Китайцы приблизились к созданию квантовой системы для взлома любых современных шифров

Группа китайских учёных опубликовала статью, в которой сообщила о разработке архитектуры квантового компьютера для взлома любых современных шифров. Архитектура позволяет взламывать коды с использованием относительно небольшого числа кубитов — на уровне 10 тыс., тогда как раньше считалось, что шифрование будет пробито системами со 100 тыс. кубитов или больше. Это означает, что компрометация современных шифров не за горами.

Источник изображения:  University of Science and Technology of China

Источник изображения: University of Science and Technology of China

Приблизиться к созданию квантовой системы по взлому кодов шифрования позволит архитектура компьютера с квантовой памятью. В настоящее время все или почти все представленные квантовые вычислительные системы (хотя правильнее говорить — симуляторы квантовых процессов) не имеют памяти для хранения промежуточных квантовых состояний кубитов. Сама природа кубитов не позволяет этого сделать просто. Записать квантовое состояние кубита равно измерению этого состояния, а измерение состояния ведёт к коллапсу квантовой системы. Кубит можно только законсервировать тем или иным способом. Сделать это надёжно и воспроизводимо, пока невозможно.

Китайские учёные утверждают, что они нашли возможность консервировать состояние кубитов в кристаллах. Эксперименты показывают, что идея работает, хотя к практической реализации путь будет очень долгий. Тем не менее, появляется шанс подойти к системе для взлома шифров намного раньше, чем это произошло бы при движении по прежнему пути.

В статье в китайском рецензируемом научном журнале Acta Physica Sinica учёные сообщили, что их память на кристалле может хранить кубиты в течение часа или около того. При этом квантовая информация в памяти обновляется по мере выполнения вычислений (во всяком случае, к этому будут двигаться). Подобная память прежде разрабатывалась для квантовой криптографии как возможность создания квантовых повторителей. На сегодняшний день нет коммерческих квантовых повторителей и сегмент квантовой связи довольно короткий — 60–70 км. Создание квантовой памяти поможет как для взлома современных шифров, так и для развития квантовой криптографии и, конечно же, квантовым вычислениям.