Сегодня 17 апреля 2024

«Джеймс Уэбб» обнаружил экзопланету с дождями из песка

Не так давно в это тяжело было поверить, но мы смогли отыскать свыше 5,5 тыс. инопланетных миров у далёких звёзд и их число растёт каждый день. Более того, новейшие инструменты типа космической обсерватории «Джеймс Уэбб» в ряде случаев могут изучить атмосферы далёких планет, и многие из них, мягко говоря, удивительны! Например, изучение мира WASP-107b, удалённого от нас на 200 световых лет, показало наличие там облаков из песка и песчаных дождей.

Планета, из которой сыплется песок в представлении художника. Источник изображения: LUCA School of Arts/ Klaas Verpoest, Johan Van Looveren/Achrène Dyrek/Michiel Min/Leen Decin/European MIRI EXO GTO team/ESA/NASA

Экзопланета WASP-107b в системе WASP-107 в созвездии Девы была открыта роботизированной обсерваторией Wide Angle Search for Planets (WASP) в 2017 году. Это вторая планета в системе. Диаметр WASP-107b примерно равен диаметру Юпитера, а масса приближается к массе Нептуна. Фактически это газовый гигант с удивительно «пушистой» атмосферой, как отмечают авторы исследования. Это позволяет изучать атмосферу планеты на «просвет», когда она проходит по диску родной звезды, для чего хорошо подходят приборы «Уэбба».

Учёные воспользовались прибором MIRI (Mid-Infrared Instrument), установленным на «Уэббе», и узнали о планете WASP-107b много интересных деталей, которые помогут лучше понимать эволюцию и разнообразие экзопланет во Вселенной. Так, в атмосфере WASP-107b были обнаружены признаки водяного пара, диоксида серы, облака из «песка», но, что удивительно, не было найдено никаких признаков метана.

Необычная природа атмосферы экзопланеты позволяла фотонам от звезды-хозяйки проникать глубже, и это привело к массивному образованию диоксида серы в ней, что стало неожиданностью для данного типа миров. Но самым удивительным стало открытие облаков из силикатных частиц — основного компонента земного песка. Температура на WASP-107b около 500 °C. При таких температурах в облаках, образовавшихся из силикатных частиц, возникает дождь, который падает и испаряется на нижних уровнях, а затем поднимается обратно и вновь собирается в облака.

Транзит экзопланеты по диску звезды

Транзит экзопланеты WASP-107b по диску звезды в представлении художника

Ещё одним сюрпризом стало отсутствие метана в атмосфере экзопланеты. Обычно это постоянный компонент в атмосферах газовых гигантов. Учёные считают, что атмосфера WASP-107b оказалась теплее, чем считалось ранее, что не дало метану скапливаться в ней. Так шаг за шагом учёные складывают картины разнообразия составов атмосфер на мирах в разных частях Вселенной, стремясь уловить закономерности и пути эволюции не только далёких планет, но и нашей Земли. Она ведь тоже часть этой головоломки. А большое, как сказал поэт, видится на расстоянии.