,3 × 14,9 мм (APS-C) CMOS
Эффективное разрешение сенсора 20,9 мегапикселя 20,9 мегапикселя 26,1 мегапикселя 24,2 мегапикселя 32,5 мегапикселя
Встроенный стабилизатор изображения Нет Нет Нет Нет Нет
Байонет Z Nikon Z Nikon Fujifilm X-mount Sony E-mount Canon EF-M
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.31), RAW 14 бит JPEG (EXIF 2.30), RAW 14 бит, C-RAW
Формат видео MOV, MP4 MOV, MP4 MPEG 4 XAVC S, AVCHD, MP4 MP4
Размер кадра До 5568 × 3712 пикселей До 5568 × 3712 пикселей До 6240 × 4160 До 6000 × 4000 До 6960 × 4640
Разрешение видео До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p До 4096 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160 (30 кадров в секунду)
Чувствительность ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 204 800 ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 204 800 ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 100–25600 с возможностью расширения до ISO 51200
Затвор Механический затвор: 1/4000–30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/4000–30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/4000–30 с;
электронный затвор: 1/32000–30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
1/4000–30 c; бесшумный режим Механический затвор: 1/4000–30 с;
электронный затвор до 1/16000;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Скорость серийной съемки До 11 кадров в секунду До 11 кадров в секунду До 8 кадров в секунду, до 20 кадров в секунду с электронным затвором; с дополнительным кропом 1,25х – до 30 кадров в секунду 11 кадров в секунду До 14 кадров в секунду с покадровой фокусировкой; до 30 кадров в секунду с фокусировкой по первому кадру
Автофокус Гибридный (контрастный + фазовый), 209 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 209 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Гибридный, Dual Pixel CMOS, 143 точки
Экспозамер, режимы работы TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный 1200-зональный оценочный: мультисегментный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области TTL-замер в 384 зонах, оценочный/частичный/центровзвешенный/точечный
Экспокоррекция ±5,0 EV (с шагом 1/3 EV или 1/2 EV) ±5,0 EV (с шагом 1/3 EV или 1/2 EV) ±5 EV с шагом 1/3 ступени ±5,0 EV (с шагом 1/3 EV или 1/2 EV) ±5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет Встроенная, ведущее число 7,7 (ISO 100) Встроенная, ведущее число 7 (ISO 200) Встроенная, синхронизация 1/160 с, ведущее число 6 (ISO 100) Встроенная, ведущее число - приблизительно 4,6 (ISO 100)
Автоспуск 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с 2/10 с 2/10 с 2/10 с
Карта памяти Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC до UHS-I SD / SDHC / SDXC (UHS-II)
Дисплей Cенсорный поворотный ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,04 млн точек Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1,04 млн точек 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный Сенсорный наклонный ЖК, 3 дюйма, разрешение 921 тыс. точек Сенсорный поворотный ЖК, 3 дюйма, 1 040 тыс. точек
Видоискатель Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Нет, только опциональный
Интерфейсы USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип D, 3,5-мм разъем для микрофона microUSB (USB 3.0), HDMI тип D, 3,5-мм разъем для микрофона HDMI, USB 3.1 (Type-C), 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ microUSB, miсroDMI, 3,5-мм разъем для микрофона USB Type-C, microHDMI, внешний микрофон, порт для пульта ДУ
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth, NFC Wi-Fi, Bluetooth
Питание Литий-ионный аккумулятор EN-EL25, 8,5 Вт·ч (1120 мА·ч, 7 В) Литий-ионный аккумулятор EN-EL25, 8,5 Вт·ч (1120 мА·ч, 7 В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В) Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 7,3 Вт·ч (1020 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор LP-E17 емкостью 7,5 Вт·ч (1040 мА·ч, 7,2В)
Габариты 134,5 × 93,5 × 43,5 мм 126,5 × 93,5 × 60 мм 118,4 × 82,8 × 46,8 мм 120 × 67 × 60 мм 119,6 × 70 × 49,2 мм
Масса 445 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 450 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 383 грамма (вкл. батарею и карту памяти) 403 грамма (вкл. батарею и карту памяти) 408 граммов (вкл. батарею и карту памяти)
Актуальная цена 79 990 рублей за версию без объектива (body), 89 990 рублей (kit, с объективом 16-50 f/3,5-6,3) 74 990 рублей за версию без объектива (body) и с переходником на байонет FTZ, 74 990 рублей (kit, с объективом 16-50 f/3,5-6,3 (kit) 64 990 рублей за версию без объектива (body), 75 500 рублей за версию с комплектным объективом XF 18-55mm f/2,8-4 75 900 рублей за версию без объектива (body), 84 900 рублей за версию с комплектным объективом E 16-50mm 71 900 рублей за версию body (без объектива), 88 900 рублей за версию kit (с объективом 15-45 мм)

#Дизайн и эргономичность

Nikon Z fc – пример камеры, для которой дизайн играет крайне важную роль. Допустим, смотришь на полку с разными камерами Nikon, и взгляд обязательно зацепится именно за нее. Удобны или нет аналоговые органы управления в большом количестве – извечный спор. Кому-то да, кому-то – нет. Мне, например, нравится это решение эстетически, но практически – выдержку однозначно удобнее выставлять электронно, да и ISO тоже. Впрочем, в любой момент можно переключиться на электронную регулировку, выставив значение выдержки 1/3. К эспокоррекции вопросов нет, здесь отдельное колесико всегда в радость, но есть ограничение по диапазону — на кольце доступны значения ±3,0 EV, тогда как камера в целом поддерживает поправку вплоть до пяти стоп в любую сторону — для этого необходимо выставить значение (c) и использовать дополнительный селектор. Диафрагма по умолчанию выставляется с помощью одного из управляющих колес на корпусе, но можно при желании назначить эту функцию на управляющее кольцо объектива серии Nikkor Z.

Несмотря на свои довольно скромные размеры — 134,5 × 93,5 × 43,5 мм — и небольшую массу — 445 граммов с батареей и картой памяти, Nikon Z fc производит весьма солидное впечатление. Обилие разных колес, селекторов, кнопочек и рычажков как бы намекает, что нужны многие знания, чтобы обращаться с такой камерой. На самом деле, конечно, — не большие, чем с любой другой, нужно лишь привыкнуть к необычному управлению. Здесь есть тот же самый авторежим, что и на всех современных аппаратах.

Корпус камеры изготовлен из магниевого сплава, нижняя часть – из пластика, верхние органы управления – из алюминия. Большая часть корпуса покрыта материалом под кожу, благодаря чему камера не скользит в руке. При этом у нее нет выступа для хвата правой рукой, из-за чего держать ее может быть не так удобно. К сожалению, камера не слишком приспособлена к работе в сложных погодных условиях (хотя есть минимальная пыле- и влагозащита). Несмотря на это, общее впечатление от работы с Nikon Z fc хорошее: камера компактная, сделана добротно, качество сборки не вызывает нареканий.

На левом ребре камеры под общей заглушкой расположены разъёмы Micro HDMI, USB Type-C и микрофонный вход.

Справа никаких органов управления нет.

На верхней панели, слева от «горячего башмака», мы видим селектор выбора режимов съемки (М, A, S, P, Auto), совмещенный с кольцом выбора светочувствительности. Последнее оснащено кнопкой блокировки, и менять параметр можно, только зажав эту кнопку, – на мой вкус, не самое удобное решение. Автоматическое значение ISO здесь выбрать нельзя, что тоже, на мой взгляд, не слишком удобно: для выбора этого параметра придется воспользоваться общим меню.

Встроенной вспышки на камере нет. Правее «горячего башмака» находится колесо выбора значения выдержки, совмещенное с селектором переключения режимов фото- и видеосъемки. Далее – крохотный экранчик, на котором высвечивается текущее значение диафрагмы. Это решение мне понравилось – удобно видеть все настройки в одной плоскости. Разве только у экранчика нет подсветки, так что в темноте пользоваться им невозможно. Также сверху находится колесо ввода экспокоррекции, кнопка старта записи видео и кнопка спуска, совмещенная с селектором включения-выключения аппарата.

На задней панели расположены кнопки воспроизведения и удаления снимков, клавиша переключения режимов отображения (монитор, видоискатель, автоматическое переключение), кнопка фокусировки AE-L/AF-L, управляющее колесо, кнопка i, вызывающая быстрое меню, селектор с кнопкой ОК по центру, клавиши приближения-удаления, вызова меню и отображения информации на дисплее.

Снизу расположено штативное гнездо и батарейный отсек, совмещенный с отсеком для единственной карты памяти. Камера поддерживает карты памяти SD, SDHC (с поддержкой интерфейса UHS-I), SDXC (с поддержкой интерфейса UHS-I).

Спереди – лампа подсветки автофокуса, байонет и кнопка высвобождения объектива. Правее объектива – одно из управляющих колес и функциональная кнопка. Последняя мне показалась расположенной крайне неудачно – я постоянно случайно нажимала на нее во время съемки. По факту оказалось, что легче не назначать на нее никаких функций, чем то и дело отменять ее действие.

Дать однозначную оценку эргономике Nikon Z fc сложно. Я привыкла к ней достаточно быстро, но определенно можно признать — она весьма специфическая. Даже с учетом того, что это далеко не первая цифровая камера с многочисленными аналоговыми органами управления, здесь есть свои нюансы. Например, логика работы с разными режимами. Как уже отмечалось выше, здесь нет установки автоматического ISO на соответствующем колесе, как, например, на камерах Fujifilm. А чтобы камера самостоятельно настроила выдержку, необходимо установить режим A или P, после чего можно не обращать внимания на диск выдержки, независимо от его положения. Достаточно удобно реализовано переключение между фото- и видеорежимами, причем для каждого режима можно выбрать свои настройки. При этом контролировать основные настройки экспозиции опять же следует с помощью дисков.

#Дисплей и видоискатель

Nikon Z fc — первая камера с байонетом Z, оснащенная ЖК-дисплеем со всеми степенями свободы. Его можно повернуть под любым углом, в том числе вперед (удобно для видеоблогеров и любителей селфи). Когда камера не используется, экран можно закрыть, таким образом предотвратив любые механические повреждения. Диагональ уменьшилась — 3 дюйма, разрешение при этом осталось неизменным — 1 040 000 точек. Другие характеристики: практически стопроцентное покрытие кадра, регулировка яркости по 11 уровням. В работе экран удобен, сложности могут возникнуть разве что при съемке на очень ярком солнце – тогда уместнее визироваться по видоискателю.

Дисплей дополнен электронным OLED-видоискателем с диагональю 0,39 дюйма, разрешением 2 360 000 точек (XGA), регулировкой цветового баланса, а также автоматической и ручной (7 уровней) регулировкой яркости. Покрытие кадра – приблизительно 100 % по горизонтали и 100 % по вертикали. Видоискатель снабжен круглым пластиковым наглазником, который комфортен в работе и к тому же вносит свой вклад в ретростиль.

#Интерфейс

Основное меню вызывается соответствующей кнопкой на задней панели корпуса. Оно организовано вертикально и содержит семь разделов, в каждом из которых — от одной до нескольких страниц с настройками. Настройки каждой опции открываются в новом окне. Меню полностью русифицировано, перемещаться по нему можно как с помощью аналоговых органов управления, так и прикасаясь пальцами к сенсорному экрану. Меню довольно обширное, и тем пользователям, которые еще не знакомы с камерами Nikon, может понадобиться время, чтобы освоиться и запомнить, где находятся нужные функции. При этом сложностей с тем, чтобы разобраться в этом, быть не должно — устроено оно логично и разумно. Само собой, в камере есть и быстрое меню, которое вызывается кнопкой i. Туда пользователь может добавить до двенадцати наиболее востребованных функций.

#Беспроводные соединения

Как у любой современной камеры, у Nikon Z fc есть опции подключения к мобильному устройству посредством Bluetooth (4.2) и по Wi-Fi (802.11b/g/n). Для обмена данными необходимо установить на смартфон бесплатное приложение SnapBridge. Приложение очень понятное и удобное, проблем с его использованием не будет даже у новичка. С его помощью можно просматривать снимки с фотокамеры на экране мобильного устройства, настроить автоматическую пересылку файлов в фоновом режиме с камеры на смартфон, а также вести удаленную съемку по Wi-Fi, меняя все настройки прямо на смартфоне.

Камера в работе. Съемка в JPEG. Съемка в RAW, динамический диапазон. Автофокус, серийная съемка и буфер. Заключение

#Камера в работе

Перейдем к практической части обзора. Мне удалось протестировать Nikon Z fc с четырьмя объективами — NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE), специально разработанным для этой камеры; NIKKOR Z 14-24mm f/2.8 S; NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR; NIKKOR Z 85mm f/1.8 S.


#Съемка в JPEG

Nikon Z fc — камера скорее для энтузиастов-фотолюбителей, чем для профессиональных фотографов, поэтому наверняка в рядах ее пользователей будет достаточно тех, кто снимает в формате JPEG. В целом камера способна выдать очень симпатичную и качественную картинку даже с полностью автоматическими настройками. Конечно, чем сложнее сюжет, тем важнее вмешательство фотографа, но простые сцены с равномерным освещением Z fc отрабатывает достойно. Для своего разрешения камера выдает очень неплохую детализацию: антимуарного фильтра здесь нет, что помогает лучше прорисовывать текстуры и мелкие нюансы.

Слева – оригинал снимка, справа – кроп. Параметры съемки: ISO 100, 1/160 с, f/4,2

При съемке сюжетов с большим перепадом яркости формата JPEG может быть недостаточно. Динамический диапазон у камеры неплохой, но и не выдающийся, поэтому есть риск получить пересветы или «проваленные» тени.

До определенной степени выручить может формат HDR, при котором камера объединяет три снимка с разной экспозицией для расширения динамического диапазона итоговой картинки. Пользователь может самостоятельно отрегулировать интенсивность воздействия эффекта. На мой вкус, максимальная степень дает уже несколько неестественную картинку, тогда как промежуточные варианты смотрятся очень органично.

Слева направо: кадр без HDR, HDR в один, два и три стопа экспозиции

Есть в Nikon Z fc и еще одна фирменная опция, направленная также на расширение динамического диапазона — активный D-Lighting.

Баланс белого, который легко исправляется при съемке в RAW, может создать проблемы тем, кто работает с форматом JPEG: править некорректные либо просто не соответствующие видению фотографа цвета в редакторе довольно муторно и не всегда эффективно. Поэтому верно настроить баланс белого при съемке необходимо. Nikon дает возможность сделать это очень гибко: в Z fc мы видим не просто автоматическую настройку баланса белого, а три варианта этой автонастройки: сохранение белого (уменьшение теплых тонов), сохранение общей атмосферы (на снимках сохраняется «теплинка», но они не выглядят излишне желтыми), сохранение теплых цветов (такой баланс белого формально считается некорректным, но некоторые пользователи любят именно его).

Слева – снимок с сохранением общей атмосферы, справа – с сохранением белого

В ходе теста я в основном делала снимки с сохранением общей атмосферы. Мне понравилось, как камера передает оттенки человеческой кожи. Дневные пейзажи, на мой вкус, получились «холодноватыми», но это вопрос индивидуальных предпочтений.

Разумеется, в Z fc есть фирменная разработка Nikon – режим Picture Control. Помимо «классического» набора установок (портрет, пейзаж, монохром, насыщенный и прочие), в камере есть 20 творческих вариаций тонирования (уже традиционных), которые можно сравнить с фильтрами в "Инстаграме". Эффект фильтра виден сразу при его выборе, так что пользователь может перебирать варианты до тех пор, пока та или иная тонировка не «ляжет» на текущий сюжет.

Примеры съемки в режиме Picture Control

Также из творческих функций отмечу режим мультиэкспозиции, в котором пользователь может объединить несколько кадров в одно изображение. По его исполнению Nikon, пожалуй, опережает большинство конкурентов: доступно наложение от двух аж до десяти снимков, также пользователь может выбрать один из четырех режимов наложения. При этом непосредственно в момент съемки можно видеть, как будут накладываться изображения, что помогает строить композицию. Объединить готовые снимки можно и постфактум, зайдя в меню обработки.

 Пример использования функции мультиэкспозиции (объединение трех кадров)

Пример использования функции мультиэкспозиции (объединение трех кадров)

#Съемка в RAW, динамический диапазон

Формат RAW, безусловно, дает более полное представление о потенциале камеры, и именно его предпочитают профессиональные фотографы, поэтому рассмотрим несколько примеров обработки кадров, снятых в этом формате. Базовую обработку RAW-файлов можно произвести непосредственно в камере – кадрировать, поправить экспозицию, баланс белого, применить творческие режимы Picture Control. Делать это не очень удобно из-за маленького размера снимка на мониторе, но как быстрый способ улучшить картинку, чтобы немедленно опубликовать ее в соцсетях, – почему бы и нет.

Для максимально тщательной обработки, разумеется, понадобится профессиональная программа. Снимки для обзора я редактировала в программе Adobe Camera Raw. В качестве примеров я выбрала несколько сложных по свету/контрастных сцен. Цель обработки — привести фото в баланс, лучше проявить света и высветлить тени.

Скачать RAW-файлы (233 Мбайт)

Запас в тенях у Nikon Z fc очень хороший: без проблем удается вытянуть все детали даже из очень глубоких, казалось бы, теней. Со светами ситуация хуже: если вы недосмотрели за экспозицией при съемке, восстановить информацию в сильно пересвеченных участках уже не получится. Лучший вариант, если нужно снять очень контрастный сюжет одним кадром, – настраивать экспозицию по ярким участкам и затем осветлять тени при обработке. Это может немного снизить качество фото из-за появления шумов, но в данном случае это меньшее из зол.

#Автофокус, серийная съемка и буфер

Как уже говорилось в начале статьи, система автофокуса на Nikon Z fc подверглась определенным доработкам, но по большей части они коснулись съемки видео. В том, что касается фото, более удобным стало распознавание лиц на сюжетах с несколькими людьми в кадре.

В камере реализован гибкий выбор зоны автофокусировки: одноточечный, точечный, динамический, широкий (маленький / большой) и автоматический выбор зоны (маленький / большой). В режиме широкой и автоматической зоны автофокуса можно выбрать приоритет распознавания человека или животного. Из животных мне удалось протестировать камеру на кошках – и здесь автофокус работал без сбоев, быстро определяя животное в кадре.

 Nikon Z fc надежно распознает животных в кадре

Nikon Z fc надежно распознает животных в кадре

С людьми проблем также не возникало как при хорошем освещении, так и в темное время суток. Один раз камера промахнулась с фокусом при съемке в контровом свете, но все остальные портреты из этой серии были сфокусированы корректно.

Фокусировка в сложных условиях: в контровом свете и в смешанном ночном. Камера отработала сюжеты почти без сбоев

Далее – тестирование серийной съемки с непрерывным автофокусом при съемке динамичного сюжета. Максимальная скорость серийной съемки – 11 кадров в секунду: для данного класса камер, не рассчитанных на «суровый» репортаж, показатель хороший. Мне удалось сделать серию из 35 кадров в формате RAW+JPEG максимального качества. Большая часть снимков сфокусирована корректно, но иногда камера теряла человека из резкости на 1-2 кадра.

Две пары последовательно сделанных снимков из серии. Иногда резкость уходит на задний план, но камера быстро заново «ловит» бегущего человека

В целом фокусировка на Nikon Z fc не доставляет проблем. Она происходит быстро и точно, не заставляя обращать на себя лишнего внимания. В большинстве ситуаций удобно фокусироваться прикосновением к сенсорному экрану. Единственный не очень удобный нюанс – в камере нет специального фокусировочного джойстика, вместо него используется четырехпозиционный контроллер. Также нет часто встречающейся сейчас опции использования ЖК-экрана для перемещения точки фокусировки при визировании по видоискателю.

#Съемка на высоких ISO

Диапазон светочувствительности Nikon Z fc – от 100 до 51 200 единиц ISO с шагом 1/3 EV. Доступно расширение до 102 400 и 204 800 единиц ISO. Хорошие показатели, но важно на практике определить, на каких значениях можно снимать, не жертвуя качеством. Посмотрим несколько примеров «из жизни», прежде чем перейдем к тестовой сцене. При съемке в JPEG на всех фото применялся стандартный уровень шумоподавления.

Первый снимок сделан на значении ISO 1600. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. И в JPEG, и в RAW качество хорошее, детализация на высоком уровне, шумы почти незаметны. При сильном приближении можно заметить легкий шум в тенях в RAW, но он не критичен.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 3200 картинка также смотрится очень неплохо и нет существенной разницы между RAW и JPEG. Работа шумодава довольно деликатна, снимок не смотрится «мыльно».

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 4500 шумы в RAW и «мыло» в JPEG становятся уже заметнее, но качество по-прежнему достойное, приемлемое не только для соцсетей, но и для печати фото форматом А4 и, вероятно, даже больше.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

ISO 6400. Здесь уже многое будет зависеть от сюжета – где-то шумы будут мешать сильнее, где-то меньше. В данном случае они не бросаются в глаза. Детализация, конечно, не такая хорошая, как на малых значениях светочувствительности, но даже простое поднятие резкости в редакторе может улучшить фото.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 12 800 шумы в RAW уже очень сильно бросаются в глаза. В JPEG же явно не хватает деталей. Но если уменьшить такой снимок и немного доработать в редакторе – он может смотреться неплохо на просторах интернета.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Под формат инстаграма подойдет, в принципе, даже фото, сделанное на ISO 32 000. Правда, стоит признать, что современные смартфоны нередко обходят камеры при съемке с рук ночью за счет мощной программной обработки с применением «искусственного интеллекта».

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Попытка сделать кадр на расширенном значении ISO 102400 не увенчалась большим успехом. То есть снимать, безусловно, можно, если стоит цель задокументировать какой-то объект или момент, но речь о качестве уже не идет.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Скачать RAW-файлы (201 Мбайт)

Теперь – тестовые кадры.

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

ISO 51200

ISO 102400

ISO 204800

Скачать RAW-файлы (347 Мбайт)

В том, что касается высоких значений светочувствительности, Nikon Z fc держится на уровне с конкурентами. Камера способна обеспечивать вполне хорошее качество вплоть до ISO 6400. При необходимости можно снимать и на более высоких значениях: некоторые сюжеты не сильно страдают от наличия шума или падения детализации при шумоподавлении.

#Видеосъемка

В целом возможности съемки видео у Z fc такие же, как у Z50: добавилась только уже упомянутая функция непрерывной фокусировки по глазам человека – что, впрочем, весьма существенно. В камере доступна съемка 4K-видео с задействованием всей поверхности сенсора, без кропа. Максимальная частота при съемке в максимальном разрешении — 60 кадров в секунду. Также доступна высокоскоростная съемка в разрешении Full HD со скоростью до 120 кадров в секунду и функция замедленной съемки.

Nikon Z fc имеет порты для микрофона и microHDMI, но разъем для наушников отсутствует — уже это указывает на класс камеры в вопросах видеосъемки. Еще один важный момент: поскольку в камере нет механизма внутренней стабилизации, при съемке с рук приходится в первую очередь полагаться на стабилизацию в объективе. В камере предусмотрена, правда, цифровая стабилизация, однако она как раз требует пусть небольшого, но кропа, да и эффективность оставляет желать лучшего. Еще один ограничивающий фактор в сравнении с конкурентами — отсутствие возможности съемки несжатого файла (тот или иной Log-формат), который частично компенсируется специальным режимом Picture Control (да, он доступен не только для фото, но и для видео). Максимальная продолжительность непрерывной съемки видео – 30 минут.

При ручной фокусировке доступен фокус-пикинг. При съемке с ручной экспозицией камера позволяет вам зафиксировать выдержку и диафрагму, а также регулировать яркость с помощью диска компенсации экспозиции.

За счет удобного поворотного экрана и непрерывной фокусировки по глазам Nikon Z fc выглядит привлекательным вариантом для видеблогеров. Напомню также про удобное переключение режимов фото- и видеосъемки и возможность сохранить отдельные настройки для каждого из них.

Скачать оригинал видео (620 Мбайт)

Пример съемки человека. Следящий автофокус сработал отлично, камера удерживает фокус на модели при движении и зуммировании.

Скачать оригинал видео (462 Мбайт)

Съемка в движении. Ощущается нехватка внутрикамерной стабилизации, но в целом картинка качественная.

Скачать оригинал видео (484 Мбайт)

Пейзажная съемка.

#Автономность

В Nikon Z fc используется та же батарея, что и в Z50, — EN-EL25. Заявленное время автономной работы, с учетом похожих характеристик камер, тоже практически не отличается: по стандарту CIPA камера может сделать порядка 300 снимков на одном заряде. На практике эта цифра может довольно сильно отличаться, причем скорее в большую сторону – все зависит от стиля использования камеры конкретным фотографом. Мне без проблем хватало заряда на полный день съемки в путешествии.

Зарядить камеру можно как с помощью специального зарядного устройства, так и с помощью USB-разъема, что, безусловно, удобно. Отдельный плюс – возможность заряжать камеру во время работы, чего не было у Z50.

#Заключение

Nikon держит марку: все выпускаемые в рамках Z-серии камеры интересны и хороши. Новая Z fc при этом неоднозначна. Наверняка, выпуская ее, производитель был готов к волне критики от определенных слоев фотографического сообщества, мол «это та же самая Z50, только в другом корпусе!». По большому счету, это так и есть. Но у нее, безусловно, есть свой потребитель. Скажем, я сама из тех, для кого дизайн имеет большое значение. И если бы мне вдруг пришлось выбирать между Z50 и Z fc, я бы с большой долей вероятности выбрала последнюю, несмотря даже на небольшую переплату (Z fc стоит 79 990 рублей, Z50 – 74 990 рублей). Да, потому что красиво, потому что радует глаз, потому что приятно держать в руках. Потому что фотокамера – не чисто утилитарный инструмент, а продолжение внутреннего мира и стиля фотографа. А еще – из-за удобного поворотного экрана и улучшенного автофокуса. Да, это все не такие уж критически важные вещи, и если стоит вопрос экономии при получении аналогичного качества фото – конечно, есть смысл смотреть в сторону Z50.

Nikon Z fc – не про новаторские технологии, а про эстетику и, может, даже ностальгию. При этом, конечно, камера остается современной — все базовые показатели здесь на достойном уровне. Быстрый и точный автофокус в режиме фото и видео, хорошие экран и видоискатель, достаточно высокая скорость серийной съемки, обширный буфер, возможности съемки на высоких значениях светочувствительности. Сильно не хватает разве что внутрикамерной стабилизации.

Скачать RAW-файлы (1,02 Гбайт)

Достоинства:

  • стильный дизайн;
  • компактность;
  • удобный поворотный экран;
  • возможности тонкой подстройки камеры под себя, отдельные настройки кнопок для фото- и видеосъемки;
  • автофокус по лицу/глазам в режиме фото- и видеосъемки;
  • обилие интересных творческих эффектов;
  • большое количество совместимой оптики, легкая и компактная оптика в комплекте;
  • хорошие возможности съемки на высоких значениях ISO;
  • большой запас в тенях при съемке RAW;
  • расширенные опции установки баланса белого в JPEG;
  • хороший видоискатель;
  • возможность подзарядки во время работы.

Недостатки:

  • отсутствие внутрикамерной стабилизации;
  • нет разъема для наушников;
  • затруднен доступ к выставлению автоматического ISO;
  • только один слот для карты памяти;
  • не очень большой запас в светах при съемке RAW.


Оригинал материала: https://3dnews.ru/1051412