Оригинал материала: https://3dnews.ru/951792

Imagination сконцентрируется на разработке GPU, продав MIPS и Ensigma

Imagination Technologies Group (IMG, ImgTec) сообщила о планах существенно изменить свой бизнес, продав процессорное подразделение MIPS Technologies, а также подразделение Ensigma, которое разрабатывает специализированные процессорные ядра и DSP. Официально объявлено, что данное решение позволит компании сконцентрировать ресурсы и улучшить финансовое положение. Однако во многом речь идёт о выживании предприятия, поскольку компания фактически уходит с двух крупных рынков с высоким потенциалом, а также теряет возможность создавать высокоинтегрированные платформы для различных устройств.

Сегодняшние возможности Imagination Technologies в области создания платформ для различных устройств

Сегодняшние возможности Imagination Technologies в области создания платформ для различных устройств

Imagination анонсировала планы по продаже MIPS и Ensigma спустя месяц после сообщения о том, что Apple, главный клиент ImgTec, перестанет использовать интеллектуальную собственность компании в своих новых продуктах в течении 15–24 месяцев, а потому прекратит выплату лицензионных отчислений. В настоящее время Apple лицензирует у Imagination графические технологии PowerVR для использования в системах на кристаллах для iPhone, iPad, iPod, TV и Watch. При этом в 2016 финансовом году (закончился 30 апреля 2016) выплаты со стороны Apple составили половину дохода ImgTec и львиную часть выплат за «графическую» интеллектуальную собственность. Таким образом, потеря Apple в ближайшие два года уменьшит доходы компании в два раза, а значит снизит её возможности инвестировать в дальнейшее развитие технологий.

Структура доходов и прибыли Imagination Technologies за 2016 финансовый год (£, млн)
(только продолжающиеся операции)

PowerVR MIPS Ensigma IMGWorks Корпоративные Всего Выплаты от Apple
Доход £87,864 £30,125 £3,523 - £1,549 £40 £120,003 £60,664
Операционная прибыль/расходы £54,735 £1,158 - £7,700 - £22,678 - £87,007 - £61,492
Чистая прибыль £54,735 £1,158 - £7,700 - £22,678 - £84,729 - £59,214

Оставив в стороне вопрос зачем Apple потребовалось отказываться от графических технологий ImgTec (учитывая, что компания всегда дорабатывала свои GPU самостоятельно) и разрабатывать свои собственные GPU, интересно проанализировать возможные последствия от решения Apple для Imagination.

Немного истории

История Imagination Technologies началась в 1985 году, когда появилась компания VideoLogic, специализировавшаяся на создании решений для ускорения обработки видео и аудио для потребительской электроники.

К середине 90-х годов прошлого века VideoLogic стала производителем высокоинтегрированных графических адаптеров, которые несли на борту сразу несколько микросхем, ответственных за обработку 2D и 3D-графики, а также звука. Непосредственно VideoLogic занималась созданием PowerVR, ускорителей для трёхмерной графики на базе тайловой архитектуры (которая принципиально отличалась от 3D-чипов того времени разработки 3dfx, ATI, NVIDIA, S3 Graphics и других), в то время как для 2D и звука использовались решения сторонних производителей. Тайловая архитектура с рядом фирменных технологий позволяла процессору эффективно «отбрасывать» невидимые полигоны и не тратить на их рендеринг какие-либо ресурсы, что снижало нагрузку как на сам GPU, так и на его подсистему памяти.

Консолидация на рынке графических карт и графических процессоров конца 1990-х годов прошлого века заставила VideoLogic отказаться от производства первых, сконцентрироваться на лицензировании своих ядер PowerVR сторонним компаниям и сменить имя на Imagination Technologies в 1999 году. Одним из первых лицензиатов ImgTec в начале 2000-х стала компания STMicroelectronics, выпустившая два графических процессора на базе PowerVR третьего поколения (Kyro, Kyro II). Однако вследствие продолжающейся консолидации рынка GPU, STM ушла с рынка графических процессоров для ПК, а ImgTec переориентировалась на создание интегрированных решений для мобильных устройств (впрочем, это не значит, что PowerVR не может быть использована для дискретных GPU, просто нет желающих конкурировать с AMD и NVIDIA), где тайловая архитектура пришлась очень кстати.

Графические процессоры PowerVR впоследствии были лицензированы разработчиками SoC для мобильных телефонов и других устройств, включая такие компании, как Apple, Intel, Samsung, NXP, Freescale и рядом других. Это сделало Imagination крайне влиятельным игроком на рынке полупроводников (к 2012 году был продан 1 млрд SoC с технологиями компаниями), что обусловило ряд дальнейших стратегических шагов как со стороны самой компании, так и её партнёров.

Покупки

Понимая, что будущее за высокоинтегрированными системами на кристалле (system-on-chips, SoCs), в начале 2000 года ImgTec приобрела компанию Ensigma, специалиста в области обработки цифровых сигналов (digital signal processing, DSP). По мере того, как решения PowerVR становились всё более популярными, покупки Imagination Technologies становились всё более значимыми, жемчужиной которых стала MIPS Technologies (разработчик соответствующих процессорных архитектур), приобретённая за $100 млн в 2012 году.

Покупка MIPS и других компаний позволила ImgTec не только выйти на рынок решений для коммуникаций (роутеры, модемы и другие устройства), но и создавать вертикально интегрированные платформы, где CPU, GPU и системы ввода/вывода лицензируются только у Imagination. Более того, одно из подразделений Imagination (IMGWorks) даже предлагает создание SoC под ключ.

Примеры высокоинтегрированных платформ Imagination Technologies

Пример высокоинтегрированной платформы Imagination Technologies

По мере роста значения Imagination для рынка мобильных устройств, акции компании скупались её основными клиентами — Apple и Intel. В какой-то момент эти две компании могли владеть около 25% акций ImgTec, при этом Apple всё ещё контролирует 8,48 % акций компании. Владеет ли Intel долей в Imagination сейчас — сказать сложно. Что можно сказать наверняка, так это то, что на сегодняшний день Intel прекратила использовать интеллектуальную собственность ImgTec для своих новых SoC (отчасти потому, что ушла с рынка процессоров для смартфонов, отчасти потому, что финансировать разработку процессоров MIPS в планы Intel не входило), а Apple сделает это в течение ближайшего года–двух.

 

Смена курса

Потеря крупнейшего клиента, приносящего половину дохода всей компании, прямым образом скажется на возможностях ImgTec инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР; research and development, R&D). К примеру, получив в 2016 финансовом году £120 млн в виде дохода, Imagination потратила £78,308 млн на R&D (т. е. 65 % дохода). При этом £29,730 млн были инвестированы в графику PowerVR, а £21,532 млн — в процессоры MIPS. Если доходы ImgTec сократятся вдвое, бюджет R&D упадёт до £39 млн, что автоматически поставит перед компанией вопрос о приоритетах в области инвестиций.

Структура доходов, расходов на R&D и прибыли Imagination Technologies за 2016 финансовый год (£, млн)
(только продолжающиеся операции)

PowerVR MIPS Ensigma IMGWorks Корпоративные Всего
Доход £87,864 £30,125 £3,523 - £1,549 £40 £120,003
Расходы на R&D £29,730 £21,532 £8,968 £13,341 £4,737 £78,308
Чистая прибыль £54,735 £1,158 - £7,700 - £22,678 - £84,729 - £59,214

Как видно из таблицы, графический бизнес PowerVR приносит Imagination львиную долю прибыли, рентабельность лицензирования MIPS крайне низка, бизнес Ensigma — убыточен, а бизнес IMGWorks — крайне убыточен. Судя по всему, в условиях грядущего снижения доходов руководство ImgTec примет наиболее логичное решение: избавится от низкорентабельного и убыточного активов (пусть и перспективных), но сохранит то, что неизменно приносит прибыль.

Текущая стратегия Imagination Technologies

Текущая стратегия Imagination Technologies

Таким образом, потеря Apple будет означать для Imagination необходимость отказаться от возможности лицензировать весь спектр технологий для SoC и сфокусироваться на GPU, возвратившись к своему положению на рынке до 2012 года. Учитывая тот факт, что в современном мире GPU используются далеко не только для обработки графических данных, а значимость подобных процессоров растёт, у Imagination сохраняются отличные перспективы для роста. Разумеется, имея собственные процессорные ядра общего назначения MIPS, а также специализированные ускорители и различные DSP Ensigma, ImgTec получила бы широкие возможности в эпоху 5G, но в данном случае речь стоит именно о выживании.

Самым главным вопросом ближайших нескольких месяцев станет то, кому достанется MIPS Technologies и по какой цене. С одной стороны, процессоры на базе архитектуры MIPS используются различными популярными устройствами, с другой — конкуренция со стороны ARM Holdings становится всё более ожесточённой, а прибыльность данного бизнеса относительно невелика. При этом ценность и привлекательность самой Imagination Technologies как создателя высокоинтегрированных платформ может быть куда выше, чем сумма ценностей составляющих частей.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/951792