Сверхмассивная чёрная дыра в соседней галактике оказалась чрезвычайно мощным источником радиоизлучения

Астрономы впервые получили наиболее полное изображение радиоизлучения от ближайшей к Земле сверхмассивной чёрной дыры в центре галактики Центавр А (NGC 5128, не путать с α Центавра). Эта галактика находится от нас на расстоянии 12 млн световых лет, а радиолепестки из её центра простираются на сотни миллионов световых лет. Наверное, это к лучшему, что данный вселенский радиопрожектор направлен в сторону, а не на Землю.

Источник изображения: Ben McKinley, ICRAR/Curtin and Connor Matherne, Louisiana State University

Галактика Центавр А столь активна в радиодиапазоне по той причине, что сверхмассивная чёрная дыра в её центре активно питается окружающим веществом. Вещество, падая на чёрную дыру, превращается в колоссальные выбросы энергии, самый заметный для нас след из которых — это радиочастотное излучение. Тем не менее, одним только процессом аккреции ближайшего к чёрной дыре вещества все наблюдаемые процессы объяснить нельзя. Для более полного описания процессов предложена теория хаотической холодной аккреции, которая описывает взаимодействие ядра галактики, процесса образования звёзд в ней и, собственно, поведения чёрной дыры в центре галактики с веществом внутри и очень далеко за пределами самой галактики (с учётом механизмов обратной связи).

Источник изображения: Connor Matherne, Louisiana State University (Optical/Halpha), Kraft et al. (X-ray), Struve et al. (HI), Ben McKinley, ICRAR/Curtin. (Radio)

Как показало исследование, чёрная дыра и сопровождающие её активность процессы «выдувают» радиопузыри колоссальных размеров. На первом изображении галактика показана в радиодиапазоне парой ярких точек в центре, тогда как лепестки радиоизлучения разошлись веером далеко за пределы даже галактического гало — облака межзвёздного газа, окружающего галактику. На нашем небе длина лепестков достигает 16-ти полных лун, размещённых в один ряд.

Источник изображения: ICRAR, SKAO

Для полноты картины астрономы из Университета Кёртина Международного центра радиоастрономических исследований (ICRAR) наложили на полученные данные все доступные виды изображений галактики Центавр А в других диапазонах. Поучившаяся картина позволит лучше понять эволюцию галактик и чёрных дыр внутри активных галактик. Эта работа оказалась достойна публикации в самом престижном научном издании мира — в журнале Nature. Проведена она на австралийском радиотелескопе MWA.