В Китае запущена кампания, нацеленная на регламентирование работы алгоритмов соцсетей и предотвращение злоупотреблений местными техногигантами, — в первую очередь инициатива касается компаний ByteDance и Tencent. Власти интересуют как рекомендательные алгоритмы в соцсетях, так и алгоритмы, на основе которых пользователям выводится онлайн-реклама.
В рамках новой кампании Управление по вопросам киберпространства Китая будет проводить выездные проверки интернет-компаний и проводить экспертизу различных сервисов. Инициатива нацелена на крупнейшие веб-сайты, платформы и наиболее влиятельные продукты — при этом сами компании и проекты не называются.
Действия властей направлены на внедрение и обеспечение соблюдения утверждённых в минувшем августе норм, которые регулируют работу рекомендательных алгоритмов, определяющих вывод контента для пользователей соцсетей — они вступили в силу в марте. Это часть запущенной ещё в конце 2020 года всеобъемлющей программы, нацеленной на сдерживание влияния китайских техногигантов, чьи платформы, по сути, контролируют развлекательную сферу и общественное мнение.
Опубликованный в августе документ содержит 30 пунктов, в том числе требования раскрывать основные принципы работы рекомендательных алгоритмов, а также предоставлять пользователям удобные инструменты по их отключению. Новые нормы также предписывают, чтобы алгоритмы придерживались «общепринятых ценностей» и «активно распространяли позитивную энергию».
Проблема рекомендательных алгоритмов актуальна для крупнейших сервисов по всему миру: Facebook✴ и Google, в частности, обвиняются в том, что они дают приоритет материалам, которые усугубляют политическую поляризацию и разжигают насилие. Компании ByteDance (владеет Douyin — китайской версией TikTok) и Tencent (владеет мессенджером WeChat) уже подчинились требованиям Пекина и предоставили пользователям возможность отказаться от рекомендательных алгоритмов на своих платформах.
Источник: