Учёные подтвердили наличие гигантских криовулканов на Плутоне — они сочатся лавой из водяного льда и не только

Детальное изучение снимков поверхности Плутона, полученных в 2015 году автоматической станцией NASA «Новые горизонты», позволило подтвердить наличие на этой карликовой планете криовулканов. Высота крупнейших из них достигает вершин Гималаев с шириной у основания до 100 км. Но самая большая загадка в том, что возраст ледяной лавы оценивается в 200 млн лет и меньше, чего никак не может быть на теоретически давно остывшем Плутоне.

Источник изображения: NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute/Isaac Herrera/Kelsi Singer

«Сочетание того, что это молодые геологические объекты, они занимают огромную площадь и, скорее всего, состоят из водяного льда, удивительно, потому что для этого требуется больше внутреннего [планетарного] тепла, чем, как мы думали, Плутон может иметь на данном этапе своей истории», — сказала ведущий автор исследования Келси Сингер (Kelsi Singer).

Температура на поверхности Плутона опускается до 30 K (-243 ℃). При таких низких температурах водяной лёд приобретает такую структуру, которая не позволяет ему «сочиться». Тем не менее, ледяных куполов вокруг криовулканов на Плутоне не наблюдается, что говорит о низкой вязкости криолавы. Учёные считают, что это происходит благодаря присутствию солей, в частности, солей аммиака. Благодаря этому криолава растекается по поверхности Плутона и не создаёт вулканических конусов, а вулканы на этой планете напоминают пологие холмы.

Наличие этих криовулканов, по словам исследователей, говорит о том, что активность на Плутоне выше, чем кажется на первый взгляд. «Существование этих массивных объектов говорит о том, что внутренняя структура и эволюция Плутона позволяет либо лучше удерживать тепло, либо в целом [вырабатывать] больше тепла, чем предполагалось до пролёта "Новых горизонтов", что позволило мобилизовать богатые водным льдом материалы на поздних этапах истории Плутона», — заявляют исследователи в статье в журнале Nature Communications.

Если есть достаточно тепла, то почему бы не помечтать о возможной биологической жизни где-то там в глубинах этой карликовой планеты?