Сегодня 17 апреля 2024

NASA отобрало 17 кандидатов в инопланетные миры с подлёдными океанами — там может быть жизнь

Единственная известная нам по Земле биологическая жизнь нуждается в воде. Поэтому среди более 5000 открытых экзопланет специалисты NASA отобрали 17 кандидатов в миры с подповерхностными океанами. Это экзопланеты, где сложившиеся условия допускают появление огромных объёмов воды в жидкой фазе. Это готовые колыбели для зарождения биологической жизни, искать которую будет новое поколение учёных.

Шлейф газа, бьющий из трещин на поверхности Энцелада. Источник изображения: NASA/JPL-Caltech

Отправной точкой для поиска миров с подповерхностными океанами стали ледяные луны Сатурна и Юпитера. Автоматические станции смогли изучить некоторые из них достаточно близко, чтобы заподозрить там наличие бездонных океанов под панцирем льда и даже обнаружить бьющие из расщелин ледяные и газовые гейзеры.

Кандидатов в подобные миры среди далёких экзопланет искали по сочетанию понятных свойств: они должны быть намного холоднее Земли и при этом обладать меньшей плотностью (если отталкиваться от размеров нашей планеты). Все они будут изучены дополнительно. Например, подсказку может дать геологическая активность таких планет. Внутреннее тепло, возникающее от распада радиоактивных элементов или в процессе гравитационного влияния звезды-хозяйки системы, будет порождать грандиозные гейзеры на поверхности экзопланет. Подлёдная среда будет подниматься в атмосферу, где её на просвет будут изучать наши спектрометры.

NASA готовит новые инструменты для изучения ближайших к нам экзопланет и для более широкого поиска ещё неоткрытых миров. Планеты с подповерхностными океанами представляются лучшими кандидатами для поиска признаков биологической жизни за пределами Солнечной системы. В конце концов, жизнь на Земле тоже зародилась в океане.