Астероид Диморф стал похож на комету после удара зонда DART — у него образовался хвост на 10 тыс. км

Расположенный в Чили телескоп SOAR, оператором которого является американская NOIRLab, запечатлел длинный шлейф осколков и пыли, образовавшегося в результате столкновения зонда NASA DART с астероидом Диморф в рамках эксперимента по смещению орбиты последнего.

Источник изображения: NORILab

Через два дня после удара DART американские астрономы использовали 4,1-метровый телескоп Southern Astrophysical Research (SOAR) Telescope для съёмки большого шлейфа пыли и осколков, покинувших поверхность астероида после столкновения. На новом изображении, снятом после столкновения с использованием спектрографа Goodman High Throughput Spectrograph, запечатлён шлейф протяжённостью около 10 тыс. километров, формируемый под воздействием солнечного ветра.

Следующая фаза работы команды DART связана с анализом данных и дальнейшими наблюдениями исследователями со всего мира. Телескоп SOAR планируется использовать для мониторинга выброса в ближайшие недели и месяцы, а комбинация SOAR и мощностей сети наблюдений Astronomical Event Observatory Network (AEON) позволяет эффективно отслеживать находящиеся в динамике события вроде подобного столкновения.

Наблюдения позволят учёным получить информацию о природе поверхности Диморфа, о том, сколько материи было выброшено в результате столкновения, как быстро происходил выброс, а также о его качественной структуре — например, вызвал ли удар выброс преимущественно крупных осколков или в основном пыли. Анализ информации потенциально поможет учёным защитить Землю и её жителей благодаря лучшему пониманию происходящих процессов.

Наблюдения с помощью SOAR демонстрируют возможности мощностей ассоциации Association of Universities for Research in Astronomy (AURA), финансируемой американской National Science Foundation (NSF) в планировании планетарной защиты, а обсерватория Vera C. Rubin, строящаяся в Чили, позволит проинспектировать Солнечную систему на предмет обнаружения представляющих потенциальную угрозу объектов.