Сегодня 24 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Intel Pentium III 600E

⇣ Содержание

Эпидемия разгона

Время от времени мы присматриваемся к возможностям и потенциалу процессора на разгон. С появления уже не молодых моделей Pentium III 500E и 550E, зарекомендовавших себя как прекрасное решения для разгона (так, например 500E стабильно работал на скоростях до 733MHz), мы решили перейти к тесту более высокоскоростных моделей из линейки Pentium III - 600E.

Благодаря финансовым войнам между Intel и AMD, цена нашего подопечного упала до $240, что делает его очень выгодной покупкой, учитывая, что 550E стоит в районе $190, то есть выходит, что каждый дополнительный 1MHz стоит $1! Но стоит ли тратить дополнительные 50 зеленых? Сделает ли больший множитель данный процессор более разгоняемым? Вот всего несколько вопросов, которые нас интересовали. Начнем на них отвечать.

Различия маркировок

Если вы когда либо ходили покупать процессор от Intel из семейства Pentium III, то наверняка приходилось задавались вопросом, чем же они все отличаются друг от друга. Скажем сразу, эти два типа процессора хоть и несут общее название, имеют мало общего. Они даже построены на разном ядре.

С одной стороный у нас Pentium III "Katmai", который был произведен по 0.25 мк технологии, несет на себе 512KB кэш памяти 2-го уровня, который работает на половинной скорости процессора. Именно в это ядро впервые были встроены новые мультимедиа команды SSE (Streaming SIMD Extensions). В основном производились процессоры с разбросом рабочей частоты 450-600MHz. Продавались они до конца прошлого года, когда наконец-то на смену ему пришел "Coppermine".

Что такое "Coppermine"

Coppermine появился в октябре прошлого года и производится по 0.18 мкм технологическому процессу. С переходом на 0.18 мкм, произошло 2 важных факта:

  1. Уменьшение потребления энергии, которое было сокращено до 1.65V. Это благоприятно сказалось на стабильности работы мобильных версий процессора, и позволило увеличить тактовую частоту. Имея старый 0.25 мкм процесс, увеличить скорость за 600MHz стало практически невозможно. Более "тонкий" производственный процесс позволил вмещать больше транзисторов в те же размеры.
  2. Ещё одним важным фактом было интересное и долго ожидаемое решение Intel о переходе процессора на полно-скоростной кэш 2-го уровня (как это было у Celeron'ов), но его объем был снижен в 2х раза до 256KB. Получается что кэш уменьшился, а значит идет меньше информации процессору. Специалисты Intel нашли элегантное решение, повысив битность шины с 64 до 256 бит.

Coppermine'а имеет ещё немло усовершенствований:

  • были добавлены 4 новых writeback буфферов;
  • 6 fill буфферов;
  • 8 bus queue entries.

Больший буфферный объем и bus queue entries позволили повысить поток обмена информации по системной шине процессора. Несмотря на снижение обьёма кэша второго уровня, общая производительность процессора повысилась. А с повышением скорости процессора росла и скорость работы кэша 2-го уровня.

Упаковка

С появлением Coppermine'а, Intel ввела 2-ой тип упаковки процессора к традиционному Slot1 Single Edge Contact Cartridge 2 (S.E.C.C.2), была добавлена Flip-Chip Pin Grid Array (FC-PGA).

В отличие от Plastic Pin Grid Array (P.P.G.A.) используемый для Celeron'ов, у FC-PGA die core перенесён с нижней части упаковки на верхнюю, что привело к более эффективному охлаждению процессора. По размерам FC-PGA меньше PPGA, но их вместе объединяет наличие 370 контактных выводов, что потенциально означало совместимость обоих процессоров в работе на одной системной плате. Но далеко не все Socket-370 платы совместимы с FC-PGA, так что стоит этот факт проверять, но сейчас уже большинство Socket-370 плат совместимы с ним. К тому же, недавно появились переходники PPGA-FC-PGA для использования в старых Socket-370 системных платах.

Маркировка (буквенные значения)

Ранее мы говорили про Pentium III Katmai с разбросом частоты 450-600MHz. В сентябре 1999 года Intel начала выпуск этих процессоров с частотой системной шины (FSB) 133MHz. Это и было их основное отличие от предествующих моделей.

Для обозначения 133MHz системной шины, было решено принять обозначение "B" (например 600B означает, что процессора работает на частоте 600Mhz при 133Mhz FSB и множителе 4.5)

В свою очередь все Pentium III на базе ядра Coppermine получили обозначение "E", что указывало на другое ядро, 256Кб кэш 2-го уровня. Все модели с этим обозначением рабтают на частоте системной шины 100MHz. На рынке существуют 500E, 550E, 600E, 650E, 700E, 750E, 800E и 850E MHz упакованные как в корпус S.E.C.C. 2, так и в FC-PGA.

Так же существуют Coppermine'ы, которые расчитаны на 133MHz рабочую системную шину. Таким процессорам было дано обозначение "EB". Ныне существуют следующие модели с таким обозначением: 533, 600, 667, 733, 800, 866, и 1GHz, которые доступны в обоих типах упаковки, кроме 1GHz, который производится только в S.E.C.C. 2 корпусе. Кстати, поставки этой модели в достаточном объеме намечены на 3 квартал этого года.

Что мы имеем с более высокой частоты системной шины?

Известно, что рабочая частота процессора зависит от таких скорости системной шины (FSB) и множителя (multiplier). С тех пор как Intel перекрыла возможность изменения множителя, мы имеем возможность самостоятельно изменять лишь частоту системной шины.

У 600E множитель имеет значение 6х, системная шина работает на скорости 100MHz (6х100=600MHz). А для 600EB значение мультипликатора было выставлено на 4.5х, но системная шина работает на скорости 133MHz (4.5х133=598,5MHz). Таким образом для повышения частоты процессора придется еще больше повысить скорость FSB у процессора 600EB, что не лучшим образом повлияет на стабильность. Итак, вердикт подписан, для любителей горяченького лучше выбрать 600E, так если мы доведем скорость системной шины до 133MHz, процессор будет работать на часоте 798MHz. А для достижения такой же скорости работы процессора у 600EB, придется повысить частоту FSB аж до 177MHz (796,5MHz)!

А ведь многие системные платы просто не поддерживают столь высокую скорость FSB, и большая часть оборудования просто не сможет работать на такой частоте.

Как определить тип своего процессора.

Для определения процессора, вам необходимо посмотреть на маркировку, которая вам раскажет все о вашем процессоре. На каждом S.E.C.C. 2 процессоре есть маркировка, которая вам сообщает все самое необходимое для вас о ваем процессоре. Схематично это выглядит так:

Скорость/кэш/шина/вольтаж
серийный номер страна где произведен
copyright S-Spec#
В данном случаи мы видим:
600E/256/100/1.65V S1
90100595-0081 MALAY
iMC '99 SL3H6.

Первая цифра во 2-ой строке (9) означает место производства процессора (Малайзии), следующий номер показывает когда он был сделан (0 - 2000 год), следующие 2 цифры означают неделю (10-ая неделя). S-Spec сообщает вам OEM или retail версию вы держите в руках (об это читайте на http://developer.intel.com/design/PentiumIII/qit/).

Разгон

Раньше, при проведении тестов с GeForce 256 DDR, единственный способ заставить его работать на частоте системной ины 133MHz на BX-ных системных платах, было уменьшение AGP Aperture Size в BIOS Setup. Прежде чем вставлять акселератор в AGP слот, было решено протестировать работоспособность системы. Когда мы довели частоту шины до 124MHz, система работала некоторое время нормально, после чего становилась нестабильной. Но к нашей радости, ABit BE6-II имела возможность изменения частоты с шагом 1MHz. Что помогло нам спокойно довести частоту шины до той, которая позволила стабильно работать всей системе.

После нескольких попыток, мы достигли оптимальной рабочей частоты 120MHz. Система работала стабильно, а процессор таким образом был разогнан до 720MHz, хотя ожидали и большего. Разобравшись с этой системной платой, мы решили попробывать плату AOpen AX6C, основанную на чипсете i820 от Intel.

Тестирование на i820

Несмотря на то, что AX6C имеет возможность манипулирования частотой шины и даже мультипликатором RDRAM, у нее отустствует весьма важная возможность - изменение напряжения. Как факт, наш 600E прекрасно работал на частоте FSB 138MHz со стандартным напряжением, что означает, что процессор был разогнан до 828MHz. Но дальнейшее повышение частоты FSB приводило к нестабильной работе системы.

Тестовая конфигурация

  • Процессор Intel Pentium III 600E SL3H6 (OEM);
  • Системная плата Abit BE6-II на базе i440BX;
  • Системная плата AOpen AX6C на базе i820;
  • Системная памят Mushkin 128MB PC133 High-quality SDRAM;
  • GeForce 256 DDR (ASUS AGP-V6800 Deluxe) с драйвером Detonator версии 3.68;
  • Жесткий диск Western Digital 7200RPM ATA-66;
  • ОС Windows98 SE

Тесты

Quake 3 Arena:

  • Quake 3 Retail - 512x384 Fastest, Normal, High Quality
  • Quake 3 Retail - 640x480 Fastest, Normal, High Quality
  • Quake 3 Retail - 800x600 Fastest, Normal, High Quality
  • Quake 3 Retail - 1024x768 Fastest, Normal, High Quality
  • Quake 3 Retail - 1280x1024 Fastest, Normal, High Quality
Nocturne:
  • Nocturne - 512x384x16/32
  • Nocturne - 640x480x16/32
  • Nocturne - 800x600x16/32
  • Nocturne - 1024x768x16/32
  • Nocturne - 1280x1024x16/32
Другие:
  • 3DMark 2000 - 800x600x16/32
  • 3DMark 2000 - 1024x768x16/32
  • SiSoft Sandra 2000
  • Content Creation Winstone 2000
  • Winbench '99 (CPUMark '99, FPUMark '99, Business Disk Winmarks, High-end Disk Winmarks)

Результаты тестов Ziff-Davis





Синтетические тесты от ZD показали в основном показали большое превосходство i820 над BX, за исключением теста HighEnd DiskMark. Обе системы повели себя достойно при разгоне, но так же будет интересно посмотреть на результаты тестов в SiSoft.

Результаты тестирования SiSoft Sandra






Как можно заметить, неразогнаные системы шли ноздря в ноздрю, кроме теста CPU Memory Bandwidth, где RDRAM память сделала свое дело. При разгоне, i820 несколько оторвался, за исключением теста FPU Memory Bandwidth, где отостование было окозалось столь же малым.

3DMark 2000




Как мы видим, отрывы снова мизерные, но вцелом BX плата немного обгоняет i820. Но покончим с синтетическими тестами и перейдем к реальным игам (сначала Nocturne).

Результаты тестирования в Nocturne

Nocturne 16-bit




И так, в 16-битном цвете i820 обошла BX, но только когда обе системы были разогнаны. Но отрыв хоть и имел место, но разница в 2-3 кадра не столь значительна.

Nocturne 32-bit





Ситуация мало изменилась, как и раньше i820 выиграла, да и то не намного.

Тестирование Quake 3 Arena

Quake 3 Fastest





Здесь i820 обходил BX только поначалу, при разрешении 1024х768 и выше, разрыв резко падал. При стандартной рабочей частоте обе системы как и раньше идут друг за другом. Вообще, что касается RDRAM, то она в теории должна обходить SDRAM с повышением скорости процессоров, а когда выйдет Willamette, то ситуация может и вовсе в корне измениться.

Quake 3 Normal





При данном уровне детализации, отрыв i820 был и вовсе меньше прежнего, а в разрешении 1024х768 и вовсе проиграл BX. Результаты работы игры в разрешении 1280х1024 и вовсе поразили, производительность i820 не сдвинулась ни сместа! Что же будет при высоком качестве?

Quake 3 High Quality





Здесь ситуация выглядит удручающе, конечно может виной тому еще неотработанные драйвера? Хотя времени прошло не мало и уже могли бы выпустить тольковые драйвера для i820. Ведь, начиная с разрешения 800х600 BX взяла пальму первенства.

Итог

Конечно результаты BE6-II могли быть выше, если бы не проблемы с GeForce 256, которая отказывалась работать на частоте системной шины превышающей 120MHz. У AX6C были тоже ограничения, а именно невозможность изменения напряжения, что привело заставило остановиться на разгоне процессора до 828MHz и работала система надо сказать стабильно.

Итак, стоит ли менять свой 500E/550E на 600E? И да и нет. Значение множителя 6.0х позволяет немного разогнать системную шину, в отличии от ситуации с 500E/550E, с другой стороны нужно дополнительные заплатить $50. Проще говоря, если вы можете себе позволить потратить $50 и у вас есть в наличии хорошая системная плата на базе i440BX, то покупайте.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Еженедельный чарт Steam: No Rest for the Wicked стартовала в тройке лидеров, а Dota 2 вплотную приблизилась к Counter-Strike 2 7 ч.
Олдскульный шутер Phantom Fury наконец вышел в Steam, но первые отзывы настораживают 8 ч.
Руководитель поиска Google призвал сотрудников «действовать быстрее», потому что «всё изменилось» 10 ч.
Приближали как могли: военная стратегия Men of War II выйдет в памятный для серии «В тылу врага» день 10 ч.
Стратегия Songs of Conquest в духе «Героев Меча и Магии» вырвется из раннего доступа уже совсем скоро — разработчики объявили дату выхода 12 ч.
Звезда GTA V пролил свет на отменённое дополнение про агента Тревора 12 ч.
«Лаборатория Касперского» выпустила обновлённое решение Kaspersky Symphony XDR 2.0 13 ч.
Нейросеть Adobe Firefly упростила работу с ИИ-инструментами в Photoshop 14 ч.
Apple купила ИИ-стартап Datakalab, который умеет сжимать нейросети для локальных устройств 14 ч.
МТС даст до 500 млн рублей перспективным блокчейн-стартапам 14 ч.
Tesla пообещала быстрее вывести на рынок новые модели электромобилей, но они будут не такими дешёвыми 2 ч.
Asus увеличила гарантию на консоли ROG Ally в ответ на массовые поломки кардридеров 6 ч.
Apple просчиталась с оценкой спроса на гарнитуру Vision Pro и вынуждена корректировать планы 6 ч.
Новая статья: Обзор смартфона Infinix NOTE 40: плоскость пассажира 6 ч.
LG начала выпуск двухрежимных OLED-панелей — они поддерживают 1080р/480 Гц и 4К/240 Гц 7 ч.
Смарт-очки Ray-Ban Meta получили поддержку видеосвязи, Apple Music и мультимодального ИИ 7 ч.
Razer представила флагманскую беспроводную мышь Viper V3 Pro с частотой опроса 8000 Гц 9 ч.
EKWB признала финансовые проблемы, но у компании новый глава и он обещает вернуть её «на достойный путь» 11 ч.
Noctua представила низкопрофильный кулер NH-L12Sx77 высотой 77 мм для мини-ПК 11 ч.
Новое землетрясение на Тайване заставило TSMC эвакуировать персонал чистых комнат 12 ч.