Сегодня 25 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Cambridge Soundworks Creative PS 2000 Digital

Автор: Станислав Васильев

Тестирование динамиков – скользкая тема. Каждый подходит к выбору колонок со своими критериями. Кому-то хочется чтобы "долбило", чтобы низкочастотная колонка давила басом до дрожи в ногах. Кто-то пытается получить максимально качественное звучание за небольшие деньги, хорошую передачу всего спектра частот и удобное управление. А у кого-то просто очень много денег. Каждому на ухо наступил свой медведь, а кое-кого этот добряк обошел стороной. Как и все в мире, качественный звук познается в сравнении. Послушав звучание акустики, стоимость которой измеряется тысячами долларов, начинаешь скептически относиться к дешевым пластиковым "корейцам" и даже качественным деревянным и дорогим колонкам для ПК. У каждого своя планка. Если вы готовы отдать за колонки даже $300, не говоря уже о больших суммах, то этот материал не для вас. Если вы в основном играете на PC и хотели бы набор, отлично передающий трехмерный звук в играх, неплохо работающий с DVD и поддерживающий "звук вокруг", вам тоже не сюда. Но для кого же этот набор? Попытаемся разобраться.

Вспомним немного анатомию. Как мы все знаем, у каждого человека всего две барабанных перепонки, в которые звук попадает причудливо исказившись и преломившись в различных анатомических частях уха. Мы не специалисты в области анатомии, и не будем пытаться достоверно описать, как именно изменяет звук перед тем, как достигнуть перепонок. Форма уха всегда хоть немного, но отличается – толщиной, размером, глубиной ушной раковины, да не важно чем. Главное, что звуковым волнам приходится по разному изменяться. А значит звук, который слышит каждый конкретный человек, будет чуточку отличаться от того, что слышит другой человек, находящийся рядом с ним. Определением положения объекта в пространстве наш мозг занимается на основе этих данных, но раз у каждого человека звук получается на входе свой, то и правильно интерпретировать "чужое звучание" наш мозг, в принципе, не способен. Хорошо, что уши в общем то подобны, это и дало возможность специалистам, работающим над звуком как-то эмулировать пространственные эффекты.

Самый простой способ имитировать полностью трехмерный звук – максимально окружить человека динамиками. Наиболее популярный в бюджетной части рынка вариант - взять всего 4 колонки и посадить пользователя в центр. Добиться эффекта "звука вокруг" тут достаточно легко, с нашей, пользовательской точки зрения. Но задумайтесь – перепонок две, а колонок четыре. Значит, должна быть возможность имитировать реальный трехмерный звук, используя всего два динамика? Погибшая в 2000 году, некогда преуспевавшая компания Aureal наглядно показала, что плотно поработав над HRTF фильтрами, имитирующими биологические искажения звука, при помощи наушников можно получить действительно объемный звук. К сожалению, компания не поняла, что дело не только в качестве звука, но и в правильном маркетинге, серьезной поддержке и рекламе. Все могло бы быть иначе...

Возможно, лет через десять, мы получим оборудование, которое будет подгоняться под каждого отдельного пользователя при помощи несложных, к тому времени, тестов. Прямо подходящие к перепонкам динамики смогут обеспечить полноценную передачу качественного звука, а высокопроизводительные чипы будут всячески преломлять и искажать его вместо наших ушей и окружающих предметов. Сегодня это лишь мечты, и потому не будем тратить на них время и начнем рассказ об основной теме материала – наборе Cambridge SoundWorks PS2000 digital. Набор примечателен тем, что состоит всего из двух основных компонент – одной низкочастотной колонки (сабвуфера) и одной высоко/средне-частотной колонки с непривычным названием "dipole unit". Чуть подробнее о спецификациях:

  • Заявленная мощность сабвуфера 12W RMS
  • Заявленная мощность дипольной колонки 10W RMS на канал;
  • Диапазон воспроизводимых частот – от 10Hz до 10kHz;
  • Усилитель встроен в сабвуфер, имеется декодер DolbyDigital AC3;
  • Вход: оптический S/PDIF, два традиционных тюльпана;
  • Есть пульт Д/у на ИК лучах.
Система поставляется во внушительной коробке, в которой лежит документация на многих европейских языках, включая русский. Ее основное предназначение – помочь подключить колонки и разобраться, какие кнопки на колонках и пульте что делают. Технической информации и спецификаций в мануале по минимуму. Кроме книжки, в пенопластовой упаковке массивный блок питания, низкочастотная и дипольная колонки, большой комплект проводов для соединения (включая оптический для соединения с PS2 и другой техникой, имеющей соответствующий выход), и пульт Д/у с батарейками. Качество упаковки традиционно высокое, и при разумной транспортировке можно не бояться повредить динамики.

Сами колонки удивили. До этого нам, приходилось видеть их на картинках, но одно дело смотреть на изображение, и совсем другое – взять в руки 1 (одну!) колонку, которая должна обеспечить нас объемным звуком, эмулируя работу полноценной шестиканальной акустики. Благодаря этому скептицизму родились два абзаца о особенностях человеческого слуха. Номинально, у динамиков есть все что нужно, чтобы обеспечить нас полным трехмерным звуком, дело лишь в том, способны ли они правильно исказить сигнал, чтобы нам казалось, что он исходит сзади. Для некоего "среднего уха" – возможно. Для всех – сомнительно.

Кроме дипольной колонки, в набор входит маломощный сабвуфер, собранный в пластиковом корпусе причудливой формы и несущий в себе усилитель с DSP чипом, который может придавать звуку различные "объемные" эффекты и декодировать AC3 сигнал. Благодаря этому DSP, посаженные в десятке сантиметров друг от друга динамика дают ощутимый эффект стерео и даже частично способны убедить в том, что источник находится чуть позади слушающего.

Проводов много, хотя и меньше, чем в многих других системах Creative/Cambridge SoundWorks. Сабвуфер имеет оптический вход для подключения к продвинутым версиям SB Live!, консолям типа SonyPlayStation II или бытовой технике с оптическим S/PDIF выходом. Наряду с ним есть и традиционный аналоговый вход для подключения к ПК, телевизору, видеомагнитофону или камере. Блок питания подключается к сабвуферу. Его размеры и вес показались нам несколько несоответствующими выдаваемой мощности.

Дипольная колонка подключается к сабвуферу двумя проводами – одним проводом с двумя тюльпанами на каждом конце и одним DIN проводом, по которому, по всей видимости, передаются питание, и данные с пульта на усилитель. Приемник ИК лучей расположен в передней части ИК колонок. Удобно, что усилитель встроен в сабфуфер. Подобная конструкция позволила значительно уменьшить количество соединительных проводов. Конечно это не могло не сказаться на качестве басов. Закончив подключение, послушаем наконец, на что способны динамики.

Creative позиционирует PS2000 как колонки для "Gaming & Home Entertainment". Значит сначала попробуем подключить их к телевизору и посмотреть фильмы. Присоединяем тюльпаны к разъемам в задней части плоскоэкранного телевизора LG Flatron и... ничего! Звука нет. Может быть проблемы с телевизором? Подключаем колонки напрямую к магнитофону, но звука по прежнему нет. Проверяем себя на глупость – питание есть, кнопка нажата, индикатор горит ровным зеленым огнем, звук на телевизоре не выключен. Громкость регулируется и из колонок идет тихий фон. Может быть провода? Немного покопавшись, приходим к выводу, что они тут совершенно не при чем.

Выход находится случайно. На пульте три кнопки в нижней части – Digital, Analog и Mixed. По умолчанию PS2000 считает себя подключенным цифровым кабелем. Сообщаем ему, что это не так и наконец слышим звук. Обыкновенный, ничем не выделяющийся звук пластиковой колонки, стоящей на телевизоре. Только и всего?

Читаем мануал и находим пункт, в котором рассказывается о объемном звучании. CMSS (Creative Multi Speaker Surround), знакомый нам по SBLive! поддерживается PS2000. У колонок всего 4 режима "звука вокруг":

  • Prism;
  • Crystal;
  • Ghost;
  • Dimension.
Если верить документации, то каждый из этих режимов предназначен для своего типа музыки или жанра фильмов. При включении эффекта, звук расширяется в стороны и несколько меняется в частотном спектре. Из всех представленных позитивное впечатление ощущение появилось лишь от Ghost. С остальными звук становился каким-то неприятным (на вкус и цвет...). Чего-то не хватало, но чего именно, сказать сложно. Желающие, да разберутся сами. Кроме переключения CMSS, есть и другие кнопки. Нам позволено изменять следующие параметры:
  • Включать/выключать колонки с пульта (StandBy) и кнопкой на сабвуфере;
  • Изменять громкость с отображением текущего уровня специальными индикаторами на дипольной колонке;
  • Полностью глушить звук кнопкой Mute;
  • Выбирать различные режимы CMSS (см. выше);
  • Изменять источник звука (Digital, Analog, Mixed – D+A);
  • Изменять тип прослушиваемого материала (музыка/кино);
Единственный параметр, который по непонятной причине нельзя менять с пульта, это уровень баса, выдаваемый низкочастотным динамиком. Для этого существует вращающийся регулятор на колонке. Впрочем, слово бас тут слабо соответствует реальности. 12W RMS это скорее средние частоты, чуть более низкие, чем те, на которые по умолчанию способен телевизор. Любителям давления на уши возможности низкочастотной колонки покажутся минимальными.

Звук, излучаемый дипольной колонкой интересен. В режиме отключенных эффектов он четко позиционируется и легко распознается. Смотреть в таком режиме фильмы и слушать музыку неинтересно. Включение CMSS раздвигает стерео базу в стороны. Субьективно – телевизор LG дает стерео в два раза шире. Для полноты эффекта звук на нем лучше выключить. Просматривая фильм на на лицензионной VHS кассете, можно ощутить появление объектов по бокам и даже при наличии некоторого воображения позади. Сидеть нужно не далее полутора метров от колонки, если верить данным в инструкции. Высокие частоты приукрашиваются, на некачественном материале хорошо прослушиваются шумы. Но в целом набор звучит приятнее, чем телевизор по умолчанию. Используя набор с приставкой, это может стать приятным плюсом. До Home Theatre PS2000 далеко. DVD фильмы смотреть можно, но эффект слабоват, если жалко денег, то для этого лучше использовать какой-нибудь из старших наборов FPS 3500 Digital с декодером или его аналоги, тем более, что нормальный DVD плейер стоит в разы больше да и фильмы не дешевы. Есть на чем сэкономить.

Подключаем PS2000 к ПК. В таком режиме динамик ставится на монитор, а сабвуфер размещается под столом. Субьективно – интересный эффект, управление пультом тут излишне. Для использования с ПК существует много других наборов колонок, в том числе и за меньшую цену. Звук приятный, полностью соответствует типу колонок. Позиционирование ощущается, а эффект Ghost добавляет атмосферности. Особенно интересно было переиграть в мрачный Unreal. С последним патчем под EAX звук вокруг в темной комнате порой заставлял ощутимо нервничать.

Еще один интересный способ использования набора подсказал обладатель MP3 плейера Creative JukeBox, который счел PS2000 удобным набором для путешествий. Закачивайте на 6Гб диск всю свою музыку, берете небольшую спортивную сумку, упаковываете в нее колонки, блок питания, JukeBox, и едете куда глаза глядят. Набор гораздо меньше всего, что можно было бы использовать в качестве альтернативы, и уж куда качественнее звучит, чем большинство мобильных колонок. Главное, чтобы там была сеть 220В. Для мобильных колонок с 4 проводами звук что надо. Плюс регулировка звука с пульта, эффект объема и даже некие низкие частоты.

Подведем некоторые итоги:

Плюсы: компактность, набор состоит всего из двух крупных компонент, легко монтируется и управляется. Выглядит концептуально и звучит лучше, чем обычные динамики телевизора или среднестатистической магнитолы. В сочетании с JukeBox получается интересный мобильный комплект с огромным количеством музыки.

Минусы: прежде всего цена – Creative, прости $190 за набор со слабо выраженными низкими частотами, принципиальным отсутствием задних динамиков и относительно слабым эффектом "звука вокруг", если сравнивать с 4-х компонентными наборами без декодера. Нареканий по управлению и реализации комплекта нет.

Вывод: набор представляет наибольший интерес обладателям приставок, любителям послушать MP3 в дороге с приличным для мобильного комплекта качеством, обладателям концептуальных компьютеров вроде Veriton FP2 от Acer, тем, кому хочется иметь колонки, не занимающие много места на столе и не опутывающе всё вокруг проводами, однако неплохо передающие позиционируемый звук.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Будьте уверены — мы никуда не денемся», — TikTok прокомментировал закон о своём запрете в США 3 ч.
Apple представила малые языковые модели OpenELM, которые работают локально на смартфонах и ноутбуках 3 ч.
NVIDIA приобрела за $700 млн платформу оркестрации ИИ-нагрузок Run:ai 3 ч.
Британские антимонопольщики заинтересовались инвестициями Microsoft и Amazon в ИИ-стартапы 4 ч.
NetEase раскрыла, когда начнётся закрытая «альфа» командного шутера Marvel Rivals в духе Overwatch 4 ч.
Не помешал бы Dark Souls: ведущий разработчик No Rest for the Wicked встал на защиту раннего доступа 5 ч.
Байден подписал закон о запрете TikTok в США, если ByteDance его не продаст 6 ч.
Критики вынесли вердикт Stellar Blade — формы есть, а содержание? 7 ч.
Вышла новая версия системы резервного копирования «Кибер Бэкап Облачный» с расширенной поддержкой Linux-платформ 7 ч.
Минюст США порекомендовал посадить основателя Binance Чанпэна Чжао в тюрьму на три года 8 ч.