Звук и акустика

Конкуренты MP3. PAC, QDesign AIF

⇣ Содержание

Формат аудиокомпрессии QDesign AIF.

Этот формат аудиосжатия был разработан компанией QDesign и впоследствии был замечен и активно поддержан концерном Apple/Macintosh. QDesign AIF является доработкой семейства стандартов AIFF, которое представляет собой разновидность мультимедийных стандартов используемых на платформе Apple/Macintosh. Пара QDesign AIF – AIFF является полным аналогом пары WAV – MP3 используемой на платформе Wintel, за исключением степени сжатия. Впрочем, об этом речь впереди.

Рождение формата сопровождалось многочисленными рекламно-сенсационными заявлениями компании-разработчика о том, что ими достигнуто CD-качество на небывало низком bitrate, всего 48 kbs, по 24 kbs на канал, то есть этот формат должен был обеспечивать степень сжатия исходной композиции примерно в 100 раз без потери качества!

Все любители музыки, использующие в качестве проигрывателя и магнитофона свой компьютер, знают, как ужасно звучат композиции сжатые любым из существующих кодеков, будь то MP3, AAC, VQF или РАС при bitrate ниже 64 kbs. А тут нам предлагают CD-качество на еще более низком bitrate!

Первая реакция – недоверие. Конечно, научно-технический прогресс творит чудеса, но не так же быстро и не до такой же степени!

Правда, с другой стороны, хочется иногда и в чудо поверить, тем более, что некоторые новостные интернет-сайты вроде бы подтвердили рекламные заявления QDesign. Например, довольно таки солидный сайт http://freecenter.digiweb.com опубликовал несколько графиков АЧХ, согласно которым аудиокомпозиции сжатые QDesign AIF с bitrate 48 kbs отличаются от исходной CD-композиции не более, чем на 3 Дб, то есть на величину столь малую, что человеческое ухо ее просто не в состоянии различить (в большинстве случаев, исключения есть во всем).

Кроме того, еще свежи в памяти воспоминания о лихом взлете формата МР3, а ведь в свое время коэффициент сжатия аудиоинформации 1:12 тоже казалась чем-то невероятным.

Так, со странной смесью недоверия и надежды многие пользователи-меломаны ожидали выхода кодека QDesign AIF.

И вот он вышел QDesign Audio Codec v1.1. Вышел, правда, не как самостоятельный кодек, а как составная часть зарегистрированной полной версии QuickTime 3.0 (и в дальнейшем во всех более высоких версиях) от компании Apple.

Начитавшись рекламных объявлений, статей новостных сайтов и, наконец, найдя анонс этой программы на сайте www.apple.com первым побуждением было, что вполне естественно, как можно быстрее заполучить такой чудесный программный продукт в свои руки и одним махом уменьшить свою МР3 аудиотеку раз в десять, как это обещалось...

Поддержка кодирования аудиокомпозиций из WAV файлов в формат QDesign AIF была включена в MoviePlayer, входящий в состав QuickTime. Бесплатная версия размером около семи мегабайт была найдена по адресу http://www.apple.com/quicktime/download. Через определенный промежуток времени искомый объект был закачан, и началось его изучений.

QuickTime MoviePlayer – это высоко интегрированный продукт, множество кодеков в нем объединены единым интерфейсом. Поэтому искомый кодек по QDesign AIF должен был находиться где-то среди настроек в череде многочисленных выпадающих меню. Но в бесплатной версии я нужный пункт так и не нашел, так как в ней обеспечивалось только воспроизведение файлов, а функции записи отсутствовали. Так как платить 20 долларов за кота в мешке категорически не хотелось, пришлось искать обходные пути регистрации QuickTime. По прошествии определенного количество времени эта проблема была решена.

После регистрации в MoviePlayer к и без того большому количеству настроек добавилось множество дополнительных меню, и найти среди них нужное оказалось непросто. Методом "научного тыка" после долгих проб и ошибок, наконец, удалось отыскать кратчайший путь к заветной цели. Вот краткая инструкция.

1. Запускаем MoviePlayer;
2. Нажимаем File/Open;
3. Выбираем нужный нам WAV-файл и нажимаем Convert;
4. Затем следует целая череда операций File / Export / Sound_to_AIFF / Options / Compression / Qdesign_Music / Options/
5. Здесь выбираем Bitrate (я выбрал максимальный 48 kbs, чтобы не ошибиться) /Bitrate/48/
6. Затем подтверждаем наш выбор и сохраняемся.
7. Выключаем монитор, откидываемся на спинку стула и дремлем.

Последний пункт можно заменить на продолжительную прогулку, но без ожидания никак не обойтись. Кодирование пятиминутной композиции (Nirvana “Smells Like а Teen Spirit”) заняло на процессоре Celeron 333 MHz с 64 мегабайтами памяти около 42 минут при максимальном приоритете (даже пасьянс “косынка” разложить нельзя). Ждать было скучновато, разбаловали меня быстрые кодеры РАС, но мое долготерпение было вознаграждено малым размером композиции – более чем пятидесяти мегабайтный файл был ужат до 732 Kb, то есть почти в 80 раз!

Осталось только проверить качество...
И что? Неужели то, о чем говорилось - правда? Неужели произошла еще одна революция в сфере компьютерного звука, сопоставимая по масштабам с революцией МР3?..

Нет, увы, все обещанное великолепие оказалось ничем иным, как фэйком (фэйк (жарг.) – хорошо подготовленный розыгрыш, правдоподобная дезинформация).

Никакого чуда не произошло. Какое там CD-качество?! Чтобы получить такое плохое качество на нормальном CD-проигрывателе, его надо засунуть в гулкую металлическую бочку, бочку засмолить и в ванной утопить…

Ну а если серьезно, то малый размер файла полностью соответствует его низкому качеству. Так из аудиокомпозиции были удалены многие частоты, как из верхнего, так и из нижнего диапазона звукового спектра, в результате звучание стало не только очень глухим, но при этом утратило и характерные басы. Очень высок шум квантования. Речь звучит неразборчиво, с трудом можно различить отдельные слова, а специфический голос солиста группы Nirvana Курта Кобейна звучит совершенно неузнаваемо, хотя мне всегда казалось, что спутать его с кем-либо невозможно. Кроме того, был замечен один очень неприятный деффект – для уменьшения размера композиции некоторые места преобразовывались из стерео в моно. Идея в целом верна, в любой стереофонической аудиокомпозиции встречаются места, где оба канала звучат одинаково, и вместо двух стереоканалов можно пустить удвоенный моноканал, но вот реализация подкачала. Из-за того, что разработчики недоделали алгоритмы, реализующие на практике вышеописанное преобразование, существует реальная опасность потерять некоторые красивые стереоэффекты, и композиция и без того изуродованная низким bitrate, окончательно утратит всякую живость.

Справедливости ради стоит отметить, что QDesign AIF с максимально возможным bitrare 48 kbs все же лучше, чем МР3, ААС, PAC и VQF с этой же шириной потока и безусловно лучше real audio. Да, этот формат годится только для сетевого радио или для ознакомления с композицией, чтобы впоследствии закачать ее в виде более громоздких, но зато и более качественных файлов в форматах МР3, ААС, VQF...

Грубо говоря, композиции в формате QDesign AIF с bitrare 48 kbs примерно соответствуют по качеству МР3 64 kbs, хотя эти форматы довольно несхожи между собой и обеспечивают совершено разное звучание одних и тех же композиций. Возможно, если бы у QDesign AIF максимальный bitrare был бы не 48 kbs, а 96 kbs или хотя бы 64 kbs, то его можно было бы еще прочить в наследники МР3, а так единственной доступной экологической нишей для этого формата оказывается только сетевое радио, да и тут его уже теснит низкобитрейтная версия формата ASF (WMA).

Компания QDesign AIF в ответ на вполне понятное возмущение обманутых пользователей, пообещала в следующей версии формата улучшить качество звучания и увеличить максимальный bitrate. Среди этих обещаний так же фигурировало обещание увеличить скорость кодирования в три раза. Новая версия кодека получила название QDesign Audio Codec Pro Edition 2.0 и была включена в вышедший QuickTime 4.0. Уже с изрядной долей скептицизма я решил посмотреть, что же изменилось в новой версии этого скандального кодека. И практически не удивился, не обнаружив обещанных перемен. Мое спокойствие поколебало лишь время кодирования файлов. Вместо обещанного ускорения в три раза пользователи получили… замедление, правда, не в три раза (это было бы верхом цинизма), но вполне ощутимое. Тормоза при кодировании жутчайшие, а компьютер вообще впадает в подобие летаргии, такое впечатление, будто в тело кодера вставили циклы задержки. Качество сжатых композиций практически не изменилось, единственно, что исчезло преобразование стереофонического звучания в монофоническое, по-видимому, разработчики убрали этот модуль, не сумев довести его до ума. Как следствие, несколько возрос размер файлов. Ни одно из обещаний не было сдержано. Раз вступив на скользкую дорожку обмана QDesign продолжает по ней катиться, а между тем, напомню, регистрация QuickTime легальными средствами, которыми пользуются на подавляющее большинство западных пользователей стоит порядка 20 долларов. Можно представить, сколько денег принесла компании Apple фирма QDesign, сколько обманутых рекламой и фэйками пользователей отдали свои доллары, поверив в несуществующее чудо! Увы, похоже, что нечестная игра становится обыденным явлением в сети Internet, ведь Web полиции и Web юристов не существует. Раньше обманом занимались мелкие сайты – однодневки, теперь, похоже, очередь дошла и до крупных компаний.

Подводя итоги. Компания QDesign себя дискредитировала по крайне мере дважды – сперва обманув доверие поверивших рекламе пользователей, а затем не сдержав взятые на себя обязательства по улучшению кодека. Композиции сжатые QDesign AIF с максимальным bitrate 48 kbs по качеству с трудом дотягивают лишь до МР3 64 kbs, до заявленного CD-качества так же далеко, как до неба. При этом нельзя не отметить, что QDesign AIF с bitrate 48 kbs по качеству лучше других форматов с той же шириной потока, но из-за низкого максимального bitrate не может подняться выше уровня сетевого радио. Зато на одну CD-R болванку может влезть около 100 часов музыки в этом формате, если только кому-то необходимо столь низкое качество.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥