Сегодня 25 июля 2024

Физики обнаружили аномалию в одном из «кирпичиков мироздания» — протон оказался не так прост

Протон наравне с нейтроном и электроном относится к стабильным частицам, из которых состоит обычное вещество в нашей Вселенной. До недавнего времени считалось, что наука сформировала устойчивое понимание структуры протона. Однако протон оказался не так прост. Новые эксперименты показали, что в характеристиках этой элементарной частицы есть необъяснимая наукой аномалия, что ставит под сомнение надёжность фундамента мироздания в нашем понимании.

Источник изображения: Pixabay

Современная теория гласит, что протон состоит из таких субатомных частиц, как кварки и глюоны. За счёт сильного взаимодействия связка кварков представляет собой настолько крепкую структуру, что разрушить её можно только с помощью очень и очень высоких энергий.

До сравнительно недавнего времени теория и эксперименты показывали, что кривая электрон-фотонного воздействия на протоны непрерывно-гладкая. По мере повышения энергии пучка протон поляризуется (приобретает заряд) и после определённой мощности распадается на кварки. В серии экспериментов на ускорителе CEBAF в Национальной ускорительной лаборатории Джефферсона (JLab) выяснилось, что на определённом этапе на графике возникает всплеск, как будто бы протон начинает сопротивляться воздействию. После дальнейшего наращивания мощности облучения протона график снова приходит в норму, и поляризация протона продолжает нарастать. Но чем обусловлена выявленная аномалия учёные не могут объяснить.

Есть подозрение, что сильные взаимодействия в протоне, носителями которых считается безмассовая частица глюон, имеют определённые свойства, о которых земная наука пока не подозревает. Открытие этих свойств представляется чрезвычайно важным для понимания абсолютно всех процессов, происходящих в нашей Вселенной. Мало что знать о свойствах фундамента, на котором построен наш общий дом, как минимум, недальновидно, если не сказать опасно.