Оригинал материала: https://3dnews.ru/984208

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce GTX 1660: Polaris, подвинься

Технические характеристики. Конструкция. Печатная плата

Совсем недавно NVIDIA выпустила игровую видеокарту GeForce GTX 1660 Ti на базе нового графического процессора TU116, но движение архитектуры Turing в направлении бюджетных устройств еще не окончено. С помощью GTX 1660 Ti компания заменила GeForce GTX 1070 на свежую и более доступную модель с пониженным энергопотреблением, но перед новинкой — GeForce GTX 1660 — стоит другая задача: закрыть брешь в каталоге NVIDIA, которая до сих пор существует между GeForce GTX 1060 и GTX 1070. Осенью прошлого года в этом промежутке обосновался Radeon RX 590, а Radeon RX 580 в результате оптимизации драйверов и перехода игр на Direct3D 12 стал, как минимум, достойной альтернативой GeForce GTX 1060. Но с выходом GTX 1660 у «красных» GPU появился серьезный соперник в массовой категории потребительских видеокарт, ведь новинка одновременно дешевле Radeon RX 590 и обладает более высоким потенциалом быстродействия.

#Технические характеристики, цена

В основе GeForce GTX 1660 лежит графический процессор TU116 с частично деактивированными вычислительными блоками. Разница в конфигурации GPU между GTX 1660 и GTX 1660 Ti сводится к двум потоковым мультипроцессорам (SM), которые в сумме содержат 128 32-битных CUDA-ядра и 8 блоков наложения текстур. Таким образом, пропускная способность GeForce GTX 1660 пострадала лишь на 8,3 % в операциях с плавающей точкой и тексельном филлрейте без поправки на тактовые частоты GPU. А частоты, между прочим, у младшей модели только выросли: базовую частоту NVIDIA увеличила на 30 МГц, а Boost Clock — на 15 МГц.

Но таких осторожных изменений было бы недостаточно, чтобы дифференцировать GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti. Главным признаком, разделяющим две модели, стал тип оперативной памяти. В то время как модификация Ti комплектуется микросхемами GDDR6 с пропускной способностью 12 Гбит/с на контакт, GeForce GTX 1660 вернулся к стандарту GDDR5. Более того, GTX 1660 оснащается чипами с пропускной способностью 8 Гбит/с, а значит, по совокупной ПСП новая видеокарта полностью соответствует стартовым спецификациям GeForce GTX 1060 с 6 Гбайт RAM, а позднейшие версии GTX 1060 с оперативной памятью стандарта 9 Гбит/с даже выигрывают у GTX 1660 по этому параметру. Впрочем, графический процессор TU116 благодаря усовершенствованной компрессии цвета работает с RAM более эффективно.

Поскольку ни тактовые частоты, ни конфигурация GPU у GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti существенно не отличаются, а младшая модель вдобавок несет чипы RAM с более высоким энергопотреблением (по сравнению с GDDR6), два младших ускорителя семейства Turing характеризуются одинаковым резервом мощности — 120 Вт.

Прочие характеристики чипа TU116 в сравнении с полноценными представителями семейства Turing (TU106, TU104 и TU102) мы уже обсуждали в обзоре GeForce GTX 1660 Ti, но стоит заострить внимание на нескольких ключевых особенностях, которые роднят TU116 с его старшими аналогами или, наоборот, проводят между ними непреодолимую границу. В общей сложности, TU116 свойственны все нововведения, которые NVIDIA реализовала в архитектуре Turing, за исключением ядер, выполняющих Ray Tracing, и тензорных ядер, которые занимаются расчетами FMA (Fused-Multiply Add) над матрицами вещественных чисел половинной точности (FP16). Последние находят применение, в первую очередь, в задачах машинного обучения, когда GPU пропускает данные через нейронную сеть, предварительно сформированную локально или на удаленной ферме. Таким образом, GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti одновременно лишились совместимости и с DXR (расширением Direct3D 12 для трассировки лучей), и с технологией DLSS, которая позволяет GPU выполнять рендеринг в сниженном разрешении с последующим масштабированием кадра силами нейросети.

Взамен тензорных блоков NVIDIA оснастила TU116 отдельным массивом 16-битных CUDA-ядер — они не обладают достаточным быстродействием для эффективной работы DLSS, но уже существуют игры, которые применяют операции половинной точности в шейдерных расчетах (например, Wolfenstein II: The New Colossus), за счет которых существенно увеличивается быстродействие подходящих GPU (сейчас это чипы Vega и Turing). В остальном, опять-таки, TU116 отличается от старших чипов своего семейства только количественным образом, обладает всеми оптимизациями конвейера, свойственными архитектуре Turing, и поддерживает проприетарные функции рендеринга — такие, как VRS (Variable Rate Shading).

ПроизводительNVIDIA
Модель GeForce GTX 1060 3 Гбайт GeForce GTX 1060 6 Гбайт GeForce GTX 1660 GeForce GTX 1660 Ti GeForce RTX 2060 GeForce RTX 2070
Графический процессор
Название GP106 GP106 TU116 TU116 TU106 TU106
Микроархитектура Pascal Pascal Turing Turing Turing Turing
Техпроцесс, нм 16 нм FinFET 16 нм FinFET 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN
Число транзисторов, млн 4 400 4400 6 600 6 600 10 800 10 800
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock 1506/1708 1506/1708 1530/1785 1500/1770 1365/1680 1 410 / 1 620 (Founders Edition: 1 410 / 1 710)
Число шейдерных ALU 1152 1280 1408 1536 1920 2304
Число блоков наложения текстур 72 80 88 96 120 144
Число ROP 48 48 48 48 48 64
Число тензорных ядер Нет Нет Нет Нет 240 288
Число RT-ядер Нет Нет Нет Нет 30 36
Оперативная память
Разрядность шины, бит 192 192 192 192 192 256
Тип микросхем GDDR5 SDRAM GDDR5 SDRAM GDDR5 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 2000 (8000) 2250 (9000) 2000 (8000) 2250 (9000) 2000 (8000) 1 500 (12 000) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000)
Объем, Мбайт 3 096 6 144 6 144 6 144 6 144 8 192
Шина ввода/вывода PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 3935 4372 5027 5437 6451 7 465 / 7 880 (Founders Edition)
Производительность FP32/FP64 1/32 1/32 1/32 1/32 1/32 1/32
Производительность FP32/FP16 1/128 1/128 2/1 2/1 2/1 2/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 192/216 192/216 192 288 336 448
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DL DVI-D, DisplayPort 1.3/1.4, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.3/1.4, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b
TBP/TDP, Вт 120 120 120 160 175/185 (Founders Edition)
Розничная цена (США, без налога), $ 199 (рекомендованная в момент выхода) 249 (рекомендованная в момент выхода) / 299 (Founders Edition, nvidia.com) 229 (рекомендованная) 279 (рекомендованная) 349 (рекомендованная) / 349 (Founders Edition, nvidia.com) 499 (рекомендованная) / 599 (Founders Edition, nvidia.com)
Розничная цена (Россия), руб. НД НД (рекомендованная в момент выхода) / 22 990 (Founders Edition, nvidia.ru) 17 990 (рекомендованная) 22 990 (рекомендованная) НД (рекомендованная) / 31 990 (Founders Edition, nvidia.ru) НД (рекомендованная) / 47 990 (Founders Edition, nvidia.ru)

GeForce GTX 1660 можно назвать уже третьим по счету (после RTX 2060 и GTX 1660 Ti) наследником основной видеокарты среднего ценового диапазона в семействe Pascal — GeForce GTX 1060. Но если закрыть глаза на объем RAM, то по месту в модельном ряду новинку стоит приравнять к варианту GeForce GTX 1060 с 3 Гбайт оперативной памяти. По сравнению с последним GTX 1660 не только располагает вдвое увеличенным кадровым буфером, но и по теоретической пропускной способности шейдерных операций превосходит старую модель на 27 % — так же, как GTX 1660 Ti превосходит на 24 % полноценную модификацию GTX 1060 с 6 Гбайт RAM. При этом NVIDIA не отказывается от ценовой политики, заданной видеокартами семейства GeForce RTX 20, в рамках которой все новые устройства обходятся покупателю дороже, чем их прямые аналоги по модельным номерам из прошлого поколения. Вот и GeForce GTX 1660 поступил в продажу по рекомендованной стоимости $229, хотя GeForce GTX 1060 с 3 Гбайт RAM стартовал на отметке $199.

Глядя на ценник новинки, в очередной раз можно было бы возмутиться алчности NVIDIA, если бы не слабость действующих предложений AMD, которая с пришествием архитектуры Turing распространилась из верхнего в средний ценовой сегмент. Так, самые доступные модификации Radeon RX 590 (по цене от $240 на площадке newegg.com) в данный момент стоят дороже, чем GeForce GTX 1660, а на российском рынке рекомендация NVIDIA (17 990 руб) поместила GTX 1660 в нижнюю часть диапазона, который занимает продукт AMD (от 17 940 руб по данным market.yandex.ru).

В отличие от других ускорителей на чипах Turing, включая GeForce GTX 1660 Ti, у GTX 1660 нет прямых соперников в собственном лагере. Ближайшие по спецификациям и быстродействию модели 10-й серии — GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1070 — далеко отстоят от новинки по цене, хотя первый (а GTX 1060 сейчас продают по ценам от $209 или 14 590 руб) все-таки будет оттягивать на себя часть потенциальных покупателей, пока не иссякнут запасы старого железа NVIDIA, накопленные в период криптовалютного бума.

#GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC: конструкция

Первое впечатление о новой графической карте нижней и средней ценовой категории (да, впрочем, и о дорогих моделях тоже), лучше всего составить на примере простой модификации, ведь именно такие востребованы больше всего — в отличие от «премиальных» версий на основе того же GPU, которые по цене нередко проникают в диапазон ближайшей из старших моделей. В этом смысле нам снова повезло, ведь GeForce GTX 1660 представляет устройство GIGABYTE, выпущенное за рамками известных серий WINDFORCE и AORUS. Вы не ошибетесь, узнав по фотографиям ту же видеокарту, которую мы протестировали тремя неделями раньше в обзоре GeForce GTX 1660 Ti — используется та же печатная плата и охлаждение, но с иным GPU и микросхемами GDDR5 вместо GDDR6.

GPU на плате GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC предварительно разогнан. Пусть точных данных о его паспортных частотах мы не узнаем вплоть до публикации статьи, когда производитель выложит описание новинок на собственном сайте, уже по скромной системе охлаждения видно, что оверклокинг здесь чисто символический. Да и старшую модель GIGABYTE разогнал всего лишь на 30 МГц.

В конструкции GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC всюду заметны признаки экономии. Видеокарта лишена даже простейшей подсветки, не говоря уже об RGB-светодиодах с настраиваемым оттенком и возможностью подключения светодиодных лент. Кожух, который целиком сделан из пластика, охватывает печатную плату с трех сторон, скрывая компактные размеры PCB.

Система охлаждения тоже устроена чрезвычайно просто: тепло графического процессора и микросхем RAM рассеивает алюминиевый радиатор, а единственная медная деталь — это тепловая трубка, пропущенная сквозь его основание. Впрочем, кулер GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC не лишен отдельных усовершенствований. Так, в радиаторе предусмотрен выступ, контактирующий с полевыми транзисторами и дросселями регулятора напряжения, а два вентилятора диаметром 87 мм вращаются в противоположные стороны — таким образом снижается турбулентность воздушного потока.

 

Комплектация GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC аскетична настолько, насколько это в принципе возможно: помимо самой видеокарты, в коробке есть только бумажная инструкция и диск с ПО.

#GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC: печатная плата

На основе печатной платы, которая используется в GeForce GTX 1660, GIGABYTE уже произвела массу других устройств, начиная с GeForce GTX 1660 Ti и заканчивая GeForce RTX 2070. В этом спектре моделей различные графические процессоры (TU116, TU106) и микросхемы RAM двух типов (GDDR5 и GDDR6) являются электрически совместимыми, а небольшие габариты PCB позволили выпустить как устройства стандартных габаритов, так и компактные видеокарты форм-фактора Mini ITX.

Эта печатная плата может принять компоненты для восьми фаз регулятора напряжения, но энергопотребление устройств на основе TU116 и TU106 лежит в пределах от 120 до 175 Вт (по референсным спецификациям), поэтому младший ускоритель довольствуется шестифазным VRM: четыре фазы обслуживают графический процессор и две — микросхемы оперативной памяти. В силу родства со старшими моделями семейства Turing новинка оснащена полевыми транзисторами с интегрированным драйвером (т. н. DrMOS или «силовые каскады» — power stages), которые обеспечивают высокий КПД и позволяют ШИМ-контроллеру VRM с высокой точностью регистрировать напряжение на стоке транзисторов.

Хотя контроллер дисплея в составе TU116 совместим с интерфейсом DVI, GIGABYTE сделала выбор в пользу трех разъемов DisplayPort и единственного выхода HDMI. А вот интерфейса USB 3.1 Gen 2 с поддержкой протокола DisplayLink и GeForce GTX 1660, и GTX 1660 Ti принципиально лишены. Контактные площадки для мониторинга напряжений и аппаратного вольтмода, резервная микросхема BIOS и другая подобная роскошь здесь тоже, разумеется, отсутствует.

Методика тестирования. Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон. 3DMark, игровые тесты (1920 × 1080)

#Тестовый стенд, методика тестирования

Тестовый стенд
CPU Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота)
Материнская плата ASUS MAXIMUS XI APEX
Оперативная память G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 x 8 Гбайт (3200 МГц, CL14)
ПЗУ Intel SSD 760p, 1024 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Corsair Hydro Series H115i
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Все видеокарты AMD Radeon Software Adrenalin 2019 Edition 19.2.3
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты NVIDIA GeForce Game Ready Driver 419.35 Beta
Синтетические тесты 3D-графики
Тест API Разрешение Полноэкранное сглаживание
3DMark Fire Strike 1.1 DirectX 11 (feature level 11_0) 1920 × 1080 Выкл.
3DMark Fire Strike 1.1 Extreme 2560 × 1440
3DMark Fire Strike 1.1 Ultra 3840 × 2160
3DMark Time Spy 1.1 DirectX 12 (feature level 11_0) 2560 × 1440
3DMark Time Spy Extreme 1.1 3840 × 2160
Игровые тесты
Игра (в порядке даты выхода) API Настройки, метод тестирования Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440
Grand Theft Auto V DirectX 11 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x
Ashes of the Singularity: Escalation Vulkan Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики MSAA 4x + TAA 4x
Total War: WARHAMMER II, встроенный бенчмарк DirectX 12 Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark). Макс. качество графики MSAA 4x
Wolfenstein II: The New Colossus Vulkan OCAT, миссия Roswell. Макс. качество графики. Deferred Rendering, GPU Culling, Adaptive Shading — выкл. TSSAA (8TX)
Final Fantasy XV DirectX 11 Встроенный бенчмарк + OCAT. Макс. качество графики. GameWorks выкл., DLSS выкл. TAA
Far Cry 5 DirectX 11 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики TAA
Strange Brigade Vulkan Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики AA Ultra
Shadow of the Tomb Raider DirectX 12 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики SMAA 4x
Assassin's Creed Odyssey DirectX 11 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики TAA High
Battlefield V DirectX 12 OCAT, миссия Liberte. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. TAA High
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. TAA
DiRT Rally 2.0 DirectX 11 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики MSAA 4x + TAA

В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если его нет).

Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения.

Исключениям из этой методики являются игры DiRT Rally 2.0, Far Cry 5 и Wolfenstein II: The New Colossus. Встроенный бенчмарк DiRT Rally 2.0 не записывает время рендеринга отдельных кадров — файл с результатами содержит среднюю частоту смены кадров и минимальную, рассчитанную по максимальному времени кадра. Встроенный бенчмарк Far Cry 5 записывает количество кадров в отдельную секунду теста, поэтому среднее FPS рассчитывается исходя из этих чисел, а не по среднему времени рендеринга кадра.

Для тестирования в Wolfenstein II мы используем OCAT, но в этой игре утилита не сохраняет журнал рендеринга отдельных кадров. Здесь в качестве минимального FPS используется число, которое OCAT выводит на экран, обратное 99-му процентилю времени кадра.

Вычисления общего назначения, кодирование/декодирование видео
Программа Настройки
AMD NVIDIA
Adobe Premier CC 2019 Рендеринг и кодирование 8К-видео Экспорт в H.265 (HEVC) 8K@24p
Blender 2.8 Beta, Cycles Render Classroom Demo
CompuBench 2.0 Ocean Surface Simulation
N-Body Simulation 1024K
DXVA Checker 4.1.2, Decode Benchmark H.264 1920 × 1080 (High Profile, L4.1), 3840 × 2160 (High Profile, L5.1). Microsoft H264 Video Decoder
H.265 1920 × 1080 (Main Profile, L4.0), 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0), 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0). Microsoft HEVC Video Extensions
VP9 1920 × 1080, 3840 × 2160, 7680 × 4320. Microsoft VP9 Video Extensions
Ffmpeg 4.0.2, кодирование H.264 1920 × 1080 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M
Ffmpeg 4.0.2, кодирование H.265 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M
7680 × 4320 -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -refs 1 -b:v 20M
LuxMark 3.1 Hotel Lobby (Complex Benchmark)
SiSoftware Sandra Titanium (2018) SP3b GPGPU Processing OpenCL (FP16/FP32/FP64) CUDA (FP16/FP32/FP64)
GPGPU Scientific Analysis

Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью амперметра MingHe VAC-1050A. Чтобы одновременно измерить ток, проходящий по разъемам дополнительного питания и слоту материнской платы, видеокарта подключается через жесткий райзер PCI Express x16, в котором линии питания разорваны и выведены на отдельный кабель.

В качестве тестовой нагрузки для измерения мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон

GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC — это, по сути, та же самая видеокарта, которая фигурирует в нашем обзоре GeForce GTX 1660 Ti, только с урезанным GPU. Обе модели предварительно разогнаны относительно референсных параметров, но в остальном мы оказались в идеальной ситуации, чтобы сравнить между собой «обычный» GTX 1660 и версию Ti.

Графический процессор TU116 в составе GeForce GTX 1660 лишился 8 % основных вычислительных ресурсов (шейдерных ALU и блоков наложения текстур), но устойчивая частота под нагрузкой здесь, наоборот, выше — на 65 МГц. Но у двух видеокарт есть и другие, подчас неочевидные, различия. Старшая и младшая модификации GTX 1660 обладают почти одинаковой потребляемой мощностью, но дело вовсе не в тактовых частотах. Чипы GDDR5 в составе «простого» GTX 1660 нуждаются в повышенном напряжении питания по сравнению с GDDR6, и вольтаж GPU здесь тоже увеличен — похоже, отбраковка кристаллов TU116 для GTX 1660 идет не только по числу активных SM, но и по напряжению, которое требуется для поддержания заданных тактовых частот. Неспроста жесткий лимит мощности у GTX 1660, как показывает FurMark, установлен на более высоком уровне.

Кстати, вручную увеличить резерв энергопотребления GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC уже невозможно, но это нисколько не ограничивает оверклокинг. Предельная базовая частота для обеих видеокарт, как нарочно, составляет 1660 МГц, а под нагрузкой разгон позволил выиграть дополнительные 116 МГц. Однако напряжение питания GPU в таких условиях достигает программного лимита в 1,044 В, который характерен для всех видеокарт на чипах Turing, и кратковременно даже превосходит это значение.

Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3)
Видеокарта Настройки Тактовая частота GPU, МГц Напряжение питания GPU, В Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.)
Средн. Макс. Предел Средн. Макс. Предел Средн. Средн.
GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC (1530/8000 МГц, 6 Гбайт) 1935 1935 1995 1,031 1,031 1,044 1915 (69%) НД
GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC (1660/9500 МГц, 6 Гбайт) 2051 2055 2115 1,043 1,050 1,044 2033 (73%) НД
GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti (1500/12000 МГц, 6 Гбайт) 1870 1905 1980 0,939 0,975 1,044 1950 (64%) НД
GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti (1660/15000 МГц, 6 Гбайт) +25% TDP 2038 2055 2130 0,979 1,000 1,044 2254 (74%) НД
NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (1365/14000 МГц, 6 Гбайт) 1836 1875 1950 0,991 1,031 1,044 1661 (45%) 1661 (45%)
ASUS GeForce GTX 1060 OC (1506/9028 МГц, 6 Гбайт) 1848 1848 1898 1,050 1,050 1,062 1431 (39%) НД
NVIDIA GeForce GTX 1070 FE (1506/8008 МГц, 8 Гбайт) 1775 1823 1911 0,995 1,043 1,100 1898 (47%) НД
AMD Radeon RX 580 (1340/8000 МГц, 8 Гбайт) WattMan: Balanced 1340 1340 1340 1,072 1,081 1,150 1714 (52%) НД
SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 590 SE(1545/8000 МГц, 8 Гбайт) WattMan: Balanced, Silent UEFI 1543 1545 1545 1,140 1,181 1,150 1252 (28%) НД

Прим.: измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.

Благодаря тому, что контроллеры RAM в процессоре TU116 рассчитаны на высокие частоты микросхем GDDR6, GTX 1660 позволяет эффективно разгонять чипы GDDR5. У нашего экземпляра оперативную память удалось запустить на эффективной частоте 9,5 ГГц, таким образом увеличив ПСП на внушительные 19 %.

В результате оверклокинга GPU и RAM потребляемая мощность GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC в Crysis 3 увеличилась на 14 Вт, но в абсолютных значениях устройство всего лишь вышло на уровень GeForce GTX 1060. Главное, что основным соперникам новинки подобная энергоэффективность не светит — в особенности это касается Radeon RX 590, который, невзирая на техпроцесс 12 нм, потребляет на сотню ватт больше разогнанного GTX 1660 даже при штатных частотах.

Ни GTX 1660, ни родственная модель с пометкой Ti производства GIGABYTE не являются особенно тихими видеокартами. Даже референсная версия Radeon RX 580 с кулером-турбинкой оказалась тише — вот результат экономии на системе охлаждения, которой производитель выделил единственную тепловую трубку.

#3DMark

Результаты синтетических тестов зачастую расходятся с показателями быстродействия в реальных играх, особенно когда идет сравнение GPU различной архитектуры. Но в случае ускорителей на чипах Turing синтетика демонстрирует важную тенденцию: новое поколение чипов NVIDIA одинаково хорошо справляется с вычислениями под Direct3D 11 и 12, чего не скажешь об архитектуре Pascal, которая отдает предпочтение устаревшему API. Именно из-за тестов под Direct3D 11 в совокупности результатов GeForce GTX 1660 лишь на 11 % превосходит GeForce GTX 1060. С другой стороны, GTX 1660 настолько хорошо выступил в бенчмарках под Direct3D 12, что порой приближается к GeForce GTX 1070 на расстояние 3 % (хотя по усредненной разнице последний сохраняет преимущество в 24 %).

Положение GeForce GTX 1660 относительно других моделей семейства Turing уже мало зависит от избранного API. Так, GeForce RTX 2060 опередил новинку на 41 %, а GTX 1660 Ti — на 15 %. Впрочем, разгон позволяет сократить до минимума дистанцию между младшей и старшей модификациями GTX 1660.

Radeon RX 580 и RX 590 ничуть не уступают новинке в тестах под Direct3D 11, а при высоком разрешении превосходят ее на 20–31 % баллов. Но тесты под Direct3D 12 расставили все по местам: по общим результатам GeForce GTX 1660 на 4 % обошел Radeon RX 580, но Radeon RX 590 уступил 5 %.

#Игровые тесты (1920 × 1080)

Благодаря тому, что большинство тестовых игр работают под API Direct3D 12, соотношение результатов между GeForce GTX 1660 и видеокартами предыдущего поколения сдвинуто в пользу новой модели. Так, GeForce GTX 1070 лишь на 15 % превосходит GTX 1660, а преимущество последнего перед GTX 1060 и Radeon RX 580 составляет 16 и 19 % соответственно. Даже Radeon RX 590 уступает новинке 8 % по средней частоте смены кадров. Есть лишь три игры, в которых старший Polaris взял верх — это Ashes of the Singularity: Escalation, Strange Brigade и Wolfenstein II: The New Colossus.

В рамках семейства Turing разница между GeForce GTX 1660 и модификацией Ti составляет 15 %, как и в 3DMark, а вот GTX 2060 при низком разрешении экрана не может работать в полную силу и в результате опережает GTX 1660 лишь на 35 %.

Разгон GeForce GTX 1660 даже в режиме 1080p достаточно эффективен благодаря значительному росту частоты памяти и увеличивает среднюю частоту смены кадров на 11 %.

Игровые тесты (2560 × 1440)

#Игровые тесты (2560 × 1440)

Смена разрешения на 1440p не так сильно повлияла на загрузку функциональных блоков GPU, чтобы позиции соперников существенно изменились по сравнению с тем, что мы уже увидели в режиме 1080p. В то же время объем оперативной памяти 6 Гбайт, которым оснащается большинство видеокарт NVIDIA в этом обзоре, удовлетворяет запросам всех тестовых игр, а 8 Гбайт RAM не дают никаких преимуществ GeForce GTX 1070 и двум ускорителям AMD на чипах Polaris.

Тем не менее, в процентном соотношении между различными моделями произошли определенные подвижки. Так, GPU с широким конвейером в составе GeForce GTX 1070 и RTX 2060 позволил увеличить отрыв этих моделей от GTX 1660 с 15 до 17 и с 35 до 37 % соответственно, да и GTX 1660 Ti при разрешении 1440p оказался на 17 % быстрее своего младшего родственника. Впрочем, разгон увеличил средний результат GeForce GTX 1060 на 12 %.

А вот у Radeon RX 580 и RX 590 нет шансов на равную борьбу с новинкой NVIDIA — на стороне GTX 1660 существенное преимущество в 18 и 7 % средней частоты смены кадров. В то же время и разница между GTX 1060 и GTX 1660 по-прежнему составляет 16 %.

Вычисления общего назначения, кодирование/декодирование видео. Таблицы результатов. Выводы

#Вычисления общего назначения

На первый взгляд, в приложениях GP-GPU два ускорителя на чипе TU116 не должны особенно отличаться друг от друга в силу того, как бережно NVIDIA отнеслась к формуле вычислительных блоков младшей модели. Но в действительности, GTX 1660 и GTX 1660 Ti сближаются только в задачах трассировки лучей (тесты Blender и LuxMark), а в остальных тестах GTX 1660 тянет вниз сравнительно небольшая пропускная способность RAM. Так, в Adobe Premiere и CompuBench CL новинка продемонстрировала совсем небольшое преимущество перед GeForce GTX 1060 или даже проиграла последнему (в пределах погрешности измерения).

Несмотря на это, GeForce GTX 1660 выгодно смотрится на фоне графических карт AMD: Radeon RX 580 и RX 590 одержали верх только в бенчмарке CompuBench CL, а по результатам синтетических тестов пакета SiSoftware Sandra новинка заняла место в промежутке между соперниками. Но у GTX 1660 есть важное преимущество в пропускной способности операций над вещественными числами половинной точности (FP16). Причем графические процессоры Turing умеют выполнять их параллельно с расчетами FP32 за счет выделенного массива 16-битных CUDA-ядер (TU116) или тензорных ядер (старшие чипы этой архитектуры).

#Кодирование/декодирование видео

В GPU семейства Turing интегрирован один и тот же блок NVENC/NVDEC, выполняющий кодирование и декодирование видеопотока форматов H.264, HEVC и VP9. Быстродействие декодера и кодировщика стандарта HEVC разработчики NVIDIA увеличили вдвое по сравнению с прошлой версией ASIC в чипах Pascal. В этой области ускорители AMD на чипах Polaris не идут ни в какое сравнение с GTX 1660 и, к тому же, не умеют декодировать записи VP9 силами выделенного мультимедийного блока.

#Результаты всех игровых тестов и 3DMark

3DMark (Graphics Score)
Разрешение GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC (1530/8000 МГц, 6 Гбайт) GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC (1660/9500 МГц, 6 Гбайт) GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti OC (1500/12000 МГц, 6 Гбайт) NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (1365/14000 МГц, 6 Гбайт) NVIDIA GeForce GTX 1060 (1506/9028 МГц, 6 Гбайт) NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506/8008 МГц, 8 Гбайт) AMD Radeon RX 580 (1340/8000 МГц, 8 Гбайт) AMD Radeon RX 590 (1545/8000 МГц, 8 Гбайт)
Fire Strike 1920 × 1080 14210 15911 16483 19756 13162 17927 14912 16410
Fire Strike Extreme 2560 × 1440 6430 7170 7484 9058 6197 8380 6522 7160
Fire Strike Ultra 3840 × 2160 2749 3097 3230 4187 3001 4154 3291 3594
Time Spy 2560 × 1440 5565 6149 6292 7549 4215 5815 4228 4753
Time Spy Extreme 3840 × 2160 2479 2771 2829 3434 1924 2698 1900 2089
Макс. +13% +17% +52% +9% +51% +20% +31%
Средн. +12% +15% +41% −10% +24% −4% +5%
Мин. +10% +13% +36% −24% +4% −24% −16%
1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC (1530 / 8000 МГц, 6 Гбайт) GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC (1660 / 9500 МГц, 6 Гбайт) GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti OC (1500 / 12000 МГц, 6 Гбайт) NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (1365 / 14000 МГц, 6 Гбайт) NVIDIA GeForce GTX 1060 (1506 / 9028 МГц, 6 Гбайт) NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506 / 8008 МГц, 8 Гбайт) AMD Radeon RX 580 (1340 / 8000 МГц, 8 Гбайт) AMD Radeon RX 590 (1545 / 8000 МГц, 8 Гбайт)
Ashes of the Singularity: Escalation MSAA 4x + TAA 4x 20 / 29 23 / 33 22 / 34 27 / 40 19 / 27 24 / 36 19 / 28 21 / 30
Assassin's Creed Odyssey TAA High 44 / 51 47 / 53 41 / 52 47 / 61 35 / 41 42 / 51 30 / 35 33 / 42
Battlefield V TAA High 74 / 93 81 / 100 87 / 106 101 / 121 62 / 80 85 / 105 70 / 83 76 / 89
DiRT Rally 2.0 MSAA 4x + TAA 40 / 56 43 / 61 45 / 63 52 / 74 31 / 46 45 / 62 36 / 44 40 / 49
Far Cry 5 TAA 75 / 83 84 / 93 87 / 97 98 / 110 65 / 72 87 / 95 63 / 70 72 / 79
Final Fantasy XV Windows Edition TAA 43 / 59 48 / 66 53 / 69 60 / 81 40 / 51 53 / 68 34 / 48 12 / 48
Grand Theft Auto V MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x 38 / 61 42 / 68 45 / 72 49 / 82 38 / 58 50 / 76 32 / 43 35 / 48
Metro Exodus TAA 17 / 29 19 / 33 20 / 34 24 / 41 15 / 26 20 / 36 14 / 25 15 / 27
Shadow of the Tomb Raider SMAA 4x 39 / 47 43 / 53 40 / 55 51 / 64 30 / 39 41 / 53 26 / 37 30 / 41
Strange Brigade AA Ultra 74 / 91 83 / 102 86 / 108 103 / 130 64 / 78 87 / 107 66 / 90 71 / 98
Total War: WARHAMMER II MSAA 4x 21 / 26 24 / 29 23 / 30 29 / 36 19 / 24 23 / 32 18 / 22 21 / 24
Wolfenstein II: The New Colossus TSSAA (8TX) 95 / 114 109 / 130 111 / 133 127 / 154 73 / 85 94 / 111 88 / 107 98 / 117
Макс. +14% +19% +43% −5% +25% −1% +8%
Средн. +11% +15% +35% −14% +15% −16% −8%
Мин. +4% +2% +20% −25% −3% −31% −21%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC (1530 / 8000 МГц, 6 Гбайт) GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC (1660 / 9500 МГц, 6 Гбайт) GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti OC (1500 / 12000 МГц, 6 Гбайт) NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (1365 / 14000 МГц, 6 Гбайт) NVIDIA GeForce GTX 1060 (1506 / 9028 МГц, 6 Гбайт) NVIDIA GeForce GTX 1070 (1506 / 8008 МГц, 8 Гбайт) AMD Radeon RX 580 (1340 / 8000 МГц, 8 Гбайт) AMD Radeon RX 590 (1545 / 8000 МГц, 8 Гбайт)
Ashes of the Singularity: Escalation MSAA 4x + TAA 4x 16 / 23 17 / 26 19 / 27 21 / 32 16 / 22 19 / 29 16 / 22 17 / 24
Assassin's Creed Odyssey TAA High 35 / 39 36 / 40 37 / 44 40 / 50 27 / 32 36 / 43 26 / 29 24 / 33
Battlefield V TAA High 55 / 69 62 / 77 65 / 80 76 / 92 44 / 59 63 / 78 51 / 60 55 / 65
DiRT Rally 2.0 MSAA 4x + TAA 32 / 42 35 / 46 36 / 47 43 / 55 25 / 34 35 / 47 28 / 33 31 / 37
Far Cry 5 TAA 52 / 57 58 / 64 60 / 67 71 / 78 44 / 49 59 / 66 45 / 50 50 / 56
Final Fantasy XV Windows Edition TAA 30 / 41 34 / 47 38 / 49 44 / 58 28 / 36 37 / 49 26 / 34 8 / 35
Grand Theft Auto V MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x 27 / 42 31 / 48 33 / 51 38 / 58 27 / 40 35 / 53 23 / 31 25 / 34
Metro Exodus TAA 14 / 23 16 / 26 17 / 27 20 / 33 12 / 21 17 / 28 12 / 21 13 / 23
Shadow of the Tomb Raider SMAA 4x 25 / 30 28 / 34 29 / 35 34 / 41 20 / 25 28 / 34 19 / 25 21 / 27
Strange Brigade AA Ultra 54 / 62 61 / 70 64 / 75 76 / 90 45 / 54 62 / 73 49 / 63 54 / 69
Total War: WARHAMMER II MSAA 4x 14 / 17 15 / 19 17 / 20 20 / 24 13 / 16 17 / 21 12 / 14 13 / 16
Wolfenstein II: The New Colossus TSSAA (8TX) 63 / 77 70 / 87 75 / 88 88 / 104 51 / 59 68 / 79 60 / 71 65 / 78
Макс. +15% +21% +45% −4% +26% +2% +11%
Средн. +12% +17% +37% −13% +17% −14% −7%
Мин. +3% +12% +28% −23% +3% −26% −19%

#Выводы

NVIDIA планомерно выпускает графические карты на чипах архитектуры Turing в течение последних шести месяцев. В моделях под маркой RTX на первый план вышли новые функции рендеринга, а соотношение цены и быстродействия в стандартных играх без трассировки лучей, в лучшем случае, не изменилось по сравнению с прошлым поколением. И напротив, в серии GeForce 16, которая занимает промежуточное положение между GeForce 10 и GeForce 20, NVIDIA предложила доступные решения, способные эффективно конкурировать с устройствами AMD на чипах Polaris и остатками старых «зеленых» видеокарт в диапазоне от GTX 1060 3 Гбайт до GTX 1070.

Впрочем, GeForce GTX 1660 Ti стоит рассматривать как соперника Radeon RX Vega 56, нежели Radeon RX 590, а вот для GTX 1660 именно старший Polaris стал подходящей мишенью. По совокупности результатов в тестовых играх новинка NVIDIA превосходит Radeon RX 590 на 7–8 %, а по рекомендованной цене в долларах США GeForce GTX 1660 позиционируется ниже, чем самые доступные модификации RX 590. В России устройства NVIDIA и AMD пока находятся на одном уровне, но если GTX 1660 повторит динамику модификации Ti, то Radeon RX 590 ждет поражение не только по быстродействию, но и по цене, не говоря уже об энергопотреблении, которое у видеокарты AMD вдвое (!) выше.

Единственное достоинство Radeon RX 590 в долговременной перспективе заключается в двух «лишних» гигабайтах RAM, без которых GeForce GTX 1660 сойдет с дистанции раньше соперника. Впрочем, для GTX 1660 и GTX 1660 Ti эта угроза далеко не столь актуальна, как для GeForce RTX 2060.

Благодаря высокой энергоэффективности у GeForce GTX 1660 есть еще одно преимущество: даже самые недорогие модификации ускорителя — такие, как плата GIGABYTE GeForce GTX 1660 OC — обеспечивают чипу TU116 качественное охлаждение с приемлемым уровнем шума. Конечно, более изысканные модели (у которых хотя бы есть больше одной тепловой трубки в радиаторе!) заведомо тише и наверняка позволяют лучше разогнать GPU, но когда речь идет о доступных видеокартах, приветствуется возможность сэкономить деньги без ущерба для главных рабочих характеристик.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/984208