Сегодня 21 февраля 2024

В космической колыбели «Джеймс Уэбб» разглядел двойняшек там, где другие увидели только одну звезду

Свежее открытие в очередной раз подчёркивает невероятные возможности космической обсерватории им. Джеймса Уэбба. За пеленой пыли и газа на удалении 1000 световых лет инфракрасные инструменты телескопа обнаружили два источника наблюдаемых возмущений среды, а не один, как можно было предположить раньше. И если раньше мы рассчитывали увидеть в космической колыбели одну новорожденную звезду, то «Уэбб» помог разглядеть там пару двойняшек.

Нажмите для увеличения. Источник изображения:  ESA/Webb, NASA & CSA

Нажмите для увеличения. Источник изображения: ESA/Webb, NASA & CSA

Зарождение звезды связано с образованием так называемого объекта Хербига–Аро. Это обычно протяжённые струйные завихрения в межзвёздных газе и пыли. В процессе формирования молодая звезда испускает мощные струи газа, которые порождают ударные волны в окружающем звезду веществе. Струи достаточно динамичные, чтобы значительно менять свою структуру за короткие сроки наблюдения. Это делает их интересными объектами для исследования поведения молодых звёзд.

С помощью инструмента Near-InfraRed Camera (NIRCam) — камеры ближнего инфракрасного диапазона — астрономы пронаблюдали за одним из таких новых объектов, который получил обозначение HH 797. На полученном изображении звёздного «кокона» новорожденная звезда находится за облаком пыли и газа справа на фоне более тёмного пятна.

Приборы «Уэбба» обнаружили, что динамика объекта довольно странная. С одной его стороны струи газа движутся в нашу сторону, что определили по смещению света в синюю область, а с другой стороны — в красную, что говорит о движении вещества прочь от Земли. Более детальное изучении турбулентности подсказали, что, по-видимому, мы имеем дело с двумя струями в одном объекте. С большой вероятностью можно предположить, что каждую из них породил свой источник. Это заставляет принять за факт то обстоятельство, что в только что обнаруженной звёздной колыбели две новорожденные звезды, а не одна.