Вокруг умирающей звезды обнаружена необычная огненная спираль

С помощью комплекса ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), самого мощного телескопа миллиметрового-субмиллиметрового диапазона в мире, группа астрономов неожиданно обнаружила в газе, окружающем старую звезду R Скульптора спиральную структуру. Ее присутствие указывает на вероятное существование ранее не замеченной звезды-компаньона, обращающейся по орбите вокруг R Скульптора. Астрономы также с удивлением обнаружили, что красный гигант выбрасывает в пространство гораздо больше материала, чем ожидалось.

Красные гиганты, каким является R Скульптора, выбрасывают в окружающее пространство большое количество вещества, выступая основными поставщиками пылевого и газового сырья, из которого формируются следующие поколения звезд и планетных систем, и, в конце концов, образуется жизнь.

На поздних стадиях своего существования звезды с массами от одной до восьми масс Солнца становятся красными гигантами и теряют большую часть своей массы в виде плотного звездного ветра. Кроме того, на стадии красного гиганта звезды периодически испытывают тепловые пульсации. Это кратковременная фаза взрывного горения гелия в оболочке вокруг звездного ядра. Термический импульс приводит к выбросу гораздо большего количества вещества с поверхности звезды, в результате чего вокруг нее и образуется протяженная газопылевая оболочка. После импульса скорость потери массы звездой снова снижается до нормального значения.

Термические импульсы происходят приблизительно один раз в 10-50 тыс. лет и длятся всего несколько сотен лет. Новые наблюдения R Скульптора показывают, что эта звезда испытала тепловой импульс примерно 1800 лет назад, и продолжался он около 200 лет. Благодаря проведенному моделированию, ученые смогли установить, что спиральную форму звездному ветру, исходящему от R Скульптора, придала пока не обнаруженная звезда-компаньон.