Объективы больших событий

Профессиональные фотографы выбирают объективы L-серии – объективы с «красным кольцом»

Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM
Третье поколение классического широкоугольного зум-объектива с постоянной светосилой, который подходит для огромного спектра задач: от пейзажной фотосъемки до репортажа, в том числе и спортивного. Отличается очень высокой резкостью на всем диапазоне фокусных расстояний и минимальным влиянием паразитных засветок на картинку.
Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM
Знаменитый телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием. Сочетает относительно небольшую минимальную дистанцию фокусировки и высокую резкость на всех фокусных расстояниях, а также почти отсутствующее влияние хроматических аберраций. Один из самых популярных зум-объективов L-серии среди фотографов, работающих во всех жанрах.
Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM
Компактный зум-объектив, который идеально подходит для съемки спортивных событий, движущихся объектов и дикой природы. Система стабилизации изображения, эквивалентная 4 ступеням выдержки и оптические элементы высокого качества обеспечивают превосходную четкость на всем диапазоне фокусных расстояний. В некоторых случаях (например, при спортивном фоторепортаже) может заменить сразу несколько более дорогих телеобъективов с фиксированным фокусным расстоянием.
Canon EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM
Компактный и универсальный телеобъектив, обеспечивающий превосходное качество изображения при очень широком диапазоне фокусных расстояний и обладающий встроенным стабилизатором изображения. Идеальное решение для фотографов, снимающих диких животных, спортивные события, а также для фотожурналистики и портретной фотосъемки. Отличается прекрасным сочетанием цены и качества.
Александр Сафонов
Репортажный фотограф, стаж 32 года
Никита Киселев
Начинающий спортивный фотограф
Два комплекта фототехники:
Комплект дорогого ценового сегмента – Canon EOS-1D X Mark II с четырьмя объективами и более бюджетный набор – Canon EOS 7D Mark II с тремя относительно недорогими объективами L-серии.
Александр
Сафонов
Репортажный фотограф, стаж 32 года
Никита
Киселев
Начинающий спортивный фотограф

Canon и спортивная фотография

Как и на что снимать футбольный репортаж

Жанр спортивной фотографии кажется одновременно и предельно простым, и невероятно сложным. Простым – потому что входные данные, в отличие от многих других репортажных жанров, определены четко. Вот ваша фотопозиция, вот четкие стандарты; с композицией изобретать ничего не надо, сюжеты за вас придумывает сама стихия спорта. Сложным – потому что пойди поймай эту стихию. Все очень динамично, место событий меняется мгновенно; нужна запредельная концентрация и полная отдача как от фотографа, так и от техники. О сочетании этих двух составляющих мы и поговорим, проникнув на «кухню» спортивного репортажа. И подойдем мы к этому делу сразу с двух сторон.

Два фотографа: опытнейший фотокорреспондент Александр Сафонов и начинающий энтузиаст Никита Киселев. Два комплекта фототехники: дорогого ценового сегмента – Canon EOS-1D X Mark II с четырьмя объективами и более бюджетный набор – Canon EOS 7D Mark II с тремя относительно недорогими объективами L-серии. Два немного разных подхода и множество наблюдений о том, как надо снимать спорт, – на примере футбольного матча.

Мы с Никитой приезжаем к гостинице возле стадиона, где и договорились встретиться, – без опозданий. Но Александр, как истинный профи, приехал заранее и уже взял себе и нам манишки, которые открывают фотографу безбилетный проход на бровку поля. Мы обсуждаем детали и готовы приступить к работе.

С собой опытный фотограф берет два-три аккумулятора – в основном на случай форс-мажора, камера вполне позволяет отработать полный матч на одном заряде батареи. Летом вполне может продержаться и два матча, на морозе разряжается, конечно же, быстрее.

Другой «расходный материал» - карты памяти. Тут все просто – чем их больше с собой, тем лучше, забиваются они очень быстро; перед матчем важно не забыть их проверить и отформатировать. Скидывать фотографии в аварийном порядке перед матчем просто нет времени, а забить снимками одну пустую карточку емкостью 32 Гбайт даже за один тайм – вполне реально. Поэтому Александр почти никогда не снимает в RAW – если учесть, что времени на серьезную обработку все равно практически нет, а камеры уровня Canon EOS-1D X Mark II или Canon EOS 7D Mark II выдают очень хороший JPEG по умолчанию – смысла в несжатом формате просто нет. Все снимки, представленные в этом материале, – это внутрикамерный JPEG.

Еще до начала матча Александр занимает ключевое место для футбольного фоторепортера – за лицевой линией, ближе к угловому флажку. Именно отсюда ведется большая часть работы. Но есть и своя специфика – первым делом фотограф берет вторую камеру и устанавливает ее за воротами на миниатюрном штативе. Профи не работают с одной камерой – для максимального охвата ему нужно минимум две: одна в руках, другая – на дистанционном управлении.

Сама камера – это, безусловно, Canon EOS-1D X Mark II – классический инструмент современного репортера, позволяющий снимать со скоростью до 16 кадров в секунду и выдающий качественную картинку на светочувствительности вплоть до ISO 8000.

Высокий диапазон ISO очень важен – спортивная съемка ведется обязательно на очень коротких выдержках. Тут и использование длиннофокусной оптики сказывается (формулу «1/фокусное расстояние» никто не отменял), и необходимость ловить моменты, длящиеся доли секунды. Так что «рабочей» чувствительностью даже в погожий день часто становится ISO 400-800. В помещении цифра еще вырастает.

Важный момент – большинство спортивных фотографов и фоторедакторов активно используют кроп. Обрезка снимка – практически единственный способ постобработки, максимум могут быть слегка подправлены света и тени. Зато при кропе может быть отрезано до 70% поверхности кадра – Canon EOS-1D X Mark II позволяет делать это достаточно свободно.

На тот Canon EOS-1D X Mark II, что за воротами, устанавливается объектив Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM. Для этих целей используется только широкоугольное положение оптики – при нем в кадр попадают ворота целиком. Остается просто вовремя реагировать на события при помощи пульта.

Главное – поймать момент, когда мяч влетает в ворота или касается сетки. Они обязательно расходятся по всем медиа – и для этого, как видите, фотографу вовсе не обязательно стоять непрерывно за воротами и ловить момент.

Профессиональная зеркальная камера семейства EOS оснащена полнокадровым CMOS-датчиком изображения с 20,2 миллиона эффективных пикселей. Главный инструмент спортивного фотографа. Подробные технические характеристики...

На «рабочую» камеру перед матчем установлен объектив Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. Он нужен для того, чтобы заснять перформанс фанатов, выход футболистов на поле, предматчевое шоу и предматчевые нервы. Или, как на этой игре, – судейскую бригаду, в которой сразу две женщины. Случай для наших времен уже не уникальный, но все равно примечательный, дамы судят мужской спорт все еще не часто.

На этом «футбольный» потенциал 24-70 исчерпывается – он возвращается в работу в перерыве и в случае, если трибуны загораются файерами, но основная работа на матче ведется, конечно, на длиннофокусную оптику.

Профессиональная зеркальная камера семейства EOS оснащена полнокадровым CMOS-датчиком изображения с 20,2 миллиона эффективных пикселей. Главный инструмент спортивного фотографа.
От съемки живой природы до спорта. Быстрая обработка изображений, два процессора DIGIC 6, 20,2-мегапиксельный датчик изображений, система обнаружения мерцания - все это позволяет ловить уникальные моменты и создавать идеальные снимки.

Основной инструмент современного спортивного фоторепортера, если брать из ассортимента зум-объективов, – это, конечно, Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM. Это новая версия знаменитого 100-400 с той же светосилой, но с «быстрым» трансфокатором классической конструкции.

Прежняя версия объектива из-за очень удобного диапазона фокусных расстояний постоянно использовалась репортерами, но также вызывала множество нареканий из-за набивающихся в щели пыли или снега; при резком переходе с мороза в теплое помещение у него даже могла запотеть внутренняя линза!

От съемки живой природы до спорта. Быстрая обработка изображений, два процессора DIGIC 6, 20,2-мегапиксельный датчик изображений, система обнаружения мерцания - все это позволяет ловить уникальные моменты и создавать идеальные снимки. Подробные технические характеристики...

Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM этих проблем лишен, причем более традиционная и надежная конструкция здесь соседствует со значительно улучшенной резкостью. Объектив прекрасно отрабатывает ситуации и на «широком угле», и в максимальном телеположении. По сути, его хватает, чтобы отработать все игровые ситуации – от происходящих в центре поля до событий в штрафной возле фотографа.

Для использования объектива не нужен дополнительный штатив или монопод – съемку вполне можно вести с рук, фотограф остается мобилен. Это ключевое преимущество относительно компактных зум-объективов перед длиннофокусными фиксами. Быстрое и свободное перемещение дает большее пространство в выборе ракурсов.

Александр «ловит» яркие и эмоциональные моменты – единоборства, удары по воротам. Выражения лиц в таких эпизодах бесценны – они составляют саму соль игры и ценятся в фоторепортаже больше всего.

Еще один тонкий момент, связанный со съемкой именно футбола в холодное время года, – эффект «миража» из-за подогреваемых полей. Воздух заметно «плывет», понижая резкость картинки в кадре. Из-за этого фотографы в обязательном порядке фокусируются по игрокам на переднем плане, оставляя мираж в зоне боке.

Слабое место объектива Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM – невысокая светосила в телеположении, которая вынуждает повышать ISO, но это при использовании Canon EOS-1D X Mark II не критично. Критичнее – большая глубина резкости, из-за которой объект на переднем плане может быть не отделен относительно того, что находится сзади. Для идеального разделения планов фотографы используют светосильные фиксы с фокусным расстоянием 400, 500, а то и 600 мм. Но есть и «лайфхак», позволяющий частично решить эту проблему малыми средствами.

На помощь приходит один из самых популярных объективов L-серии – Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. Превосходный по своим оптическим характеристикам объектив сам по себе вполне может использоваться на футболе, причем в широком диапазоне сцен: от съемки происходящего недалеко от центра поля (придется часто использовать кроп при обработке) до портретов игроков, отмечающих гол, даже если они бегут прямо на фотографа. Однако здесь мы поговорим о том, как превратить Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM в аналог Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM, но с более высокой светосилой.

Речь об экстендерах. Canon Extender EF 1.4x III позволит изменить фактическое фокусное расстояние объектива на 98-280 мм, причем постоянная светосила такого комплекта будет составлять f/4! Выше можно увидеть рядом примерно одну сцену, снятую как на объектив Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM, так и на Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM с экстендером.

Обратите внимание на размытие. При любой возможности Александр пытается избежать пестрого заднего плана или большого числа «слоев» из игроков, чтобы картинка смотрелась более выразительно и ничего не отвлекало от главных объектов съемки. Но спорт – такая штука, что выбрать композицию порой просто невозможно. Приходится всецело полагаться на способности техники.

Экстендер Canon Extender EF 2x III служит для других целей – для элементарного достижения нужного фокусного расстояния: объектив «превращается» в 140-400-мм с постоянной светосилой f/5.6. Эффект боке будет примерно такой же, как на 100-400mm f/4.5-5.6, но из-за использования экстендера объектив слегка уступит в резкости. Здесь уже не так свободно можно применять 70-процентный кроп, как на оригинальных длиннофокусных объективах.

Основная прелесть экстендеров в том, что за их счет можно получить более длиннофокусную оптику за относительно небольшие деньги, а не покупать новый объектив. Для Александра подобное решение не слишком актуально – у серьезных СМИ и агентств достаточно средств и возможностей, чтобы обеспечить фотографа спектром необходимой оптики, но для фотографа-фрилансера такой комплект может стать настоящим прорывом.

Таким «фрилансером» на этой съемке был Никита, снимавший на самую популярную среди репортеров-энтузиастов камеру Canon EOS 7D Mark II. Она обладает серьезными характеристиками: цепким автофокусом, скоростью серийной съемки 10 кадров в секунду, сенсором, позволяющим снимать на достаточно высоких значениях ISO. И тонкий момент, который по умолчанию многие записывают в недостатки, – кропом 1,6х. За счет этого, конечно, вырастает теоретическая глубина резкости при прочих равных и падают возможности при съемке на высокой чувствительности, зато можно сэкономить на длиннофокусной оптике.

Для Canon EOS 7D Mark II уже очень желателен запасной аккумулятор – комплектного может и не хватить на полный матч. Впрочем, проблема решается покупкой батарейного блока – если вы всерьез рассчитываете использовать камеру для репортажа, этот аксессуар должен стоять первым в очереди на покупку.

На игре Никита использовал три объектива. Первый – это Canon EF 16-35mm f/4L IS USM. По сути, он в данном случае почти дублирует возможности 24-70-мм, установленного на полнокадровой камере, – сфера применения абсолютно та же: предматчевые фото, общие планы, скамейки запасных.

Никита не использует две камеры – у него более скромные задачи. В числе прочего – обращать большее внимание на то, что происходит за пределами поля. На этом матче, впрочем, ничего особенного не было – матч молодежных команд не предполагал серьезного перформанса на трибунах или возможных «закадровых» конфликтов. Но при желании можно последить за поведением тренеров и реакцией запасных на происходящие на поле события.

Второй объектив – это Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM. Универсальная оптика, с помощью которой удобно снимать не очень удаленные от фотографа события. По сути, лучше всего он подойдет для применения в более тесных условиях – например, в помещении, для съемок мини-футбола, волейбола или тенниса. На футболе же это вспомогательный инструмент, легкий и удобный в применении и одновременно «проваливающийся» между широкоугольным зумом и полноценным телевиком.

Тем не менее Никита с его помощью ловит эмоции игроков – нам везет, почти все события разворачиваются неподалеку от выбранной точки съемки, мячи залетают в эти ворота один за другим. Резкость у Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM далека от идеала – этот объектив берет свое все-таки универсальностью, а не максимальным качеством картинки, но обратите внимание на точность фокусировки. Следящая фокусировка Ai Servo «семерки» отрабатывает превосходно – процент брака минимален.

Впрочем, сам по себе следящий автофокус серьезные фоторепортеры на футболе используют далеко не всегда, предпочитая самостоятельно выбирать точку фокуса за счет быстрой работы джойстиком или ориентируясь только на центральную точку. Впрочем, в ситуациях, когда наведению «на глаз» мешает погода (сильный дождь или снег) или на это нет времени, можно полностью довериться автоматике – ей при работе с новыми камерами не брезгуют даже матерые профи.

Основная работа на матче выполняется с помощью телеобъектива. У Никиты в этой роли выступает Canon EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM. Это 100-400 мм для экономных, настоящая находка для обладателей репортажных кроп-камер. В пересчете на 35-мм эквивалент его диапазон фокусных расстояний составляет 112-480 мм. Относительно небольшой и легкий, этот объектив позволяет точно так же «добить» до центра поля, и при этом он обеспечивает очень неплохую резкость на всем диапазоне фокусных расстояний. В какой-то момент Александр, привыкший к оптике высшего ранга, очень заинтересовался этим объективом, взял его попробовать и остался весьма впечатлен.

Впрочем, без недостатков не обходится. Дело в том, что у Canon EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM кольца трансфокатора и фокусировки расположены очень тесно, отчего при зумировании регулярно сбивается фокусировка – получилось довольно много брака. Это дело привычки, но при постоянной смене оптики, неизбежной для любого серьезного фотографа, проблема может быть заметна.

Большую часть снимков Никита, тем не менее, делает именно на этот объектив – он позволяет точно так же, как и Александру на его 100-400 с полным кадром, ловить и динамичные сценки в районе центра поля, и события, которые происходят в штрафной. Забавно, что один из кадров полностью повторяет тот, который сделал Александр на свою технику, – заодно их можно сравнить и посмотреть на разницу.

За счет встроенного стабилизатора можно слегка удлинять выдержку и тем самым понижать ISO – в условиях нашей съемки делать это Никите не пришлось, но стоило бы солнцу уйти или испортиться погоде – подобная деталь сказалась бы мгновенно.

Вся техника защищена от пыли и влаги. Конструкция и камер, и объективов лишена технических изъянов на манер старого 100-400mm f/4.5-5.6L. Пользоваться этой техникой можно при любой погоде без страха ее испортить.

Одно из ключевых преимуществ Canon как системы – ее распространенность и общедоступность. Александр за время съемки рассказал не одну и не две истории про забытые в номере аккумуляторы и сломанные по неосторожности объективы – и все они разрешались всегда успешно. Либо из-за работающего на соревнованиях фотоцентра Canon, либо элементарно за счет взаимопомощи фотографов. При использовании менее неприхотливых и менее распространенных систем эти истории могли бы закончиться куда более печально.

Все объективы, представленные в этом материале, не заточены узко под спорт – даже максимально длиннофокусные зумы. Универсальные широкоугольные Canon EF 16-35mm f/2.8L III и Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM – это, по сути своей, must-have для любого серьезного фотографа, снимающего в любом жанре: они и помогают общими планами при репортаже или съемке свадеб, и обеспечивают почти полное покрытие задач для архитектурных фотографов и пейзажистов. Они пригодятся не только профессионалам, которые ищут технику под решение конкретных задач, но и любому энтузиасту, который привык брать с собой камеру в путешествия, – лучше объективы для travel-фотографии найти трудно.

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM очень широко используется портретистами и свадебными фотографами, это один из самых распространенных, наряду с 24-70 f/2.8, объективов L-серии. Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM – это уже более специфическая оптика, на которую, помимо фоторепортеров, стоит обратить внимание всем любителям съемки птиц и животных. Экстендеры, которые в этом материале мы использовали только с объективом 70-200mm f/2.8L, можно применять и на еще более длиннофокусной оптике, что отменяет в ряде случаев необходимость в очень дорогих фиксах с экстремальным фокусным расстоянием. Впрочем, это касается только съемки при нормальных условиях освещения – не стоит забывать о потерях в светосиле.

Опробованные бюджетные объективы L-серии показывают, что даже столь сложный жанр, как спортивный репортаж, вполне подвластен и относительно недорогой, причем универсальной оптике. Про Canon EF 16-35mm f/4L IS USM и Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM можно только повторить сказанное выше про их старших собратьев по серии – это предельно многофункциональное оборудование, которое пригодится фотографу, работающему почти в любом жанре. Их слабые места относительно топовых L-объективов очевидны – резкость на крайних фокусных расстояниях, более низкая светосила. Преимущества также налицо – компактность и цена.

Canon EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM – один из самых интересных объективов более бюджетной части L-серии. Несмотря на широкий диапазон фокусных расстояний и относительно невысокую стоимость, он обеспечивает неожиданно высокое качество картинки – подобный объектив хочется посоветовать каждому фотографу, имеющему дело с любым видом репортажа: от свадебного до классического уличного; даже при портретной съемке он даст неплохую картинку за счет огромного фокусного расстояния.

На сегодняшний день Canon предлагает максимально широкий спектр как камер, так и оптики – от любительской до профессиональной. Причем разрыв между этими сегментами не такой большой, как может показаться, – времена обязательных длиннофокусных фиксов, устанавливающихся на дополнительный штатив, потихоньку уходят. Современные зумы вместе с экстендерами позволяют фотографу решать те же задачи, оставаясь при этом предельно мобильным. И тем самым открывают дорогу к полной свободе для получения лучших снимков.

Получи год дополнительного сервиса

Для профессиональных фотокамер и оптики Canon.
С 25 июля 2014 по 31 декабря 2018 года при покупке цифровых зеркальных фотокамер и оптики в магазинах официальных Про фото партнеров Canon вы получаете дополнительно 1 год бесплатного сервиса в авторизованных сервисных центрах Canon.

Получи год дополнительного сервиса

Для профессиональных фотокамер и оптики Canon.
С 25 июля 2014 по 31 декабря 2018 года при покупке цифровых зеркальных фотокамер и оптики в магазинах официальных Про фото партнеров Canon вы получаете дополнительно 1 год бесплатного сервиса в авторизованных сервисных центрах Canon.

Canon Professional Services

Независимо от того, являетесь ли вы опытным профессионалом или просто увлечены фотографией и созданием видео, Canon Professional Services (CPS) обеспечит вас профессиональной поддержкой в любую минуту. Добро пожаловать в семью.