В системе двойной звёзды впервые обнаружили экзопланету — считалось, что её там быть не должно

Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории (ESO VLT) получил изображение сверхмассивной экзопланеты в системе двойных звёзд β Cen (AB) или Бета Центавра. Согласно современным представлениям, в наблюдаемой системе не должно быть планет, во всяком случае — типа нашего Юпитера и больше. Звёздная пара настолько большая и активная, что она буквально разметает по системе всё вещество вокруг себя, а потому планетам там не собраться. Но одна нашлась.

Источник изображения: Pixabay

Звёздная пара в системе β Cen (AB) может достигать 6–10 масс Солнца. Считалось, и это было подтверждено многочисленными наблюдениями, что в системах со звёздами более трёх масс Солнца сверхмассивные экзопланеты отсутствуют. Более того, сверхмассивные экзопланеты или, как их ещё называют, суперюпитеры находятся на сравнительно близких орбитах вокруг звёзд с массами до двух Солнц. Обнаруженный в системе β Cen (AB) сверхюпитер зафиксирован на гигантском удалении от тесной пары звёзд в своей системе. Он находится в 560 раз дальше, чем Земля отстоит от Солнца.

Массивная звёздная пара b Cen (AB) должна была испарить или отогнать вещество очень и очень далеко от себя, что сделало бы невозможным формирование протопланетных дисков и самих планет. Тем не менее, как минимум одна планета в этой системе появилась, и её удалось увидеть с помощью прямого наблюдения.

К концу текущего десятилетия астрономы рассчитывают получить в свои руки новый земной телескоп — Чрезвычайно большой телескоп (ELT). Этот инструмент поможет ещё лучше разглядеть систему β Cen (AB) и экзопланету в её составе. Получить больше данных по этой системе означает, что наука сможет уточнить модели формирования планет во Вселенной.