В найденных в Антарктиде обломках метеоритов с Луны обнаружены следы газов земного происхождения

Новое исследование шести лунных метеоритов, обнаруженных в Антарктиде, показало, что грунт земного спутника содержит химические элементы из земных недр. Открытие служит подтверждением того, что компаньон нашей планеты мог образоваться в результате столкновения в далёком прошлом Земли с другим небесным телом.

Источник изображения: ETH Zurich

В ходе работы в Швейцарской высшей технической школе Цюриха исследователь Патриция Уилл (Patrizia Will) обнаружила в шести метеоритах их «антарктической» коллекции NASA следы гелия и неона. Обнаруженные микрочастицы, как оказалось, содержат изотопные сигнатуры, свидетельствующие о том, что сохранившиеся в застывшей лаве частицы благородных газов имеют земное происхождение — от воздействия солнечного ветра и космических лучей их защитили последующие наслоения других пород. Сигнатуры удалось идентифицировать благодаря высокочувствительному масс-спектрометру.

Открытие служит свидетельством в пользу теории образования Луны в результате столкновения Земли с протопланетой Тейей порядка 4,5 млрд лет назад — тогда возраст Земли составлял «всего» 60 млн лет. Столкновение должно было быть достаточно сильным, чтобы в его результате сформировался фрагмент, способный превратиться в новое небесное тело, которое впоследствии не упало на Землю.

В числе прочих доказательств теории указывается и то, что Луна имеет относительно малую массу и содержит мало железа, при этом порядка 30 % массы Земли сосредоточено в богатом железом ядре, которое, видимо, было мало затронуто столкновением. Кроме того, лунные мантийные породы имеют приблизительно тот же состав, что и аналогичные земные, причём они сильно отличаются от, например, метеоритов марсианского происхождения.

Попадание лунных метеоритов на Землю имеет своё объяснение. Не имеющая атмосферы Луна постоянно бомбардируется астероидами. Вероятно, некоторые из них когда-то буквально «выбили» фрагменты из Луны на Землю, где их и обнаружили учёные.

Исследователи надеются на продолжение работы, поскольку пока изучено только несколько образцов из коллекции NASA, насчитывающей порядка 70 тыс. обломков метеоритов. Результаты опубликованы 10 августа в журнале Science Advances.