Новости Hardware

Лучшие компьютерные интерфейсы: прошлое, настоящее, будущее

Командная строка. Одним из первых инструментов, посредством которого осуществлялось управление вычислительной системой, стала командная строка. Появившийся еще в 50-х годах прошлого года интерфейс стал значительно удобнее и быстрее существовавших к тому времени инструментов управления компьютером: перфокарт и перфолент. Основным достоинством командной строки стала возможность отображения данных сразу же после их ввода. Впрочем, использование командной строки было невозможно до появления первых видео терминалов. В 80-х годах прошлого века началось широкое применение графических пользовательских интерфейсов, но до сих пор командная строка применяется для управления вычислительными системами, в том числе и персональными компьютерами. Компьютерная мышь. Разработанный уже более сорока лет назад Дугласом Энгельбартом манипулятор стал чрезвычайно востребованным дополнением к компьютерной клавиатуре. Стоит хотя бы отметить тот факт, что без применения мыши практически невозможной оказалась бы реализация GUI в том виде, каком они представлены сегодня в подавляющем большинстве операционных систем. Несмотря на тот факт, что сегодня в мире насчитываются сотни модификаций компьютерной мыши, основной принцип их работы, заложенный десятилетия назад, остался прежним. Тачпад. Несмотря на жесткую конкуренцию именно тачпад стал одним из самых востребованных инструментов управления компьютеров, особенно в случае мобильных систем, где каждый из выпускаемых сегодня на рынок аппаратов в обязательном порядке оснащается сенсорной площадкой. Что не менее важно – тачпад стал прототипов для популярнейших сегодня сенсорных дисплеев, которые распространились во все типы мобильной электроники: от ноутбуков до мобильных телефонов и мультимедиа плееров. Мультисенсорный дисплей. Большинство пользователей связывают появление мультисенсорных дисплеев с появлением таких устройств, как мобильный телефон iPhone или Microsoft Surface. Однако технология была разработана задолго до их релиза – дебютом мультисенсорных дисплеев стало появление компьютера HP-150 в 1983 году. Правда, с тех пор особых подвижек в этой области не наблюдалось. Выход «айфона» возродил интерес к этому типу инструментов управления вычислительными системами, и в скором будущем количество аппаратов, оснащенных мультисенсорными дисплеями, резко возрастет. Уже сейчас многие производители мобильных телефонов выпускают соответствующие новинки на мировой рынок, и вполне возможно, что технология скоро дойдет и до персональных компьютеров. Распознавание жестов. В основу этого способа управления компьютерной системой легки разнообразнейшие датчики: магнетометры, акселерометры и гироскопы. С их помощью аппарат способен определять скорость и направление движения манипулятора в пространстве, и определенным способом реагировать на входящую информацию. Потенциал такого способа управления компьютером наглядно показало появление на рынке игровой приставки Wii, ставшей чуть ли не популярнее традиционных игровых приставок. Постепенно технология входит и в такие обыденные электронные аппараты, как мобильные телефоны, цифровые камеры, плееры и пр. Чаще всего в этом случае датчики используются для определения ориентации аппарата в пространстве и автоматического изменения режима работы дисплея – с портретного на панорамный, и наоборот. Силовая обратная связь. Пока данный тип «связи» компьютера и человека находится только в самом начале своего развития – речь идет о некоторых игровых манипуляторах, привносящих в игру некоторый реализм благодаря включению режима «вибрации» в критических для игрока случаях: схода с трассы, попадания в самолет пуль или снарядов и пр. Более серьезным оказывается применение подобной технологии в автомобилестроении, когда информацию об опасности маневра передается водителю вибрациями педалей. Но прогресс не стоит на месте – технология обратной связи начинает использоваться в различных тренажерах, в том числе и медицинских, где важна не только визуальная информация, но и тактильная. Распознавание речи. Пока еще не слишком развитая в техническом плане технология управления вычислительными системами имеет наиболее широкую область применения. Это и управление транспортными средствами, персональными компьютерами, домашней «умной» электроникой, и даже роботами. Для человека такой способ управления является наиболее приемлемым – мы всю свою жизнь общаемся с себе подобными посредством «голосовой связи», и с легкостью освоим и подобное управление компьютером. Что же касается воплощения мечты в реальность, то в этом направлении ведутся активные работы, в частности, компания Google уже выпустила в прошлом году программное обеспечение для управления мобильным телефонов iPhone голосом. Еще одной подобной программой стала Vlingo, позволяющей пользователю «начитывать» текстовые сообщения тому же телефону iPhone. Впрочем, до полномасштабного применения технологии необходимо существенное повышение «умственных» способностей компьютеров. Дополненная реальность. Этот тип интерфейса представляет собой гибрид между реальным и виртуальным мирами – фиксируя реальные объекты компьютер автоматически проводит процедуру их распознавания и выдает пользователю целый набор информации, описывающей их. В качестве примера полезности такого подхода можно привести поход по незнакомому городу и его изучение. В этом случае, смотря на мир через дисплей мобильного телефона, пользователь получал бы полный пакет информации об окружающих его зданиях. Несмотря на всю фантастичность идеи, она уже находит свое воплощение в программном обеспечении - Mobile Augmented Reality Application (MARA) и Wikitude, предназначенные для работы с мобильными телефонами. Но до широкого распространения технологии необходимо повысить способности искусственного интеллекта по распознаванию образов, интеграция целого спектра систем, в том числе и GPS, беспроводных сетей для приема/передачи данных, оснащение телефонов системой датчиков. Впрочем, непреодолимых трудностей здесь не предвидится. Интерфейсы с привязкой к пространственной ориентации. Подобные интерфейсы можно рассматривать в качестве дополнения к предыдущему типу интерфейсов, то есть, делая возможным для пользователя получение дополнительной информации об окружающем его мире, но на сей раз исключительно на основе данных с системы глобального позиционирования. Это не только позволило бы легко ориентироваться в пространстве, но и предоставляло бы целый набор интересных сервисов, как развлекательного характера, так и более прозаичного. Например, сообщения пользователю о времени подхода автобуса или поезда к остановке, на которой он находится. Интересным приложение является разрабатываемая для платформы Google Android программа SafetyNet, которая предлагает пользователю информацию о нежелательных для посещения местах того или иного города. Ежели избежать их посещения никак не удается, то активизируется система быстрого информирования служб спасения и/или охраны порядка на случай форс-мажорных ситуаций. Интерфейс мозг-компьютер. Самый "продвинутый" инструмент управления всеми без исключения типами вычислительных систем. Именно он в будущем должен прийти на замену голосовому управлению, впрочем, как и всем остальными манипуляторам, в том числе и аппаратным (клавиатура, мышь и пр.). За счет какой сенсорной базы будет реализовано управление компьютером силой мысли пока не совсем ясно, однако детектироваться будет мозговая деятельность человека - принцип их работы уже известен, на нем основаны современные энцефалографы. Впрочем, и первые подвижки в этой области уже есть - специалистам компании Honda удалось создать систему управления роботом Asimo "силой мысли", однако в этом случае пока даже нет намека на компактность системы управления. Материалы по теме: - Намечается революция в области сенсорных дисплеев;
- Революционный интерфейс Pantech придёт на смену multi-touch.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥