Сегодня 20 апреля 2024

Учёные обнаружили на Марсе подземное озеро — пока только теоретически, но с крайне высокой вероятностью

Учёные давно рассчитывают найти на Марсе воду в жидком состоянии, что даст надежду на обнаружение биологической жизни на этой планете. Наиболее перспективным регионом для поиска считается Южный полюс Марса, где под толщей льда может скрываться вода в жидкой фазе. Новая обработка старых данных показала, что во всех физических моделях геологических процессов на Марсе вероятность существования там подземного озера самая высокая.

Источник изображения: NASA / JPL-Caltech

В новой статье в издании Nature Astronomy международная группа учёных под руководством Нила Арнольда (Neil Arnold) из Кембриджского университета доказывает, что в районе Южного полюса Марса может существовать подлёдное озеро протяжённостью до 30 км.

Первые свидетельства о возможности существования подлёдного озера в этом регионе, который за многочисленные уступы назвали Ultimi Scopuli, получил в 2018 году орбитальный аппарат Европейского космического агентства (ЕКА) Mars Express. Сканирование георадаром показало, что определённая область под поверхностью Марса отражает сигнал точно так же, как если бы там была жидкая вода. Уже в этом году другая группа исследователей показала, что принятый за отражение от воды сигнал нельзя считать истинным. Точно так же при обработке радарами ведёт себя ряд вулканических пород.

Но за этим регионом наблюдал не только европейский спутник. Ранее детальные снимки изучаемой области сделал зонд NASA Mars Global Surveyor. Согласно данным зонда, поверхность области над гипотетическим подземным озером на Марсе повторяет характер поверхности над озером Восток в Антарктиде. Как и на Земле, лёд на Марсе над «озером» имеет волнистый характер с чередующими перепадами высот. Ледяные «волны» на поверхности образуются в процессе подлёдного движения жидкой воды, создающей неравномерное давление снизу на лёд. По крайней мере, так происходит на Земле.

На основе этих данных учёные провели серию новых вариантов моделирования топографии области наблюдения с учётом введения множества переменных, включая моделирование подповерхностного трения, которое может быть вызвано либо твёрдым льдом, либо водой; различную глубину теоретического подповерхностного озера; и количество геотермального тепла под поверхностью Марса в недавней геологической истории. Вне зависимости от комбинации переменных во всех случаях модель объясняла наблюдаемые явления наличием воды в жидкой фазе.

«Сочетание новых топографических данных, результатов нашей компьютерной модели и данных радара делает гораздо более вероятным, что сегодня на Марсе существует по крайней мере одна область подледниковой жидкой воды, и что Марс все ещё должен быть геотермально активным, чтобы поддерживать воду под ледяной шапкой в жидком состоянии», — сказал Арнольд в заявлении, сопровождающем публикацию исследования.