Новости Hardware

AMD рассматривает возможности лицензирования графических технологий

В попытке получить новые потоки доходов, Advanced Micro Devices может начать лицензировать свою интеллектуальную собственность третьим компаниям. Подобно ARM Holdings, Imagination Technologies, NVIDIA и Vivante, AMD может лицензировать свои графические технологии сторонним разработчиками микросхем. Но есть ли в этом смысл для AMD?

Еще пятнадцать лет назад дискретные графические процессоры для персональных компьютеров разрабатывались десятком компаний. Сегодня – AMD и NVIDIA – последние разработчики дискретных графических чипов для ПК. Еще десять лет назад интегрированные и интегрируемые графические адаптеры создавались шестнадцатью компаниями. Сегодня они создаются семью (если исключить фирмы вроде Via Technologies, Takumi и т.п., которые де-факто не разрабатывают ничего нового). Драматические изменения на рынке произошли в результате увеличения стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР, research and development, R&D).

AMD Radeon

AMD Radeon

Чтобы увеличить монетизацию и свои возможности в области дальнейших инвестиций в НИОКР, компания NVIDIA в прошлом году объявила о планах лицензирования своих графических ядер и технологий сторонним разработчикам систем-на-чипе (system-on-chip, SoC). Подобное действие со стороны NVIDIA неизменно подняло вопрос об аналогичных планах у AMD. Хотя компания не объявила о каких-либо намерениях, она активно изучает такие возможности.

«Мы рассматривали возможность лицензирования своих графических технологий и будем изучать возможности в этой области в будущем», – сказал Девиндер Кумар (Devinder Kumar), финансовый директор AMD, на конференции, организованной финансовой компанией Raymond James Financial.

В настоящее время у AMD есть несколько способов монетизации портфеля своей интеллектуальной собственности (ИС, intellectual property, IP) в области графических процессоров: продажа графических чипов; продажа гибридных процессоров со встроенным графическим адаптером; продажа микросхем, сделанных на заказ с интегрированным графическим процессором; лицензирование графических ядер. В настоящее время лицензионный бизнес AMD ограничен игровыми консолями Nintendo Wii, Nintendo Wii U, Microsoft Xbox 360 и некоторыми другими сделками. Таким образом, вполне логично, что компания хотела бы расширить свой лицензионный бизнес.

AMD Radeon

AMD Radeon

Прежде, чем стать собственностью AMD, компания ATI Technologies приобрела немалое количество конкурентов (ArtX, BitBoys, FireGL, MacroSynergy/XGI) среди производителей графических адаптеров. Таким образом, сегодня AMD обладает одним из самых полных портфелей ИС в области графических процессоров. Как следствие, AMD может лицензировать как графические ядра, так и отдельные технологии (получив в последнем случае несолидное звание патентного тролля, но и дополнительный доход и прибыль без особых инвестиций). Следует понимать, что лицензирование графических ядер автоматически означает потерю заказа на создание специализированной системы-на-чипе для конкретного устройства (например, игровой консоли). Учитывая, что создание таких SoC оплачивается заказчиком, который затем покупает микросхемы у AMD с наценкой около 20 %, вряд ли компания горит желанием терять подобные возможности. С другой стороны, AMD не может физически разрабатывать чипы для всех возможных устройств, а значит, возможности сделок по лицензированию графических ядер и технологий исключать нельзя.

Пару недель назад AMD заявила, что не очень заинтересована в разработке систем-на-чипе для планшетов (и, судя по всему, смартфонов), а значит, теоретически, могла бы лицензировать графические ядра Radeon кому-то из создателей мобильных SoC. Впрочем, учитывая серьезную конкуренцию на этом рынке против четырёх компаний (ARM, ImgTec, NVIDIA, Vivante), а также тот факт, что мобильное ПО никак не оптимизировано под архитектуру Radeon, вряд ли такой бизнес может принести AMD сколько-то значимые деньги.

Источники:

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥