Обнаружена массивная экзопланета около небольшой звезды

Европейская Южная Обсерватория (ESO) сообщает об обнаружении новой экзопланеты, существование которой, вероятно, приведёт к необходимости уточнения современных теорий образования планет.

Обнаруженное тело получило обозначение NGTS-1b: его радиус составляет 130 %, а масса — 80 % от соответствующих показателей Юпитера. При этом экзопланета обращается вокруг карликовой звезды NGTS-1 класса M, которая по размерам и массе вдвое уступает Солнцу.

У карликовых звёзд класса M довольно часто встречаются планеты небольшого размера, а вот газовые гиганты вроде NGTS-1b обнаруживаются вокруг них реже, чем у звёзд типа Солнца. Это в целом согласуется с современными теориями образования планет, но чтобы более определённо представлять, какова вероятность обнаружить гигантскую планету у M-карлика, требуются наблюдения большего числа таких систем.

Открытие NGTS-1b было сделано при помощи инструмента NGTS (The Next Generation Transit Survey), установленного в обсерватории ESO Параналь на севере Чили. Эта система из двенадцати 20-сантиметровых телескопов предназначена для поиска экзопланет методом транзитов: инструмент регистрирует слабые уменьшения блеска звёзд в результате прохождения планет на фоне их дисков.

Установка NGTS специально спроектирована для поиска планет у карликов класса M: на долю этих звёзд приходится примерно 75 % всех светил Млечного Пути и их изучение поможет астрономам узнать, какие планеты в Галактике составляют большинство.