Индийский космический зонд Mars Orbiter Mission перестал выходить на связь спустя 8 лет после начала работы

Запущенный 5 ноября 2013 года индийский космический зонд Mars Orbiter Mission (MOM), рассчитанный на работу в течение 6 месяцев на орбите Красной планеты, перестал выходить на связь с наземными станциями слежения, проработав долгие восемь лет.

Источник изображения: Planet Volumes/unsplash.com

Индийское космическое ведомство пытается выяснить причину прекращения работы — возможно, у зонда закончилось топливо или вышли из строя солнечные элементы питания, или возможность обмена информацией потеряна из-за автоматических манёвров, в результате которых антенна была направлена в неверном направлении.

Зонд MOM стоимостью около $55 млн был выведен на марсианскую орбиту ракетой-носителем PSLV-25 индийского аэрокосмического агентства ISRO 24 сентября 2014 года. Примечательно, что миссия увенчалась успехом с первой попытки, позволив Индии на равных войти в число держав, собственными силами исследующих Марс. Отключения оборудования уже случались ранее, но тогда связь удавалось восстановить.

По данным источников издания The Times of India среди индийских учёных высшего эшелона, хотя пока неизвестно, что стало причиной поломки — проблемы с энергией и топливом из-за продолжительных манёвров или неверное направление антенны, маловероятно, что контроль над зондом будет восстановлен.

Известно, что зонд, нёсший на борту пять модулей, включая датчик метана Methane Sensor for Mars (MSM) и камеру Mars Colour Camera (MCC), только в первый год работы на орбите отправил на Землю порядка 1 Тбайта данных и не менее 5 Тбайт в течение 5 лет. Впрочем, хотя одной из главных целей миссии было обнаружение метана, ISRO так и не опубликовала никакой информации об обнаружении этого газа. Пока необходимо закончить анализ огромных массивов данных, обрабатываемых многочисленными научными организациями.