Аналитика

CES 2009: Blu-ray, HDTV, 3D Video и другие HD тенденции рынка

⇣ Содержание
Каким бы трудным ни был начавшийся 2009 год, но пока что традиции остаются в силе, и январь начинается с традиционной выставки Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе. Название выставки говорит само за себя: как барселонская 3GSM посвящена мобильным технологиям, как ганноверский CeBIT и тайбэйский Computex – время компьютерных новостей, так лас-вегасский CES – шоу "консьюмерской", потребительской техники. И даже несмотря на тот факт, что компьютеры и бытовая электроника давно и неразрывно сплелись в единое целое, на долю CES выпадает множество "интересностей", по традиции анонсируемых исключительно на этой выставке.
Consumer Electronic Show
В этом материале речь главным образом о бытовой технике для воспроизведения высококачественного контента, как аудио, так и видео. Опять же, в наше время уже очень сложно разделить, скажем, те же средства воспроизведения фильмов Blu-ray на "компьютерные" и "бытовые"; грань между компьютерными мониторами, пригодными как для HD игр, так и для HD фильмов, и HD телевизорами стирается ещё быстрее. Поэтому сегодня есть смысл говорить об общих успехах, сложностях и тенденциях.

Blu-ray победил, но в массы не спешит

Тему массовости HD фильмов также можно назвать традиционной для января, поскольку 3DNews уже четвёртый год подряд посвящает как минимум одну статью начала года теме носителей и техники для воспроизведения видео высокого разрешения (см. CES 2006 Preview: эра новых оптических носителей). В этом году с полной определённостью можно констатировать хотя бы факт безоговорочной победы стандарта Blu-ray. На прошлой выставке Consumer Electronics Show проигрыватели формата HD-DVD ещё демонстрировались, но после того как компания Warner Brothers объявила об отказе от выпуска фильмов на этих носителях, компания Toshiba в феврале окончательно свернула продвижение HD-DVD. Итак, Blu-ray победил и воцарился на Олимпе. Каких только Blu-ray новинок не демонстрировали на 2009 Consumer Electronics Show! Здесь и универсальные телевизоры Sharp со встроенными Blu-ray приводами, и первый в мире портативный Blu-ray плеер Panasonic, и множество стационарных плееров с поддержкой так называемых "бонусных функцией" вроде Blu-ray Live Web.
Samsung  - Consumer Electronic Show
И всё же об окончательной победе говорить рано. Для нас, потребителей, настоящая победа Blu-ray наступит тогда, когда покупка Blu-ray диска нам будет интереснее приобретения DVD, а для производителей победа будет ассоциироваться с Blu-ray лишь тогда, когда продажи Blu-ray фильмов, носителей и связанной с этим техники станут выгоднее выпуска DVD продукции и техники. Как обстоят дела с продажами Blu-ray в России – думаю, вы примерно догадываетесь. Спрос, безусловно, растёт, однако до недавнего времени он был здорово ограничен слишком малым предложением фильмов, высокими ценами и небольшим парком HD телевизоров в стране. Одно дело – стремительное внедрение DVD, для просмотра которого было достаточно дисков да плеера, и совсем другое дело - Blu-ray, который на стареньком аналоговом телевизоре смысла смотреть никакого, требуется новый Full HD или хотя бы HD Ready телевизор.
Samsung  - Consumer Electronic Show
Более-менее заметными темпами ситуация стала меняться только в конце 2008 года, точнее, во второй его половине. Стремительным образом начали снижаться цены на ЖК и плазменные телевизоры с приличными диагоналями и, главное, с подходящим разрешением экрана. Плееры Blu-ray если и не стали товаром широкого потребления, но хотя бы скинули в цене до психологически приемлемого уровня. Наконец, достаточно широкое распространение получили игровые приставки Sony PlayStation 3, в которых Blu-ray привод является стандартной функцией. Хуже пока лишь с контентом. Диски Blu-ray с русскоязычной дорожкой наконец-то перестали быть диковинкой, но их по-прежнему маловато, а цена далека от того, чтобы назвать её массовой.
Consumer Electronic Show
Ещё хуже обстоят дела в России, да и в целом в СНГ с внедрением цифрового HDTV, телевидения высокой чёткости. Кстати сказать, во многих зарубежных странах распространение высококачественного цифрового HDTV вещания – отличный стимул для покупателей для приобретения современных HD телевизоров, а уж покупка Blu-ray плеера под такой телевизор выглядит не так уж обременительно, как, скажем, приобретение HD телевизора и плеера исключительно под недешёвые диски Blu-ray. Однако и здесь видны определённые "просветы". Прежде всего, благодаря стремительному снижению цен на цифровые HD видеокамеры. И, если уж на то пошло, благодаря скоростному широкополосному Интернету, который со времён DVD значительно развился и стал действительно массовым доступным явлением почти в любой стране. И в полной аналогии с временами "раннего DVD", когда стремительному росту популярности DVD плееров поспособствовали пираты, в наше время распространению HD контента, хотя опять же нелегально, способствуют торренты, где выкладываются многочисленные копии Blu-ray дисков или Blu-ray/HD-DVD "рипы" различной степени сжатия, порой с дополнительно монтированной русскоязычной звуковой дорожкой, перенесённой с DVD копии. И, конечно же, компьютеры, куда без них. Компьютерные игры в Full HD разрешении уже давно перестали быть диковинкой, HD монитор нынче – стандарт де-факто, и даже Blu-ray приводы давным-давно "поселились" не только в настольных ПК, но даже в ноутбуках; к тому же ПК "научились" подключаться к HD телевизорам всеми возможными способами, включая HDMI. В плане исключительной "полезности" и универсальности нельзя пройти мимо показанного на CES проигрывателя HD Center компании Dune. Плеер Dune HD Center – воистину многофункциональное Full HD (1080p) решение. Плеер работает не только с дисками Blu-Ray Profile 1.1/2.0, но также с DVD-Video, файлами на Blu-Ray (BD-R, BD-RE), DVD (DVD-ROM, DVD+-R/RW), CD (CD-ROM, CD-R/RW) дисках, файлами на USB-накопителях, файлами из локальной сети, IPTV (открытые каналы multicast UDP/RTP MPEG-TS, H.264/MPEG-2), интернет радио (HTTP/MP3). И всё это – в формате классической аудио/видеоаппаратуры.
Dune HD Center - Consumer Electronic Show
Модель выполнена на чипе Sigma Designs 8634 SoC, оснащена 512 Мб RAM, 64 Мб ROM, 1 Гб NAND флэша для Java. Плеер оснащён выходом HDMI 1.3, оптическим и коаксиальным цифровыми, 7.1-канальным аналоговым аудио выходами и композитным, S-Video, компонентным видеовыходами; тремя портами USB 2.0, съёмным слотом под SATA винчестеры с Direct Link для быстрой "горячей" замены 3,5-дюймовых HDD, портом Ethernet. Устройство поддерживает форматы MKV, MPEG-TS, MPEG-PS, M2TS, VOB, AVI, MOV, MP4, QT, ASF, WMV, DVD-ISO, VIDEO_TS; видео кодеки MPEG2, MPEG4, DivX, XVID, WMV9, VC1, H.264; аудио кодеки AC3 (DD), EAC3 (DD+), DTS, MPEG 1/2/3, AAC, LPCM, WMA, WMAPro, Dolby True HD, DTS HD HRA, DTS HD MA (HD-форматы только при воспроизведении Blu-Ray); форматы субтитров Plain text, SSA/AAS, SRT, VOB. Помимо этого устройство имеет возможность расширения функциональности за счет использования дополнительных mini PCI плат Wi-Fi ЕЕЕ 802.11n, Ethernet Gbit LAN, eSATA.
Dune HD Center - Consumer Electronic Show
Впечатляет. Возможно, именно такой плеер и нужен дома – чтобы действительно всё в одном, и чтобы все любимые фильмы и записи хранились на полочке с Blu-ray/DVD дисками, в шкафике со стопочкой терабайтных винчестеров, плюс что выловится в сети. Роскошная вещь, безусловно.

Станет ли 2009 годом победы Blu-ray над DVD?

А что, вполне может быть. Может, победа Blu-ray над DVD не будет окончательной, или, скажем мягче, произойдёт она не во всех странах одновременно, но общая тенденция именно такова. Вот вам для начала немного статистики и прогнозов. К концу 2008 года, по данным аналитиков из DisplaySearch, в США насчитывалось порядка 10,7 млн. устройств с поддержкой Blu-ray носителей. А ведь прошло всего два с половиной года с начала массовых продаж Blu-ray техники! Для сравнения: в 1990-х, после анонса DVD прошло три года прежде чем парк DVD плееров в США достиг 5,4 млн. Правда, здесь ради справедливости стоит указать, что из этих 10,7 млн. Blu-ray плееров более 6 миллионов приходится на игровые приставки Sony PlayStation 3, которые покупаются всё же в первую очередь ради игр. Так что сравнивая продажи DVD плееров и Blu-ray плееров "в чистом виде" надо признать своеобразный паритет. Зато в плане уже имеющегося парка HD телевизоров дела в США обстоят гораздо лучше. К концу прошлого года количество семей с HDTV перевалило за 40 миллионов, и здесь кроется большой потенциал для быстрого дальнейшего распространения Blu-ray. В США, впрочем, внедрение HDTV тоже не обходится без проблем. Как известно, на 17 февраля 2009 года в США намечено прекращение вещания аналоговых телеканалов и полный переход на цифровое телевидение. Однако Закон о цифровом телевидении принимался в далёком 2006 году, а реальность к настоящему времени такова, что порядка 7,8 млн. домов в США, или 6,8% (порядка 20 млн. потребителей), по декабрьским данным, полностью не готовы к переходу на цифровое телевещание.
DTV Ready - Consumer Electronic Show
Выходов из ситуации несколько. Первый – руками самих потребителей: покупать цифровые приставки к своим телевизорам, заменять их на новые цифровые телевизоры или пользоваться платными спутниковыми или кабельными телесервисами. Второй путь рассматривается на уровне нового президента США Барака Обамы, а именно: речь может идти о мерах вплоть до переноса даты полного перехода на цифровое телевидение с 17 февраля на более поздний срок. Наконец, третий вариант, предложенный правительством: раздача дисконтных $40 купонов на приобретение цифро-аналоговых телевизионных конверторов. Можно только представить реакцию компаний Verizon Communications и AT&T в случае переноса даты, ибо они уже заплатили в прошлом году на правительственных аукционах $16 млрд. за частотные спектры под цифровое вещание, которые нынче используется аналоговым ТВ.
В России полный переход на наземное цифровое телевещание запланирован в период с 2006 по 2015 годы. В столь дальней перспективе, особенно с учётом роста популярности современных цифровых телевизоров в последние пару лет, переход на "цифру" в течение шести лет видится не столь уж сложной задачей. С другой стороны касательно России речь идёт не столько о цифровых телевизорах в каждом доме сколько о разворачивании сети наземных станций и ретрансляторов цифрового телевещания, а вот с этим полной уверенности нет. Достаточно упомянуть того, что цифровое эфирное вещание во многих регионах до сих пор ещё не выбралось из зачаточного тестового состояния и даже в обеих столицах носит спорадический характер. Если бы не кабельные и спутниковые операторы, говорить бы было практически не о чем – по крайней мере, в плане массового охвата.
Вернёмся теперь к продажам собственно Blu-ray дисков. Согласно данным The Digital Entertainment Group, консорциума киностудий и производителей электроники, продажи Blu-ray дисков только в США принесли в четвёртом квартале 2008 года $28,6 млн., и это на $9,5 млн. превышает продажи за тот же период предыдущего года. Наиболее популярным стал фильм "The Dark Knight," который, кстати, стал первым Blu-ray диском, проданным в количестве более одного миллиона. Всего же за 2008 год американцы потратили на приобретение Blu-ray дисков более $750 миллионов. Много? Да, много, но только не в сравнении с продажами DVD, на которые в США за год потрачено почти в 29 раз больше - более $21,6 миллиардов! И всё же прогресс налицо, а перспективы стремительного роста популярности стандарта Blu-ray на 2009 год аналитики оценивают очень высоко, даже несмотря на экономический кризис. Начать с того, что на выставке CES 2009 количество анонсов новых Blu-ray плееров просто "зашкалило" – 18 производителей объявили свои Blu-ray новинки, при этом 11 новых плееров обладают функцией BD-Live для подключения к Интернету и закачки интерактивных дополнений вроде игрушек, трейлеров и новостей.
BD-Live  - Consumer Electronic Show
Производители "электронной начинки" также не дремлют. Крупнейшие производители электроники – такие как Panasonic, Sharp и другие, начали массовый выпуск множества Blu-ray чипов, компонентов и приводов собственной разработки, а это всегда означает скорое снижение розничных цен на готовые устройства. По прогнозам Envisioneering Group, продажи Blu-ray в 2009 году превысят показатели 2008 года как минимум в пять или шесть раз. Прогноз ассоциации производителей бытовой электроники - Consumer Electronics Association, выглядит ещё более решительно: по этому прогнозу продажи Blu-ray техники в 2009 году могут составить $1,3 млрд. и впервые опередят продажи DVD продукции, которой пророчат обороты на уровне $1,2 млрд. Впрочем, цифры эти в некоторой степени лукавые. Ибо при нынешних ценах на Blu-ray диски и средних ценах на DVD фильмы можно только себе представить, насколько Blu-ray дисков будет продано меньше в количественном отношении. И всё бы ничего, да на горизонте сгущаются тучи новых стандартов…

Blu-ray? Старьё! Даёшь Blu-ray 2.0 и 3DTV!

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥