Сегодня 16 декабря 2017
18+
Аналитика

Кто мы? Huawei!

#Who we are?

Нашим читателям представлять Huawei не требуется — мы рассказывали о продукции китайского телеком-гиганта еще до того, как он вошел в тройку крупнейших изготовителей смартфонов в мире. Однако люди, меньше интересующиеся информационными технологиями, в лучшем случае лишь «что-то слышали» — даже в России, в последние годы все более тесно сотрудничающей с Китаем. Что уж говорить о европейцах, традиционно предпочитающих «домашние» бренды. В интернете можно найти видеоролик про то, как прохожие в одном из европейских городов пытаются прочитать название компании и как только его не склоняют. Один из прозвучавших вариантов прочтения — ху-ви-ай, почти что английское who we are? – «кто мы?». И именно с этого фрагмента представители Huawei и начали прошедшую недавно в Хельсинки презентацию.

Но все-таки, почему Финляндия? Дело в том, что именно в этой стране расположены сразу два из 15 разбросанных по всему миру центров исследований и разработки компании (кстати, один из них находится в Москве). Резонно предположить, что Huawei использует наследие финской Nokia, но представители компании уклонились от прямого ответа на этот вопрос. Кстати, было бы большой ошибкой воспринимать китайский концерн как просто огромную фабрику по производству доступной электроники. В R&D Huawei занято около 70 000 из 180 000 сотрудников Huawei – это 45% всего персонала. А за последние 10 лет на это направление потрачено 45 млрд долларов! В результате в настоящий момент Huawei  с 2400 заявками, из которых уже около 1000 подтверждено,занимает второе место в Европе (и девятое — по всему миру) по количеству поданных на регистрацию патентов.

Кстати, Huawei — современная и новаторская компания не только с точки зрения технологий, но еще и по своей бизнес-структуре. Компания никогда не выходила на IPO и остается полностью частной. Подчеркивается, что сотрудники Huawei также являются ее владельцами, а отсутствие возможности приобрести акции компании на рынке гарантирует независимость ее руководства. В итоге его решения направлены на успешное развитие Huawei в долговременной перспективе, а не на максимально быстрое обогащение акционеров.

Но и это еще не все. Huawei — единственная из известных мне компаний, в которой была реализована гарантированная сменяемость власти. У компании сразу три исполнительных директора, и они циклически сменяют друг друга на посту СЕО каждые полгода.

Удержаться в числе крупнейших международных ИТ-корпораций могут лишь те, кто уже сегодня работает над самыми передовыми технологиями будущего. Именно их я и надеялся увидеть в R&D-центрах, расположенных в столице Финляндии — Хельсинки — и городе Тампере. А ну как встречу в холодных финских подвалах тот самый искусственный интеллект для смартфонов? Ну или хотя бы «суперфон», о котором представители Huawei рассказывали год назад в своей штаб-квартире.

 

#R&D-центры

В лаборатории в Хельсинки ничего такого увидеть не удалось — этот R&D-центр занимается исследованием вопросов надежности устройств. В распоряжении работающих здесь инженеров практически любые инструменты пыток над смартфонами: мы полюбовались и иголками (для изучения олеофобных свойств экрана), и термическими камерами (для исследований в условиях повышенных температур и влажности).

А уж испытание с падением аппарата на бетонный блок (оно записывается высокоскоростной видеокамерой для последующего изучения происходящих в момент удара деформаций, а характер падения — высота и угол – задаются специальным станком и могут повторяться с высокой точностью), без сомнения, заставит дрогнуть сердце любого владельца смартфона. Кто из нас не ронял… Впрочем, не буду об этом.

Можно выяснить и как сказались эксперименты на «внутренних органах» испытуемого — электронный микроскоп позволит визуально изучить даже микротрещины на материнской плате. Кроме того, в Хельсинки проводится и широкий спектр тестов экрана — от его оптических характеристик до качества работы сенсорной панели.

Все эти исследования помогают не только выявить слабые места и возможные точки отказа в новых моделях аппаратов, но и, что важнее, выработать решения, позволяющие избежать этих проблем и в будущих поколениях смартфонов. Кстати, лаборатория в Хельсинки основана в 2014 году, что может являться косвенным подтверждением родства с Nokia – именно в тот период финская компания занялась продажей своего мобильного подразделения. 

Лаборатория по исследованию мультимедийных функций в городе Тампере была основана позже, в 2016 году. В этом R&D-центре, расположенном на территории городского технологического университета, исследуется все, что связано со звуком, — акустические компоненты смартфона и аксессуары, алгоритмы обработки, передачи и воспроизведения. В распоряжении инженеров и безэховые комнаты, и полноразмерные манекены головы и торса, и многоканальные акустические системы для воспроизведения любых звуковых сцен. 

Например, в одной из лабораторий мы побывали в центре оживленного (и весьма шумного) мегаполиса – виртуально, разумеется, – со всеми характерными звуками толпы, дорожного трафика и т. п. Компанию в этом путешествии нам составил манекен, с помощью которого инженеры изучали алгоритмы отсеивания внешних шумов. Вертящийся на языке шаблон про безмолвную куклу тут неприменим – манекен умеет разговаривать: у него есть ротовое отверстие, и динамик размещен именно там. Да и слышит он неплохо — за сменными силиконовыми ушными раковинами (да-да, при исследованиях учитывается влияние размера и даже, представьте себе, жесткости ушей!) расположены стереомикрофоны.

Есть в Тампере и комнаты прослушивания — для не инструментальной оценки качества звука. Как известно, в силу некоторых явлений психоакустики даже самый точный прибор не всегда способен ответить на вопрос как именно звук будет восприниматься живым человеком. Именно поэтому финальный вердикт выносится по результатам субъективной оценки, прослушивания. Но эталонного человека для психоакустического теста нам почему-то не показали.

 

#Huawei App Store

К визиту журналистов в центры разработки пиар-служба компании приурочила еще несколько анонсов, самым важным из которых стало расширение сформировавшейся в Китае экосистемы Huawei на Европу. Были представлены несколько мобильных сервисов, объявлено о сотрудничестве с 15 европейскими разработчиками приложений и игр, а также о запуске в 2018 году магазина приложений Huawei.

Начиная с первого квартала следующего года Huawei App Store (интересно, не предъявит ли одна «фруктовая» компания претензии из-за названия?) будет предустанавливаться на все продаваемые в Европе под марками Huawei и Honor смартфоны. Компания обещает, что пользователи получат доступ только к заранее отобранным приложениям с рейтингом не ниже 4 из 5 баллов. Акцент делается и на автоматическом рекомендательном сервисе, помогающем выбрать и установить приложения во время первой инициализации нового аппарата. Этот сервис будет подсказывать пользователю, какие именно программы и игры пользуются особой популярностью, причем с учетом геопозиции — магазин приложений не выплеснет на европейских пользователей лавину иероглифов. Список рекомендаций будет обновляться еженедельно и окажется полезен и при дальнейшем использовании смартфона.

Говоря о новых моделях и инициализации аппарата, стоит отметить фирменный сервис PhoneClone, облегчающий миграцию на смартфоны Huawei с любых других моделей на базе Android и iOS. Приложение доступно не только в Huawei App Store, но и в Google Play и Apple App Store.

Еще одна новинка для европейского рынка – магазин тем оформления. Он также будет предустанавливаться на все новые аппараты с начала 2018 года. Компания заявляет о 160 миллионах активных пользователей и более чем 40 миллионах ежемесячно загружаемых новых тем. Предполагается, что фирменные темы оформления будут разрабатывать местные компании, торговые марки и дизайнеры, однако тут, кажется, лавины не избежать – выбрать что-то стоящее из 40 миллионов вариантов ох как непросто. Тем более что, в отличие от китайских, европейские пользователи в вопросах дизайна очень требовательны. 

И наконец, говоря о расширении экосистемы, нельзя не упомянуть облачный сервис компании — владельцы смартфонов Huawei могут использовать его для хранения настроек и личных файлов. Huawei Cloud обеспечивает шифрование передаваемых данных, а во время презентации представители компании отдельно подчеркнули, что фотографии и файлы пользователя при использовании облачного сервиса никогда и ни при каких обстоятельствах не покидают территорию Европейского союза. Это было бы даже забавно, если бы не было так актуально – ведь и в РФ действуют достаточно жесткие законодательные нормы в отношении персональных данных.

Но самое интересное, разумеется, было оставлено напоследок. And one more thing…

 

#Искусственный интеллект в кармане 

Под занавес пресс-конференции Франческо Джеронимо (Francisco Jeronimo) — директор по исследованиям европейского подразделения аналитической компании IDC — обнародовал результаты проведенного в сотрудничестве с Huawei исследования, посвященного искусственному интеллекту в мире мобильных устройств, и рассказал о том, о чем хотелось услышать больше всего, — о будущем смартфонов.

Сначала немного фактов. Еще в 2011 году продажи ПК и мобильных телефонов сравнялись, а сейчас, в 2017 году, на каждый проданный персональный компьютер в мире приходится почти 6 смартфонов. Уже сейчас более 60% населения Земли имеют в пользовании такое устройство, а до 2021 года, по оценкам IDC, будет продано 8,1 млрд. таких аппаратов – больше, чем население земного шара. Это позволяет говорить о том, что именно смартфоны станут следующей после суперкомпьютеров платформой для искусственного интеллекта. И именно в сражение различных алгоритмов машинного обучения выльется будущая конкуренция на этом рынке.

И это не такое уж и далекое будущее, как могло бы показаться. Достаточно перечислить ключевые события 2017 года в этой области:

  • Huawei представил Kirin 970, новую флагманскую систему на чипе со встроенной аппаратной поддержкой алгоритмов ИИ и выделенным блоком NPU (Neural Processing Unit), обеспечивающим на соответствующих задачах в 25 раз большую производительность, чем четырехъядерный Cortex A-73.
  • Apple представила нейронный процессор A11 Bionic, спроектированный для ускорения задач машинного обучения и способный выполнять до 600 млрд операций в секунду.
  • Baidu представила открытый фреймворк MDL (Mobile Deep Learning), предназначенный для использования в мобильных устройствах.
  • Qualcomm анонсировала NPE (Neural Processing Engine) и SDK, позволяющий разработчикам оптимизировать приложения для выполнения задач машинного обучения на платформе Snapdragon серий 600 и 800.
  • NVIDIA выпустила Jetson TX2 – аппаратную платформу для создания дронов, роботов, умных камер и других устройств, использующих в своей работе распознавание изображений, голосового ввода и навигационных алгоритмов.
  • Samsung вывела на рынок новый чипсет Exynos 8895, оснащенный блоком VPU (Vision Processing Unit), который отвечает за обработку изображений и алгоритмов компьютерного зрения. Ожидается, что корейская компания уже в самом скором времени оснастит чипы Exynos выделенным блоком для поддержки алгоритмов ИИ.  

Конечно, вычислительной мощности смартфонов, даже оснащенных процессорами с аппаратной поддержкой алгоритмов машинного обучения, недостаточно для самостоятельного решения задач искусственного интеллекта. Полностью переложить обучение нейронных сетей на мобильные устройства в данный момент невозможно – для этого требуются огромные объемы данных и заметно большая производительность. Но тут приходит на помощь облачная инфраструктура современных вычислительных сетей — ведь в смартфон можно передать уже предварительно обученную модель ИИ. Такой подход – обучение на больших данных в облаке и применение в локальных приложениях на мобильном устройстве — не только позволяет решить проблему производительности, но и снимает вопрос о безопасности личных данных. Ведь при таком сценарии они используются лишь локально на терминале пользователя.

Карманный искусственный интеллект открывает перед мобильными устройствами новые горизонты возможностей, и перечислить их все невозможно. Но не вызывает сомнений, что наибольший эффект он окажет на системы распознавания изображений и голоса. Скорее всего, это позволит еще больше приблизить смартфоны к роли полноценного персонального помощника, который больше решений принимает сам, требуя лишь минимального участия человека. В качестве примера мистер Джеронимо привел хорошо всем знакомую ситуацию, когда необходимо что-то найти в тысячах сохраненных на смартфоне фотографий – насколько проще голосом попросить искусственный интеллект «Покажи мне фото церкви, сделанное два года назад в Тампере», чем пытаться вспомнить точную дату или просто пролистывать сотни кадров в поисках нужного.

Еще один пример-сценарий: наведенный на киноафишу смартфон определит — на основе истории отзывов о других фильмах,  понравится ли пользователю  (ах как сложно удержаться тут от слова «хозяину») это кино. В случае положительного ответа, предложит пригласить жену или подругу, подберет наиболее удобный день и сеанс с учетом расписания обоих и даже забронирует столик в ресторане рядом с кинотеатром для ужина перед просмотром фильма. Фантастика? Лишь на первый взгляд. Ведь по отдельности все компоненты – распознавание изображений и поиск на их основе, рекомендательные сервисы, анализ расписания, голосовые команды – уже реализованы.

Конечно вместе с новыми возможностями приходят и новые проблемы. В конце концов, готовы ли мы настолько довериться ИТ-системам и искусственному интеллекту? Ведь речь даже не о том, что он может перепутать жену и подругу, а о том, что практически любая личная информация может оказаться уязвима и доступна для анализа потенциальным злоумышленникам. Мистер Джеронимо предложил и эту задачу – определение угроз и защиту информации – переложить на компьютерного помощника. Возможно, это действительно решение. Но лично я рад, что пока ИИ не живет у меня в кармане, а всего лишь рекомендует приложения раз в неделю. 

 
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...