Сегодня 21 июля 2024

NASA подтвердило, что удар зонда DART изменил орбиту астероида Диморф

Анализ данных, полученных командой миссии Double Asteroid Redirection Test (DART), организовавшей удар космическим зондом по астероиду Диморф, показал — землянам удалось изменить орбиту небесного тела. Это поворотный момент в истории планетарной защиты, эксперимент успешно провели в реальных условиях на довольно крупном небесном теле.

Источник изображения: NASA

До удара по астероиду зондом DART, период обращения Диморфа по орбите вокруг более крупного тела — Дидима, составлял 11 часов 55 минут. С момента удара 27 сентября учёные всего мира отслеживают, как изменилась скорость. Если изначально планировалось изменить время обращения как минимум на 73 секунды, то теперь выяснилось, что период изменился на целых 32 минуты — с 11 часов 55 минут до 11 часов 23 минут (с погрешностью в 2 минуты). Другими словами, поставленную задачу удалось перевыполнить более чем в 25 раз.

Новые данные поступают ежедневно, и со временем астрономы смогут лучше оценить, как именно можно защитить Землю от столкновения с астероидами, если опасные объекты будут заблаговременно обнаружены. Команда исследователей всё ещё запрашивает и получает данные с наземных обсерваторий со всего мира, повышая точность замеров.

Теперь предстоит выяснить, насколько помог миссии DART выброс осколков и пыли после удара. Считается, что он значительно усилил эффект воздействия — примерно так вырывающийся из воздушного шарика воздух толкает его вперёд.

Для анализа учёные продолжат изучать снимки момента столкновения, сделанные наблюдательными инструментами из разных стран, а приблизительно через четыре года в рамках проекта «Гера» (Hera) Европейского космического агентства планируется провести детальную «инспекцию» Диморфа и его более крупного спутника Дидима. Особое внимание будет уделяться кратеру, оставшемуся после столкновения с DART и точному измерению массы Диморфа.

Напомним, зонд DART массой 570 кг и размером с машину для гольфа врезался в астероид Диморф в 02:14 по московскому времени 27 сентября. На момент столкновения с астероидом скорость зонда составляла 22 530 км/ч. Размеры самого астероида составляют порядка 160 м в поперечнике, состав пород уточняется. Стоит отметить, что ни Диморф, ни Дидим по оценкам учёных не представляют угрозы для Земли сейчас, и не представляли её ранее — эксперимент проводился с научными целями.