Цифровой автомобиль

Навигатор teXet TN-705 на чипсете SiRF Atlas IV

⇣ Содержание
Весной пошлого года в продаже появились навигаторы на новом чипе SiRF Atlas IV. Это первый массовый комбинированный (ARM+GPS) двухъядерный процессор, выпущенный компанией SiRF Technology после слияния с CSR. Если раньше Atlas позиционировался как «SiRF для бедных», то четвертая версия этого чипа по многим параметрам почти уравняла Atlas с топ-моделью от SiRF – чипсетом Prima. И хотя Atlas по-прежнему остается «младшим братом» в линейке продукции SiRF Technology, его главные достоинства – низкая цена и скромное энергопотребление – оказываются решающими при выборе, который делают производители автонавигаторов. По тактовой частоте Atlas IV уступает Prima - 500 МГц против 600 МГц. Также Prima "сильнее" в возможностях обработки видеосигнала. А вот приемники в них идентичны - 64-канальные SiRF GRF3i+, причем с поддержкой не только Navstar, но и Galileo. Одним из первых навигаторов в России, построенных на платформе Atlas IV, был 4,3-дюймовый teXet TN-505 (производитель уверяет, что вообще первым). На нем же дебютировала и новая версия WinCE - 6.0 (тогда она еще была "сыровата", в частности, были проблемы с Bluetooth и русификацией). Сейчас, когда эта связка стала почти стандартом в классе дорогих устройств, появилась новая модель навигатора teXet, теперь уже с диагональю пять дюймов, которая и стала объектом нашего внимания.

#Технические характеристики

teXet TN-705
Тип навигационной программы Навител Навигатор 3.2.6.5346
Используемая картография Навител (Роскартография)
Воспроизведение аудио МР3
Воспроизведение видео MPEG, MPG, ASF, WMV, AVI
Воспроизведение фото JPG, GIF, BMP, PNG
Воспроизведение текста TXT
Bluethooth Есть
Игры Othello, Tetris, PocketLine
FM-трансмиттер Есть
Калькулятор Есть
Конвертер величин Есть
Операционная система Windows Embedded CE 6.0 v6.00 Dec 26 2008
Диагональ дисплея 5 дюймов
Разрешение дисплея 480х272
CPU SiRF Atlas IV 500 МГц
Оперативная память 128 Мб DDR
Встроенная память 2 Гб NAND Flash

#Внешний вид

1ТХ.jpg
Навигатор teXetTN-705 собран очень качественно - между элементами корпуса нет даже минимальных зазоров. "Обрезиненный" пластик приятен на ощупь и не холодит руку даже в сильный мороз, если навигатор хранился в машине. Лицевая панель сплошная, на ней нет выступов и впадин. Экран не "вписан" в размеры корпуса, вокруг него остается рамка толщиной примерно в 1 см, но это не портит впечатление. На торцах корпуса расположены - гнездо для карты памяти microSD, разъемы mini-USB и аудиовыход 3,5-мм, а также кнопка включения и гнездо для пера.
3ТХ.jpg
4ТХ.jpg
5ТХ.jpg
На тыльной стороне корпуса находится решетка динамика и кнопка перезагрузки. Есть еще небольшая круглая вставка из прозрачного пластика, но функциональной нагрузки она не несет, вероятно, это просто заглушка вместо предусмотренного для других моделей TMC-порта. К сожалению, аппаратного выключателя питания и "механического" регулятора громкости тут нет. Отметим, что teXetTN-705 - один из самых тонких навигаторов среди устройств с диагональю дисплея пять дюймов, его толщина составляет всего 13,5 мм. Какого-то особо важного значения при эксплуатации устройства это не имеет, но, как говорится, пустячок - а приятно. Укомплектован teXetTN-705 без изысков, кроме обязательного кронштейна, двух зарядников и USB-кабеля нет ничего. Упаковка сделана очень качественно - красивая коробка с "двухэтажным" размещением элементов и поролоновыми вставками-ограничителями. Цветная инструкция к навигатору напечатана на хорошей бумаге и имеет размер, максимально удобный для хранения в "бардачке". К навигационному ПО прилагается отдельная инструкция, но почему-то только краткая. Видимо, это такое ненавязчивое приглашение на сайт "Навитела" для скачивания подробного руководства.
7ТХ.jpg
Как питерская компания, изначально teXet комплектовала свои навигаторы программами CityGuide, но сейчас навигаторы teXet можно купить со всеми основными навигационными программами. В аппарат, попавший к нам на тестирование, было загружено ПО "Навител" версии 3.2.6.5346.

#Установка, эргономика

8ТХ.jpg
Кронштейн teXet TN-705 компактен, что удобно при хранении его в автомобиле. Он разделяется на две части - собственно кронштейн с присоской и кредл, в который вставляется навигатор. Для ориентации навигатора используется несложный механизм с зажимным шариковым шарниром. Он удобен, но диапазоны отклонения получаются небольшими. Впрочем, их хватает, если водитель не страдает дальнозоркостью и не ставит навигатор в самый дальний угол лобового стекла. Зажим присоски - оптимален, с постановкой на стекло можно справиться быстро и без усилий, в отличие от распространенных вариантов с "вращающимся" фиксатором. В кредле корпус навигатора фиксируется очень надежно, а вот расположение гнезда питания (он же порт mini-USB) слева нам кажется нерациональным. Во всех автомобилях с левым расположением руля розетка прикуривателя расположена правее традиционных мест установки навигатора, следовательно, его провод питания будет болтаться в неприятной близости от рулевой колонки. Вроде бы мелочь, но она может стать серьезной проблемой при резком маневре, когда провод можно задеть рукой и он начнет наматываться на руль, мешая вращению. Тем более это актуально для невитых проводов питания, не умеющих "выбирать" лишнюю длину. Увы, у teXet TN-705 провод именно такой. Перо легко вынимается и ставится обратно, с этим проблем нет даже при рабочем положении навигатора. Само перо необычно - это плоский монолитный пластмассовый штырь. В отличие от традиционных коротких пластиковых "обрубков", данное перо хотя бы достаточно длинное (около 9 см) и комфортно лежит в руке. Однако в случае потери подобрать аналогичное перо вряд ли получится.
19ТХ.jpg

#Базовый интерфейс навигатора

Включение аппарата происходит неожиданно долго, около полуминуты. Но если оставить его в спящем режиме (с соответствующим расходом энергии), то включится он мгновенно, за секунду. Экран "по умолчанию" излишне ярок, даже при дневном свете, но это легко компенсировать активацией режима автоматической регулировки яркости. Картинка базового интерфейса навязчиво пестрая, с преобладанием сине-голубых оттенков, и в ней постоянно что-то мелькает. Если задержаться на главной странице меню, то эта "принудительная" анимация начинает раздражать. А вот эргономика интерфейса на высоте - все кнопки "пальцеориентированы", не промахнешься. Еще бы символы сделали более понятными или снабдили их подписями… В принципе, подписи есть, однократное нажатие вызывает именно их, а двукратное - уже выход в подразделы меню. Можно зайти в подразделы и через мигающую иконку в правой части экрана. Но не слишком ли это хитро для абсолютно утилитарного устройства?
9ТХ.jpg
12ТХ.jpg
13ТХ.jpg
Кроме собственно навигации, teXet TN-705 может работать как аудио/видеоплеер, игровая приставка, "читалка" и фоторамка. Интерфейс аудио- и видеопроигрывателей тоже приспособлен для управления с помощью пальцев, есть десятиполосный эквалайзейр, случайный и закольцованный способ проигрывания файлов и возможность составлять плей-листы. Занятно, что в аудиопроигрывателе есть возможность выводить текст песни на экран синхронно с ее звучанием. Для этого нужно текст подготовить заранее, с метками синхронизации, в формате lRC. Причем с популярными песнями проблем нет, в интернете таких файлов довольно много - чем не караоке?
10ТХ.jpg
При просмотре видео отчетливо проявилось высокое качество LCD-матрицы устройства - даже при совершенно немыслимых углах обзора изображение "читалось" более-менее нормально, не уходя в "негатив" или соляризацию. Но смелое рекламное утверждение о том, что с процессором Atlas IV видео можно смотреть без конвертации, оказалось немного неточным. Видеопоток гладко воспроизводился при ширине картинки примерно до 650 точек, то есть почти DVD-формат. При большем разрешении уже появлялась "тормознутость" (вплоть до полного нежелания показывать FullHD). И, конечно, чувствуется недостаток разрешения дисплея. В принципе, по спецификации, AtlasIV рассчитан на работу с матрицами 800х400, поэтому применение дисплеев 480х272 можно оправдать только существенной экономией при производстве (энергопотребление для автомобильных навигаторов - параметр десятый). В обоих проигрывателях есть кнопка прямого выхода к корневому каталогу карты и встроенной памяти. В аппарате имеются 2 Гб встроенной памяти (не считая 128 Мб "оперативки"), но ее лучше оставить для нужд операционной системы. Три встроенные игры (Othello, Tetris и PocketLine) незамысловаты и не русифицированы.
18ТХ.jpg
11ТХ.jpg
FM-трансмиттер работает, разумеется, в европейском диапазоне, от 88 МГц. Но порадовало, что выбрать можно практически любую частоту, с шагом в 100 кГц. Так что владельцы "магнитол" с американской сеткой (в которой шаг перестроения равен нестандартным 200 кГц) не будут обижены. К сожалению, нигде в инструкции не отмечено, что FM-трансмиттер не работает без подключения внешнего питания навигатора (провод выполняет функцию антенны), и понять это можно только эмпирически. Встроенный Bluetooth-адаптер позволяет связывать навигатор с мобильным телефоном (и только с ним). Bluetooth здесь используется, во-первых, для реализации функции громкой связи, которая получается по-настоящему громкой только тогда, когда задействован еще и FM-трансмиттер.
14ТХ.jpg
Чисто теоретически, выйти можно и в интернет - создатели teXet TN-705 великодушно не стали "закрывать" Windows, а в ней, разумеется, есть сервис DialUpNetwork (DUP) и браузер. Вот только создание самого соединения и управление им столь громоздки, что выход в сеть посредством навигатора начинает казаться ненужным баловством. К тому же, информацию о пробках все равно не получится наложить на навигационную карту, ее можно будет посмотреть только на сервере. Впрочем, в одном из описаний указано, что эта возможность предусмотрена, но у нас ей воспользоваться, к сожалению, не получилось. Дело в том, что не получается выйти в меню навигатора из открытой WinCE иначе, как через перезагрузку. Естественно, что в этом случае соединение GPRS обрывается и информация о пробках не загружается. Очевидно, что так быть не должно, и метод загрузки "пробок" посредством DUP существует. Но инструкция к навигатору ни словом об этом не обмолвилась. Скажем больше - абсолютное большинство современных смартфонов и коммуникаторов не поддерживает DUN; их создатели предпочли более прогрессивный метод BluetoothPAN. А вот создатели teXet TN-705 по неизвестной причине оказались сторонниками уже устаревшей и потому не самой универсальной технологии. Отметим попутно еще и полную нерусифицированность ОС.
15ТХ.jpg
Сторонние приложения установить на teXet TN-705 можно, но с определенными "танцами". К сожалению, все настройки сбрасываются после рестарта. Да, к обычному ПК teXet TN-705 подключается через стандартный ActiveSync, но можно и напрямую. В последнем случае навигатор можно использовать как обычный USB-накопитель.
17ТХ.jpg

#Навигация

Как уже говорилось, в данном экземпляре загружено ПО "Навител Навигатор". Но создатели оставили лазейку для адептов мультисистемности. Достаточно зайти в пункт меню "Установки" и выбрать "путь". Таким образом можно изменить путь к папке, содержащей навигационную программу, которых теоретически может быть любое количество. Почему эта возможность не вынесена в основное меню - загадка.
16ТХ.jpg
Холодный старт (после полного выключения) занимает от одной до полутора минут - отличный результат. Еще быстрее находятся спутники при выводе аппарата из спящего режима, всего за несколько секунд. Сразу бросается в глаза высокая чувствительность аппарата - даже в закрытом помещении на тринадцатом этаже он сразу установил связь с двенадцатью спутниками!

#Пояснения к испытаниям

Тестирование навигатора в "боевых" условиях реальных московских маршрутов неизбежно сводится к вопросу взаимодействия "железа" и навигационного ПО. Очевидно, что роль ПО здесь определяющая (а проверка его свойств выходит за рамки нашей теперешней задачи). Качество же работы аппаратной платформы с конкретной навигационной программой можно оценить только синхронно на двух разных "железках". Возможен, однако, некий "заочно-статистический" вариант тестирования, в котором навигаторы ставятся в идентичные натурные условия, но в разное время. Проще говоря, мы определили список дорожных ситуаций, в которых вероятность ошибки навигаторов в построении маршрута казалась нам достаточно большой. Этот маршрут будет выполнять роль тестового и впредь, для навигаторов прочих моделей и марок. И с какого-то момента появится возможность сравнивать навигаторы заочно, по статистике, условия-то для них выбраны равные. Настройки ПО тоже будут унифицированы. В данном случае в меню "Навитела" был выбран "быстрый" способ прокладки маршрута и разрешены развороты при его перекладке.

#Тест на "знание" условий проезда

Здесь показано, насколько хорошо навигатор ориентируется в дорожных знаках и разметке, и как успешно он может согласовать свои "знания" с ПДД. Конечно, таких "засад" можно организовать довольно много, но мы ограничились десятью. Причем расположены эти "уязвимости" компактно, в пределах одного округа Москвы, и проехать этот маршрут в спокойное время можно примерно за полчаса.
Адрес
Результат Описание затруднения Статья КоАП РФ Размер штрафа
Движение по Олонецкому проезду в сторону ул. Менжинского
-
Знак 3.1, одностороннее движение 12.15.4 Лишение ВУ
Проезд от Игарского проезда в сторону проезда Русанова
+
Закрытое движение через дворы    
Движение от Уржумской ул. в сторону пр. Серебрякова
+
Одностороннее движение по ул. Амундсена    
Выезд с 1-го Сельскохозяйственного проезда на ул. Эйзенштейна в сторону Центра
+
Запрет прямого выезда на Продольный проезд    
Выезд с Продольного проезда на Проспект Мира в сторону области
+
Запрещение левого поворота 12.16 100 руб.
Проезд по ул. Вешних Вод в сторону области
-
Знак 3.1, одностороннее движение (от середины улицы) 12.15.4 Лишение ВУ
Выезд с Радужной ул. на ул. Лётчика Бабушкина в сторону области
-
Запрещение левого поворота 12.16 100 руб.
Проезд по ул. Изумрудная в сторону Северодвинской ул.
-
Знак 3.1, одностороннее движение 12.15.4 Лишение ВУ
Поворот с ул. Лётчика Бабушкина на ул. Коминтерна в сторону области
-
Запрещение левого поворота 12.16 100 руб.
Выезд с Медведковского шоссе на Проспект Мира
+
Проезд закрыт    
Как видим, "Навител" в связке с teXet TN-705 трижды "лишили" нас "прав" и "облегчили" минимум на 300 рублей. И это в лучшем случае, иные инспекторы ГАИ квалифицируют запрещенный поворот налево на перекрестке по статье 12.15.3, а это уже полторы тысячи!
DSCF4816.jpg
В свете фар хорошо различим знак, под который рекомендовал поехать "Навител".

#Качество прокладки маршрута

Этот тест - на рациональность. Всегда более предпочтительным будет более короткий маршрут с наименьшим количеством препятствий - светофоров, поворотов, сужений дороги и ограничивающих знаков. Это оценка того, насколько взвешенно навигатор способен оценить все факторы и выбрать действительно оптимальный путь (при указанных выше настройках). К сожалению, карты иногда расходятся с реальной местностью, и не все проезды известны навигатору. Так что это еще и оценка картографического обеспечения конкретной навигационной программы, а также умение ориентироваться по минимальному количеству спутников, связь с которыми можно установить из глубоких городских "колодцев".
Маршрут
Результат Описание затруднения Оптимальный путь
От ул. Грекова до Заревого проезда
+
Невозможно сквозное движение по проезду Шокальского в районе метротоннеля Объезд через Широкую ул.
От начала Чукотского проезда - в центр
-
На маршруте через Ленскую ул - два светофора и три "лежачих полицейских" Проезд через ул. Чичерина
От проезда Русанова до ул. Седова
+
Объезд через Снежную ул. Прямой проезд вдоль Яузы
От проезда Серебрякова - в центр
+
На прямом выезде на Проспект Мира - трамвайные пути и светофор Проезд через площадь магазина "Метро"
От ул. Амундсена до Верхоянской ул.
+
На маршруте через Берингов проезд - два светофора Через Сибиряковскую ул.
От ул. Коминтерна, 5 до ул. Лётчика Бабушкина, 18
-
Предложенный маршрут через ул. Рудневой - более длинен Через двор дома 14 по ул. Лётчика Бабушкина
От Изумрудной ул., 20 до Тайнинской ул., 5
-
Предложенный маршрут через Осташковский пр. более длинен Через начало Осташковской ул.
От Староватутинского проезда до Осташковской ул., 9, кор. 3
-
На общедоступных картах не обозначен проезд к этому дому Безымянный проезд вдоль ограды Института Погранвойск
От ул. Коминтерна, 16 до Анадырского пр., 17
-
Предложенный маршрут через ул. Менжинского - более длинен Проезд между домами 13 и 15 по Анадырскому пр.
От ул. Тихомирова до ул. Молодцова, 2, кор. 2
-
Предложенный маршрут через Полярную ул. - более длинен Проезд через пр-д Шокальского с поворотом во двор возле д. 19
20.jpg
Порой маршруты получаются своеобразными: вместо того, чтобы предложить развернуться в 300 метрах впереди и потом повернуть направо, на Проспект Мира, навигатор нарисовал схему с семью поворотами и двумя разворотами!

#Качество адресной базы

В принципе, это тоже свойство базовой навигационной карты, но часто картографы берут адресные базы сторонних поставщиков. Поэтому иногда случаются неприятные неожиданности в виде несогласованности этих элементов. Например, при движении в реальном времени навигатор может показать улицу и дом абсолютно верно, но спасовать при прокладке маршрута к нему или не найти в своем списке адресов. Мы подготовили список конкретных объектов, с которыми у навигаторов (разных моделей и с разным ПО) ранее уже наблюдались трудности, и предложили этот список teXet TN-705. Вот что из этого вышло:
Адрес
Результат Комментарий
Коминтерна, 12
+
Дом снесён более пяти лет тому назад
Заревый пр-д, 1
-
Дом снесен в 2008 году
Медведковское ш.
-
Тупиковая рудиментарная улица, ранее бывшая главной дорогой из центра на северо-восток, но потерявшая свое значение с постройкой Проспекта Мира
Волковское ш.
-
Дорога из СВАО в Мытищи вдоль Волковского кладбища, часто ошибочно называемая Осташковским шоссе
Эстафетная ул, 15
-
Улица вдоль Джамгаровского пруда, параллельна Стартовой улице. Зданий нет, но дома №15 и 17 официально присутствуют в городской адресной базе. Другое название - Проектируемый пр-д 5079
Анадырский пр-д, 17
-
Здание торгового центра возле ж-д станции Лосиноостровская
Петровское ш.
-
Одинцовский р-н МО, дорога от ст. Голицино в стор. Минского ш.
5-й Таймырский пр-д
-
Проезд между Стартовой и Таймырской улицами.
Кольская ул, 7 стр 2
-
Здание ЦНИИСа в Свиблово
Арбат, 1
+
Здание ресторана "Прага"
Так же, как и в предыдущих экспериментах, мы ограничились территорией одного округа Москвы (с двумя исключениями) . Но подобные "засады" можно обнаружить в любом районе. Характерно, что проблемы "Навитела" в отношении адресной базы примерно соответствуют недостаткам карт "Яндекса", самого популярного тематического ресурса в рунете. Это неудивительно, поскольку происхождение у этих карт одно - от Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартографии). Необходимо подчеркнуть, что предложенные для поиска адреса заведомо содержали в себе некоторую "проблемность", так что результат 8:2 не в пользу teXet TN-705 это, скорее, его реакция на провокацию, а не объективная оценка поисковой способности. Но именно эти "проблемности" мы намерены использовать и в будущих тестах, так что у производителей карт есть небольшой запас времени, чтобы исправить положение. Базу точек POI мы специально не оценивали, но, навскидку, она достаточно "свежа", расхождения с реальностью невелики. Конечно, трудно уследить за тем, что какой-то автосервис сменил свое название или АЗС перешла под другой бренд. Это незначимые частности. А вот незнание того, что сети магазинов "Самохвал" уже больше года как нет, - это прокол, да.

#Заключение

К отмеченным недостаткам ПО надо отнестись с определенной долей великодушия - мы их искали целенаправленно, а в отношении ряда навигационных испытаний так вообще устраивали провокации. На фоне многих одноклассников teXet TN-705 смотрится выигрышно, особенно стоит отметить такие его свойства, как высокую чувствительность GPS-приемника, расширенную функциональность и оснащенность. А еще производитель существенно улучшил качество изготовления - автор тестировал навигаторы под этой торговой маркой еще полтора года тому назад, и это были откровенно недоработанные экземпляры. Впрочем, недоработок хватает и в teXet TN-705. Оставить возможность выходить в интернет, но не сделать автоматической функции загрузки информации о пробках? Странно, как минимум. Сделать красивую и дорогую упаковку, но не русифицировать ОС и некоторые приложения? Тоже странно. Почему вообще взяли версию ОС, датированную 2008 годом? Огромная проблема teXet TN-705 - качество инструкции. Это вообще системная проблема отрасли, хороших руководств к навигаторам очень мало (да что там - почти нет!). И, конечно, в аппарат такого уровня прямо-таки просится матрица повышенного разрешения, хотя это и будет несколько дороже.
2ТХ.jpg
 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥