Сегодня 11 сентября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Новости Hardware

Nvidia отметила 25-летие первого GPU в мире — видеокарты GeForce 256

Четверть века назад, 31 августа 1999 года, компания Nvidia представила GeForce 256 — дискретную видеокарту, которая позиционировалась как «первый в мире GPU». Этот графический ускоритель кардинально изменил ландшафт компьютерных игр и графики, заложив основу для современных технологий, используемых в играх, ИИ и не только.

 GeForce 256. Источник изображения: VisionTek/Wikipedia

GeForce 256. Источник изображения: VisionTek/Wikipedia

Революционное влияние GeForce 256 было обусловлено интеграцией функций преобразования и освещения (T&L) непосредственно в GPU. Ранее эти вычисления выполнялись центральным процессором или требовали специализированного оборудования. Переместив T&L на GPU, Nvidia снизила затраты и повысила производительность по сравнению с традиционными 3D-ускорителями. Эта оптимизация позволила Nvidia превзойти конкурентов и стать тем, кем она является сейчас.

GeForce 256 имел память SDR, но позже был обновлён до DDR, поддерживал DirectX 7.0 и был преемником серии RIVA TNT2. Это был однокристальный чип, способный обрабатывать 10 миллионов полигонов в секунду, имел 23 миллиона транзисторов, что сегодня несоизмеримо мало по сравнению с GPU AD102 в GeForce RTX 4090, текущем флагманском GPU Nvidia. За 25 лет количество транзисторов в GPU увеличилось в 3300 раз, а объём памяти в 768 000 раз. При этом флагманская видеокарта теперь требует в девять раз больше энергии и стоит примерно в четыре раза дороже.

«На момент выхода GeForce 256 Nvidia конкурировала с 35 другими компаниями», — рассказывал соучредитель компании Крис Малаховски (Chris Malachowsky) в 2008 году. В то время как некоторые конкуренты были поглощены Nvidia, другие не смогли угнаться за прогрессом, и только AMD выдержала это давление. Однако сегодня рынок GPU расширился и уже такие компании, как Intel, AMD, Qualcomm и Nvidia соревнуются в разработке самых передовых архитектур для различных применений практически на равных. Но Nvidia со своими флагманскими решениями явно вырывается вперёд, причём не только в играх с GeForce RTX 4090, но и в вычислениях с H100 и другими GPU.

GPU значительно эволюционировали со времён GeForce 256, теперь они оснащены мощными решениями для кодирования видео, выделенными блоками трассировки лучей и тензорными ядрами. Они играют решающую роль в играх, профессиональной визуализации, рендеринге, облачном стриминге, вычислениях, криптовалюте и быстрорастущей области генеративного ИИ. Эта тенденция, вероятно, сохранится, и в будущем будут добавлены более специализированные аппаратные блоки ускорения.

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Microsoft отменила дань для разработчиков, публикующих приложения в Microsoft Store 4 ч.
Фильм по BioShock «однозначно» будет основан на первой BioShock и выйдет нескоро 5 ч.
Microsoft закрыла 80 уязвимостей в Windows и Office, включая восемь критических 6 ч.
Видеохостинг Vimeo стал частным — его купила Bending Spoons за $1,38 млрд 6 ч.
Спустя 11 лет в The Binding of Isaac: Rebirth появились описания предметов — фанаты не верят своему счастью 7 ч.
В интернете появилась система, которая заставит разработчиков ИИ платить за контент 9 ч.
Прекращена разработка Nova Launcher — одного из самых популярных лаунчеров для Android 10 ч.
«Напоминает Alan Wake»: трейлер дополнения Whispers in the Woods к симулятору выживания Pacific Drive вызвал прямые ассоциации у игроков 10 ч.
Nintendo подтвердила слухи о большом сентябрьском Nintendo Direct — когда и где смотреть 10 ч.
Обновлённый Nvidia RTX Remix добавит частицы с трассировкой пути в старые игры — без существенного падения производительности 10 ч.