Оригинал материала: https://3dnews.ru/100048

Тестируем шлюз IP телефонии от PLANET

Автор: Александр Приймак

Вряд ли кто-то, имеющий профессиональное отношение к компьютерам, не пробовал переговариваться голосом с коллегами или приятелями, используя одну из предназначенных для этого программ. По простоте своей идея замечательная - все необходимое, как правило, уже есть - сеть, звуковая карта, наушники или колонки, добавить только микрофон - и можно общаться. Решение, отлично подходящее для энтузиастов всемерного использования компьютера, но… на обычный телефон не позвонишь и … как-то я не очень себе представляю своего, например, главного бухгалтера с телефонной гарнитурой на голове.

Для сопряжения сетей VoIP и TфОП (телефония общего пользования) используются шлюзы IP телефонии. В этом обзоре к рассмотрению предлагается семейство подобных устройств от тайваньской фирмы PLANET. Как бывает в подобных случаях, идя по пути технологий, уже отработанных законодателями сетевых новшеств, в данном случае Cisco, тайваньские производители предлагают оборудование со сходными функциональными характеристиками, но по значительно более скромной цене. И при этом даже не всегда в ущерб качеству.

Шлюзы с претенциозной аббревиатурой в названии - VIP-000, VIP-200, VIP-400, по функциональным характеристикам похожи друг на друга, как близнецы, отличаясь только количеством телефонных портов и размерами корпуса. Для начала рассмотрим различия.

VIP-000 скомпонован в корпусе для монтажа в 19” стойку (1U). От рождения не содержит встроенных портов FXO/FXS, но имеет два посадочных места под дополнительные модули VIP-FXO (4 порта FXO) и/или VIP-FXS (4 порта FXS). Модули могут устанавливаться в любой комбинации.

VIP-200 и VIP-400 скомпонованы в настольном исполнении и отличаются количеством встроенных телефонных портов - 2 FXS у VIP-200 и 2 FXO/2FXS у VIP-400. Расширение конфигурации у этих моделей не предусмотрено.

Приведенные ниже характеристики справедливы для всех моделей шлюзов:

- порт Ethernet 10/100 для подключения к локальной сети;
- порт RS-232 для обслуживания;
- поддержка протокола H.323;
- поддержка кодеков G.711 PCM 64kbps (A-law and ?-law), G.723.1A ACELP/M-MLQ (5.3, 6.3kbps); G.729AB CS-ACELP (8kbps);
- передача факсов ITU-T V.21, V.27ter, V.29, V.33 и V.17;
- передача факсов в режиме "fax over IP" по стандарту T.38;
- поддержка управления через Web-интерфейс и telnet;
- загрузка обновлений firmware с сервера TFTP при помощи встроенного клиента;


Для тестирования использовался шлюз VIP-400. В коробочке, кроме собственно устройства, содержались также внешний блок питания, кабель для подключения к консольному порту, резиновые самоклеющиеся ножки и CD. Осмотр компакт-диска вызвал некоторое удивление - на обычный CD-R диск была наклеена бумажная этикетка, закрывающая всю нерабочую поверхность. Из-за нее, или просто из-за качества CD-R, диск прочитался только на 3-м из перепробованных CD-приводов. На диске, кроме документации по работе со шлюзом в HTML-формате, обнаружились также:

- описание продукции фирмы Planet (HTML);
- обновления firmware;
- вспомогательные программы - IE5, Netscape Communicator 4.72 и Acrobat Reader 4.05;
- evaluation версии программ LanGuard, LAN Star 2000, Power VOD, NetCD. Программы достаточно интересные сами по себе, но их рассмотрение выходит за рамки обзора.

Индикация

На передней панели VIP-400 находятся индикаторы PWR (питание), CPU (т.н. heartbeat индикатор - его равномерное помигивание означает, что процессор шлюза работает нормально), группа индикаторов LAN: ACT (активность), 100 (подключение к LAN на 100 Мбит/с), LNK (подключение к LAN), COL (обнаружение коллизии), группа индикаторов активности портов FXO/FXS - по одному индикатору на порт.

Подключение через консольный порт и первоначальная установка IP-адреса устройства прошли без проблем. Дальнейшая работа по конфигурированию шлюза происходила через Web-интерфейс (хотя, в принципе, никто не мешает использовать CLI).

Как это работает

Для понимания возможных способов применения шлюза предлагается ознакомиться с основными концепциями, положенными в основу его функционирования.
Порядок осуществления соединений определяется номерным планом (Dial Plan). Номерной план ставит в соответствие телефонные номера, группы поиска (Hunt Group), локальные порты (Local Destination Channel) и IP-адреса удаленных объектов (Remote Destination IP), поддерживающих работу по протоколу H.323.
Каждому локальному телефонному порту, или удаленному IP-адресу, назначается идентификатор назначения (Destination ID). Соответствие телефонного номера и идентификатора назначения производится не напрямую, а посредством групп поиска. Сделано это для придания гибкости процессу установления соединения, когда по очереди перебираются идентификаторы назначения, входящие в группу поиска, до установления соединения с незанятым абонентом. Для игнорирования возможностей групп поиска достаточно ограничиться вхождением в каждую группу только одного идентификатора назначения.

Таким образом, номерной план содержит 3 таблицы:

1. Таблицу адресов. состоящую из:

  • телефонного номера;
  • номера группы поиска, в которую входит данный телефонный номер;
  • минимального количества цифр номера, после которого звонок может быть обработан ПО шлюза;
  • максимального количества цифр номера, после набора которого ПО шлюза решает, что набор номера окончен;
  • количества цифр номера, передаваемых адресату.
  • 2. Таблицу групп поиска. В каждую группу поиска включается один или несколько идентификаторов назначения.
    3. Таблицы назначений. Каждому идентификатору назначения ставится в соответствие номер локального телефонного порта шлюза или IP адрес клиента H.323 или другого шлюза VoIP.

    Тестирование.

    Для ознакомления с работой шлюза "живьем" был собран стенд следующей конфигурации:

    Забавные впечатления от использования MS Net Meeting в качестве терминала H.323. Качество речи вполне приемлемое, но за счет задержки на преобразование (большей, чем при использовании только средств преобразования шлюза) создается впечатление, что собеседник более задумчив, чем обычно. Как выяснилось, для обеспечения качества при работе с NetMeeting необходимо применять достаточно продвинутую звуковую карту - например, ESS1869 давала ужасненький результат (скорее всего, из-за отсутствия поддержки дуплексного режима), а с картой, встроенной в интеловскую материнку на чипсете i815Е, все заработало нормально.

    Звонки между телефонным аппаратом, подключенным к порту FXS, и абонентами мини-АТС, проходили без проблем и с хорошим качеством. Также хорошее качество звука наблюдалось при звонках абонентам ГАТС через порт FXO, подключенный к номеру ГАТС. По какой-то причине значительно худшее качество было при звонках абонентам ГАТС через порт FXO, подключенный к мини-АТС.
    При входящем звонке на порт FXO шлюз выдает непрерывный гудок, после чего можно набрать тоном номер абонента, "прописанного" в номерном плане шлюза (это могут быть телефонные аппараты, подключенные к портам FXO, или NetMeeting’и). По какой-то причине эта возможность не заработала при поступлении входящего звонка от абонента ГАТС не напрямую, а через офисную мини-АТС. Длинный гудок от шлюза был слышен, однако на набор номера никакой реакции не следовало.
    Некоторые сомнения вызывала возможность передачи через шлюз факсов. В документации указана поддержка соответствующего стандарта, но мысль была непривычной. Ладно, компрессия голоса, но факсы… Однако все прошло на "ура". Передача с аппаратного факса на факс-модем плюс Microsoft Fax, настроенный в режим автоответа, прошла без малейших проблем. Похоже, шлюз распознает начало хендшейкига факсов и переключается в нужный режим компрессии.

    Применение шлюзов VoIP, каким его видит производитель

    Planet, как, впрочем, и другие производители VoIP оборудования, акцентируют внимание на возможность применения их продукции для соединения головного офиса с филиалами при наличии выделенных соединений между ними. Таким образом, эти соединения могут использоваться более эффективно, ведь редко когда передача данных занимает 100% пропускной способности все 24 часа в сутки. А в случае, если офисы находятся в разных городах, применение шлюзов VoIP может окупаться экономией на оплате междугородных переговоров.
    Правда, некоторое сомнение вызывает успешное применение Internet в качестве среды передачи IP трафика между шлюзами, которое можно увидеть на иллюстрациях у производителей. Ведь гарантий предоставления необходимого QoS в таком варианте - никаких.
    Вероятно, из-за высокой стоимости аппаратных IP-телефонов, или из-за отсутствия таковых в номенклатуре выпускаемых изделий, Planet не акцентирует внимание на возможность их применения в сетях IP-телефонов. В основном предлагается в качестве абонентских устройств использовать обычные телефонные аппараты или факсы.

    Выводы. IP-телефония в Intranet сетях

    Конечно, говорить о полной замене существующих УАТС средствами IP-телефонии рано. Даже наиболее продвинутые решения от Cisco, например, в которых в качестве аналога УАТС работает специализированное ПО на выделенном компьютере, по многим показателям, и, прежде всего, надежности, уступают обычным УАТС, при этом ощутимо превышая их по стоимости за порт. Но в некоторых случаях уже можно объединять традиционные решения с VoIP-телефонией, - когда экономия средств от ее внедрения позволяет мириться с "бизнес-классом" предоставляемого сервиса.

    Оборудование для тестирования любезно предоставлено компанией МКС (Харьков).



    Оригинал материала: https://3dnews.ru/100048