Новости Hardware

Самарские учёные разработают модели космических аппаратов на электроракетных двигателях для полётов по всей Солнечной системе

Во всём мире растёт интерес к полётам далеко за орбиту Луны. Проблема в том, что современным химическим ракетным двигателям для таких полётов требуется очень много топлива. Это сильно снижает объём полезной нагрузки. Обойти проблему можно с помощью электроракетных двигателей, которые давно разработаны и даже используются. Другое дело, что в этой области можно открыть много нового, если задаться такой целью, на что решились самарские учёные.

 Работа ионных двигателей. Источник изображения: scmp.com

Работа ионных двигателей. Источник изображения: scmp.com

Соответствующий проект учёных Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королёва стал одним из победителей конкурса Российского научного фонда (РНФ) и получил финансовую поддержку в виде гранта сроком на два года. В рамках проекта будут разработаны проектные модели космических аппаратов на электроракетных двигателях малой тяги, которые будут предназначены для исследовательских миссий к астероидам, кометам, Луне, Марсу и другим телам Солнечной системы.

Главной научной составляющей проектных работ станет разработка программного комплекса для определения оптимального управления полётами таких аппаратов в гравитационных полях сложной конфигурации. Электроракетные двигатели могут непрерывно работать годами, используя скромные запасы энергии, но их тяга недостаточна для набора больших скоростей и для значительных манёвров. Поэтому космические аппараты с электроракетными двигателями будут нуждаться в сложных гравитационных манёврах.

«Конкретной научной проблемой, которая будет решаться в рамках работы над проектом, является определение оптимальных устойчивых схем маневрирования космических аппаратов вблизи объектов с гравитационными полями сложной конфигурации. Посадку на поверхность пока не планировали считать, но может, рассчитаем и её», — рассказала руководитель проекта, заведующая кафедрой динамики полёта и систем управления Самарского университета, профессор Ольга Старинова.

Специалисты института планируют разработать проектные модели автоматических исследовательских космических аппаратов массой до одной тонны. Учёные определят наилучшие типы и характеристики двигателей, рассчитают запасы топлива и возможную полезную нагрузку. О проектировании пилотируемых аппаратов речь пока не идёт.

Новым поколением электроракетных двигателей интересуются не только в России. Эту тему развивают в Китае, США, Японии, ЕС и в ряде других стран. Принцип работы ЭРД основан на преобразовании электрической энергии в направленную кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела. К электроракетным, например, относятся плазменные и ионные двигатели.

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Bitmain наконец выпустила Antminer E9 — майнер Ethereum, эквивалентный 25 видеокартам GeForce RTX 3080 11 мин.
Шведская Northvolt привлекла $1,1 млрд для расширения производства тяговых аккумуляторов в Европе 22 мин.
Vivo представила 300-долларовый смартфон Y77 5G со 120-Гц экраном, чипом Dimensity 930 и 80-Вт зарядкой 28 мин.
ASUS представила профессиональный монитор ProArt PA248CNV с док-станцией и соотношением сторон 16:10 37 мин.
Xiaomi начала выпускать смартфоны во Вьетнаме, чтобы снизить затраты и улучшить логистику 42 мин.
У покупателей первых электрических кроссоверов Fisker Ocean One попросили дополнительную предоплату в $5000 2 ч.
Gigabyte выпустила плату N5105I H с чипом Intel Jasper Lake для компактных компьютеров 2 ч.
На выставке «Иннопром-2022» представили российский беспилотник Hi-Fly S700 для доставки грузов и людей 2 ч.
Apple больше не будет оснащать обычные iPhone новейшими процессорами — их получат только Pro-версии 2 ч.
МТС присоединился к совместному предприятию «билайна», «МегаФона» и «Ростелекома» по развитию 5G 3 ч.