⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Nikon Coolpix P310: правильная компактная камера
Сегмент компактных камер сейчас насыщен настолько, что, по сути, уже разделился на несколько сегментов. Один из них — ультракомпакты, оснащённые достаточно светосильным объективом с малой кратностью трансфокатора. Тут игроков уже совсем не так много. Это Olympus XZ-1, Panasonic Lumix DMC-LX5, Canon PowerShot S100 и Nikon Coolpix P310, которая пришла на смену прошлогодней модели, Coolpix P300. Камера Nikon уступает всем перечисленным конкурентам в размере сенсора — 1/2,3 дюйма против 1/1,63-1/1,7 дюйма. Конечно, разница ощутимая, но и стоимость P310 гораздо ниже цены формальных конкурентов. Фактически Nikon поставила P310 между обычными и продвинутыми компактами — ценник, соответственно, также оказался где-то посредине. Это уже не первая попытка создания продвинутой и сравнительно недорогой камеры, ведь была предшественница — модель P300, неплохо себя показавшая, но, естественно, не лишенная недостатков. Новинка внешне, да и по характеристикам практически неотличима от предка. Логично предположить, что в новинке убрали или хотя бы попытались убрать недостатки P300. Что ж, посмотрим, насколько это удалось производителю. ⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
⇡#Комплект поставки:
⇡#Внешний вид и удобство использованияВряд ли среднестатистический пользователь сможет отличить P300 от P310 по внешности: различия столь мизерны, что не сразу бросаются в глаза даже при непосредственном сравнении. Да их и немного: слегка изменён перечень режимов съёмки, доступных на селекторе, по-другому выглядят встроенные микрофоны, а наиболее значимое различие — это небольшая программируемая клавиша на лицевой панели у P310. Для Nikon такое не впервой: P7100 от P7000 тоже внешне отличалась лишь наличием нового элемента управления, который также был установлен на лицевой панели. Почему именно тут? Всё просто — перерабатывать корпус старой модели не нужно, ведь спереди зачастую нет ничего, кроме объектива. Что касается материалов корпуса и качества сборки, то они прежние. Качество лакокрасочного покрытия очень высокое, причём как на металлических, так и на пластиковых поверхностях. P310 не боится царапин и отпечатков, а вот небольшие пылинки на корпусе постоянно досаждают — вытирать их с шероховатой поверхности весьма непросто. Жёсткость корпуса на кручение очень высокая, поэтому даже при приложении существенных усилий корпус ни капли не прогибается и не издаёт никаких звуков. Спереди находятся объектив, лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором таймера автоматического спуска затвора, и упомянутая выше программируемая клавиша. К слову, место для неё выбрано как нельзя лучше — она чётко попадает под средний палец, что позволяет работать с камерой одной рукой. Сзади, правее экрана располагаются видеоклавиша, системный динамик, кнопка перехода в режим просмотра, круглая вращающаяся 4-позиционная многофункциональная клавиша с кнопкой ввода по центру, а также клавиши входа в основное меню и удаления. Сверху установлена подъёмная вспышка, пара микрофонов, селектор режимов съёмки, кнопка питания, спусковая клавиша с рычажком управления трансфокацией, а также диск выбора режимов съемки. Снизу находится металлический разъём установки на штатив, а также дверца, скрывающая отсеки для аккумулятора и карты памяти. В основании дверцы под резиновой заглушкой спрятан универсальный разъём microUSB, предназначенный для подключения AV- и дата-кабеля, через который также осуществляется зарядка аккумулятора. Слева находится лишь клавиша замка вспышки, а справа — ушко крепёжного шнурка и разъём подключения HDMI-кабеля. ⇡#Дисплей и интерфейсВ камере используется 3-дюймовый дисплей с разрешением 912 тыс. точек — такой же, как в недавно рассмотренном гиперзуме Nikon Coolpix P510. Из недостатков стоит отметить очень тонкую защиту экрана, которая легко прогибается вплоть до соприкосновения с поверхностью ЖК-матрицы. Но зато дисплей неплохо противостоит солнечным лучам — шаг вперед по сравнению с P300. Работать с камерой можно даже при сильной солнечной засветке, хотя оценить корректность установки экспозиции в подобных условиях крайне проблематично. Углы обзора большие, причём как горизонтальные, так и вертикальные. Интерфейс компактных камер Nikon зачастую довольно схож, и основные различия заключаются лишь в новых пунктах меню и всяческих функциях. Например, в P310 предусмотрена ручная установка экспопары, которой нет в большинстве ультракомпактов Nikon, добавлено и меню программируемой кнопки. К слову, к программируемой клавише можно привязать множество настроек: разрешение снимка, управление режимом цветности, выбор настройки баланса белого, указание режима экспозамера, управление режимом протяжки, а также выбор чувствительности и зоны фокусировки. Конечно, P310 — не компакты Pentax, в которых можно запрограммировать четыре клавиши, но и одна — это удобно. Для ознакомления с интерфейсом камеры ниже приведено несколько снимков экрана. ⇡#Особенности камерыГлавной особенностью, отличающей тестируемую камеру от большинства рядовых ультракомпактов, является объектив. Конечно, он не поражает огромным диапазоном фокусных расстояний, как, например, у рекордсмена Nikon Coolpix P510, но он довольно светосильный. На широком угле ƒ/1,8 — весьма достойный показатель. Это позволяет снижать чувствительность, что при небольших размерах матрицы дорогого стоит. Тут следует отметить, что Nikon Coolpix P310 самый доступный фотоаппарат со светосилой более ƒ/2. Однако не всё так радужно, ведь в телеположении цифры уже вполне стандартные — ƒ/4,9, тогда как у более дорогих Panasonic Lumix DMC-LX5 и Olympys XZ-1 параметры тут куда интереснее — ƒ/3,3 и ƒ/2,5. Но не стоит забывать о колоссальной разнице в стоимости. Доброй половиной своих особенностей камера обязана использованию скоростной КМОП-матрицы. Тут и съемка Full HD-видео, и скоростная видеозапись, и автоматическая склейка панорам. Уделим пару предложений каждой из этих возможностей. Скоростная видеозапись ограничена режимом VGA 120 кадров/с. Отказ от режима 240 кадров/с — вполне верное решение, ведь разрешение qVGA никуда не годится. Съёмка фото с максимальным разрешением возможна со скоростью 7 кадров/с, но, как это бывает у ультракомпактов, длительность серии существенно ограничена, причём не одной привычной секундой, а пятью кадрами, что по-своему забавно. Стоит отметить, что предшественница могла снимать серию из 7 кадров со скоростью 8 кадров/с. Откуда такое падение? Тут все просто — негативно сказывается рост разрешения с 12 до 16 Мп при сохранении прежнего размера буфера. Панорамы P310 позволяет снимать в двух режимах: классическом с ручным наложением кадров или же с автоматической склейкой, где, собственно, и нужна скоростная КМОП-матрица. Наиболее интересен именно последний режим, который позволяет снимать панорамы с углом 180 или 360 градусов, то есть даже полную круговую панораму. Снимать можно с рук, без использования штатива. Алгоритм склейки не требует поворачивать камеру с определённой скоростью, даже более того, можно вовсе остановиться, тогда как в камерах Sony иногда появляются информационные таблички о том, что поворот происходит слишком медленно или, напротив, слишком быстро. Но есть и недостаток — при съёмке с рук склейка происходит не всегда идеально, в то время как в ультракомпактах Sony алгоритм склейки отточен почти безупречно. Кроме того, в автоматическом режиме высота панорамного снимка составляет всего 1024 точки, а съёмка панорам с высоким разрешением возможна только в ручном режиме сведения кадров, тогда как в камерах Sony при съёмке панорам в автоматическом режиме высота снимка стартует от 1080 точек, а максимальная достигает 4096 точек. Ещё одна особенность камеры — это съёмка 3D-фото, которой в предшественнице не было в силу слабого распространения 3D-телевизоров и мониторов. Впрочем, реализацию данного режима в тестируемой камере нельзя назвать идеальной. Конечно, в однообъективной системе трудно сделать абсолютно всё автоматически, но если в камерах Panasonic и Sony можно обойтись небрежной проводкой, то в случае с камерами Nikon, в том числе и c P310, всё несколько сложнее. Сначала производится съёмка первого кадра, затем фантомное изображение совмещается с изображением на экране, а камера автоматически делает второй снимок. Конечно, особо прицеливаться для совмещения кадров не приходится, но всё же куда удобнее просто провести камеру по горизонтали. ⇡#Съёмка и впечатления от работыПервое включение — и сразу приятный сюрприз: камера готова снимать уже через 1,09 секунды после нажатия клавиши питания. Стоит напомнить, что предшественнице требовалось 1,45 секунды, что тоже весьма неплохо. Скорость трансфокации не изменилась — 1,36 секунды из одного крайнего положения объектива в другое (P300 справлялась на 0,02 секунды быстрее, что можно списать на погрешность измерений). При половинном нажатии рычажка управления трансфокацией длительность перемещения объектива от края к краю составляет 2,35 секунды. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замер был произведён в ШУ-положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 30 см и с 100 см при телеположении объектива. Предшествующей модели потребовалось 0,58 и 0,81 секунды соответственно. Конструктивно камеры почти не различаются, процессор один и тот же, но новинка приятно удивила: 0,26 и 0,41 секунды соответственно. Вот вам и доработка прошивки. В тестируемом фотоаппарате по сравнению с предшественником увеличено количество режимов выбора зоны фокусировки. Новый режим — «АФ с обнаружением объекта». По принципу работы он схож с режимом определения лиц, разве что объекты теперь определяются в различных частях кадра. Особой ценности он не представляет, однако работает не хуже, а иногда даже лучше мультизонного режима. Также доступен ручной выбор одной из 99 зон, режим определения лиц, фокусировка по центральной зоне, а также режим ведения объекта. Наиболее интересен, конечно же, последний режим. В P300 он зарекомендовал себя хорошо, а вот в P310 неожиданно оказался совершенно неработоспособным. Автоматика не способна даже удерживать чёрную коробочку на белом фоне. К сожалению, ручной режим фокусировки не предусмотрен, хотя у остальных представителей серии Performance данная функция имеется. Экспозамер работает в трёх стандартных режимах: матричном, точечном и центрально-взвешенном. Установка экспопары возможна в автоматическом, программном и ручном режимах, а также в режимах приоритета диафрагмы и приоритета выдержки. К слову, управление диафрагмой в P310 не ограничено двумя шагами, как это нередко бывает в случае ультракомпактов. Тут, как и у старших камер, изменение с шагом в треть ступени. Разве что зажать диафрагму можно лишь до ƒ/8, причём независимо от фокусного расстояния, с ростом которого максимальное раскрытие диафрагмы, разумеется, уменьшается. Впрочем, сильно закрывать диафрагму в случае компактов и не нужно, так как глубина резкости из-за небольшого размера сенсора тут куда больше, чем у зеркалок и прочих камер с большим сенсором. Пользователю также дана возможность введения экспосдвига в стандартном диапазоне от -2 до +2 ступеней с шагом в треть ступени. Ну и на закуску — съёмка с автоматическим брекетингом по экспозиции с шагом 1/3, 2/3 и 1 ступень. В общем, потенциал весьма неплохой, особенно если учитывать, что P310 — это ультракомпакт. К счастью, пользоваться всем этим потенциалом приходится нечасто. При естественном освещении, даже если имеет место большая разница яркости различных участков снимка, автоматика отрабатывает весьма достойно. Искусственное освещение для камеры также не проблема. И если при освещении лампами накаливания отклонение достигает трети ступени (-0,21… -0,37 EV), то в случае освещения флуоресцентными лампами ошибка иногда вовсе отсутствует, а максимальное отклонение составляет всего 0,06 ступени. В общем, тут наблюдаем существенное улучшение результатов по сравнению с P300. Настройки баланса белого стандартны для компактных камер Nikon — предусмотрено пять пресетов (дневной, лампа накаливания, лампа дневного света, облачно, вспышка), и любой из них можно подстроить в диапазоне +/-3, за исключением ламп дневного света, где доступно всего три значения. Кроме того, предусмотрен ручной режим, а также два автоматических: обычный (AUTO1) и с сохранением тёплых цветов (AUTO2). С естественным освещением автоматика справляется весьма неплохо, а вот искусственное даётся ей с трудом. Лампы накаливания, как и у подавляющего большинства компактов, требуют использования соответствующего пресета либо ручного режима, но к этому не привыкать. Больше расстраивает то, что ошибка автоматического баланса белого при флуоресцентном освещении достигает 600 K — многовато, поэтому приходится либо играться с пресетом и его настройками, либо также использовать ручной режим. Конечно, если время поджимает, то сойдёт и результат работы автоматики, но в особенно ответственных случаях без ручной настройки не обойтись. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5600 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах]. ⇡#ТестированиеШумы Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием с тремя вариантами активности шумоподавления, баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми значениями чувствительности, включая Hi (6400 единиц в ISO-эквиваленте).
JPEG, шумоподавление «слабое» По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/6 c, ISO 100 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/16 c, ISO 200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/25 c, ISO 400 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/50 c, ISO 800 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/100 c, ISO 1600 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/200 c, ISO 3200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/400 c, ISO 6400 JPEG, шумоподавление «стандартное» По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/6 c, ISO 100 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/13 c, ISO 200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/25 c, ISO 400 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/50 c, ISO 800 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/100 c, ISO 1600 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/200 c, ISO 3200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/400 c, ISO 6400 JPEG, шумоподавление «сильное» По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/6 c, ISO 100 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/13 c, ISO 200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/25 c, ISO 400 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/50 c, ISO 800 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/100 c, ISO 1600 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/200 c, ISO 3200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/8,3, 1/400 c, ISO 6400 ⇡#ВспышкаНабор режимов работы вспышки для камер серии Performance вполне стандартен: синхронизация по первой или второй шторке, автоматический режим, автоматический режим с подавлением эффекта «красных глаз», а также принудительное срабатывание. Кроме того, предусмотрена компенсация вспышки в диапазоне -2…+2 с шагом в треть ступени, что в ультракомпактах встречается крайне редко. Тестовый снимок был сделан в автоматическом режиме. ⇡#Съёмка при недостаточной освещённостиДля оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при освещении двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100, 200 и 1000 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме. ⇡#Примеры снимковЗдесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками. ⇡#Работа в режиме видеозаписиТестируемая камера поддерживает режимы HD (720p, 30/60 кадров/с) и Full HD (1080p, 15/30 кадров/с), также поддерживается запись с разрешением VGA (30/120 кадров/с). Поддержки AVCHD нет, а запись ведётся в формате MPEG4. Во время видеозаписи возможна работа как оптического зума, так и автофокуса, но почему-то и то и то функционирует крайне медленно. Звуковая дорожка пишется в формате стерео, вот только защита от шума ветра отсутствует даже на программном уровне, поэтому любой лёгкий ветерок во время записи при последующем просмотре кажется ураганом. Пример записи с разрешением 1920х1080 точек, 30 кадров/с. ⇡#Автономная работаВ камере используется литий-ионный аккумулятор EN-EL12 с ёмкостью 3,9 Вт*ч, который также устанавливался в P300. Производителем заявлено, что при тестировании по методологии CIPA камера способна отснять 230 снимков, тогда как предшественницы, опять же по заявлениям производителя, хватало на 240 кадров. То есть новинка при прочих равных стала чуть менее живучей. В полевых условиях камера продержалась 301 кадр. Конечно, ни о какой повторяемости результатов говорить не приходится, ведь съёмка всегда происходит в различных условиях, но одно можно сказать точно — существенного изменения тут не произошло. Индикатор уровня заряда, как и в случае недавно рассмотренного P510, оказался чрезвычайно неточным, поэтому аккумулятор лучше подзаряжать при каждой удобной возможности. Зарядка аккумулятора осуществляется в корпусе камеры при помощи дата-кабеля и USB-блока питания, разумеется, можно пополнить заряд и от USB-шины ПК либо любого другого устройства с соответствующим портом. ⇡#ЗаключениеГлобального улучшения характеристик не произошло, но, впрочем, его и быть не могло, ведь элементная база Nikon P300 и P310 идентична. Однако улучшения есть. Например, появилась новая программируемая клавиша, которая облегчает работу с камерой, скорость фокусировки увеличилась вдвое, экспозамер стал гораздо более точным. В то же время новинка кое в чём уступает предшественнице: максимальная скорость серийной съёмки и её длительность снизились, что объясняется всё той же идентичной элементной базой — ёмкость буфера-то прежняя, а «вес» снимков в связи с ростом разрешения с 12 до 16 Мп существенно возрос. Благодарим украинское представительство компании Nikon за предоставленный на тестирование фотоаппарат.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|