Оригинал материала: https://3dnews.ru/1016923

Ко Дню ВДВ. Десантники в видеоиграх

Нам, парашютистам,

привольно на небе чистом.

Легки ребята на подъем,

Задирам мы совет даем:

Шутить не следует с огнем!

Песня из кинофильма «Прыжок на заре», 1960 год

Люди суровых профессий и специальностей нередко вдохновляют деятелей массовой культуры вообще и создателей видеоигр в частности. Мы видели немало игр о военном спецназе, о бравых полицейских, о сорвиголовах-летчиках. При определенном усердии можно найти игру о пожарном или о враче — как вполне серьезную, так и уморительную. А уж десантники появлялись во множестве игр — в честь праздника мы вспомним самые достойные из этих проектов. Их можно смело рекомендовать любому человеку с активной жизненной позицией независимо от количества совершенных прыжков с парашютом.

И второго августа, в День ВДВ, который отмечается с далекого 1930 года, будет уместно запустить любую из игр этого материала.

Первая действительно популярная игра на обозначенную тему появилась в конце восьмидесятых. Именно в это время стали звучать высказывания о том, что компьютерные игры — это не просто забава для школьников из младших классов, что появляются игры, интересные вполне себе взрослым дяденькам и тетенькам. Так, культовый журнал «Техника — молодежи» в одном из номеров отвел целый разворот под статью о «на удивление серьезных компьютерных играх». Там упоминались, например, такие вещи, как Sid Meier's Pirates! Рассказывали в той памятной статье и об Airborne Ranger

Игра вышла в 1987 году, разработкой занимался гигант игровой индустрии тех лет — Microprose Software. Airborne Ranger подходила к показу действий воздушного десанта с небывалой, невиданной ранее скрупулезностью. Мы тщательно выбирали снаряжение перед вылетом, и при выборе нужно было учитывать особенности задания — к примеру, для уничтожения бронированного бункера следовало обязательно взять взрывчатку. Миссии — только для особых родов войск: мы проводили диверсии и чинили саботаж налево и направо, воровали документы и пакостили вражеской системе ПВО. При высадке с парашютом нас могло унести чуть ли не в любую точку карты, а операция начиналась выброской с вертолета нашего снаряжения — приходилось искать, где же именно приземлился ценный груз, и лишь затем браться за основное дело. Наш десантник, наконец, во многих случаях старался избежать контакта с врагом, то есть перед нами были пусть поверхностные, но все же элементы стелса. И это в 1987 году, когда большинство игр предлагали весело скакать через всяческие препятствия!

Десантник в Airborne Ranger мог двигаться бегом и ползком. Небывалые опции для экшена той эпохи!

Десантник в Airborne Ranger мог двигаться бегом и ползком. Небывалые опции для экшена той эпохи!

Airborne Ranger имела успех и была выпущена на всех актуальных платформах. И если действие там происходило в условной современности, то более поздние видеоигры стали рассказывать все чаще о десантниках Второй мировой войны.

Наиболее подробно в проектах последних лет их создатели высказались о десантниках WWII в Medal of Honor: Airborne. Разработчики из Electronic Arts рассказали об американском десантнике Бойде Трэверсе: игрок вместе с ним бывал в Италии, Франции, Нидерландах и участвовал в финальной стадии войны. Особенностью шутера стал режим парашютного десантирования: мы выпрыгивали из самолета и спускались на поле боя, управляя стропами и выбирая место для мягкой посадки. Unreal Engine 3 рисовал внизу симпатичную открытую локацию, и при определенной ловкости мы могли приземлиться хоть в тыл зенитным батареям, хоть на крышу жилого дома. И хотя при разработке Medal of Honor: Airborne фишка с парашютом преподносилась как чуть ли не основное достоинство проекта, революции в жанре не произошло. Приятная, интересная особенность, но не более...

Десантник в Medal of Honor: Airborne нередко прыгал в самое пекло боя

Десантник в Medal of Honor: Airborne нередко прыгал в самое пекло боя

Многие критики попинали Medal of Honor: Airborne за несбывшиеся надежды, назвав «середняком». Но осень 2007-го оказалась скудной для поклонников шутеров, и вскоре те же критики писали что-то вроде «побольше бы таких середняков».

Когда в 2003 году оглушительно «выстрелила» первая Call of Duty, воздушному десанту посвятили, что характерно, две из трех кампаний одиночного режима. За армию США мы играли от лица рядового Мартина из 506-го парашютного полка. Мартин со своим взводом был сброшен в немецкий тыл. Разбросанным по округе парашютистам удалось перегруппироваться и успешно навести ужас на нацистских зенитчиков, а затем совершить еще немало подвигов. А за британцев отдувался сержант Эванс. Воздушно-десантная дивизия Эванса высадилась на вражеской территории, и сержант с отрядом бойцов должен был отбить и удержать мост стратегического значения. Бой вышел жарким: десантники использовали захваченную артиллерию, и, когда в переломный момент включался оркестровый саундтрек Майкла Джаккино, игроки получали просто лавину эмоций — достойная кульминация! Ну а сержант Эванс после этого боя попал в ряды SAS, армейского спецназа Великобритании.

В первой CoD уже появился капитан Прайс. И служил он в британском десанте

В первой CoD уже появился капитан Прайс. И служил он в британском десанте

Бойцы 101-й десантной дивизии армии США действуют в трех частях серии Brothers in Arms. Начинается все с истории молодого десантника Мэтта Бейкера. В Brothers in Arms: Road to Hill 30 сержанту Бейкеру предстоит высадка с парашютом на территории оккупированной Нормандии, и начало игры эффектно повторяет похожую сцену из телесериала Стивена Спилберга «Братья по оружию» (Band of Brothers). Десантные самолеты попадают под плотный зенитный огонь, и мы буквально вываливаемся из горящей машины, чтобы пролететь через пламя и пули, потерять снаряжение и приземлиться непонятно где без поддержки и оружия. В продолжении мы играли за Джо Рыжего Хартсока из той же дивизии, а в третьей части вернулся Бейкер, чтобы поучаствовать в Голландской операции (1944) — самой масштабной и самой неудачной операции воздушного десанта на тот момент Второй мировой. Серия обрела немалую популярность, игроки и критики оценили работу с персонажами и тактические элементы.

Братья по оружию. Воздушный десант образца 1944 года

Братья по оружию. Воздушный десант образца 1944 года

 

Не секрет, что разработчики игр — люди с неугомонной фантазией, в рамках реальной истории им порой становится тесно. И тогда игроделы обращаются к необъятным просторам фантастики. И в фантастических видеоиграх нашлось место для десантников.

В 2009-м вышел шутер Halo 3: ODST, несколько неожиданное ответвление о бойцах орбитального десанта (ODST расшифровывается как Orbital Drop Shock Troopers, или «Орбитальный десант быстрого реагирования»). Такие войска сбрасывались с низкой орбиты в одноместных капсулах. Мы играли за бойца по прозвищу Новичок, который бродил по мегаполису будущего в попытках разыскать своих сослуживцев (или то, что от них осталось). Игра пришлась по душе пользователям; Halo 3: ODST хвалили за свежий подход к сценарию и более мрачную атмосферу, если сравнивать с играми о подвигах Мастера Чифа. А главным, пожалуй, достоинством игры стал ощутимый контраст между орбитальными десантниками и чудо-спартанцами из основной серии Halo. Десант не имел навороченной брони «Мьёльнир» и полагался в основном на личные навыки и стойкость духа. Играть было сложнее и нередко интереснее.

Десантники из ODST оснащены круто, но Мастер Чиф все равно круче

Десантники из ODST оснащены круто, но Мастер Чиф все равно круче

В 2006-м команда Rebellion Developments (на её счету Aliens vs. Predator 2010 года и серия Sniper Elite) разработала экшен от третьего лица Rogue Trooper. Рассказ там шел о генетически улучшенных десантниках: они быстро росли и обучались, могли дышать земным воздухом, который в далеком будущем стал ядовитым после долгих войн. Бойцы получились довольно страхолюдными, с синей кожей и белыми глазами без зрачков. Но все качества хорошего десантника они проявили в этой игре неоднократно. После десантирования с кораблей-носителей, висящих в стратосфере, отряд главного героя Роуга попал в засаду из-за предательства. И теперь Роуг отомстит и выполнит заодно тактическую задачу. Игра взяла за основу популярные английские комиксы серии 2000 AD — для справки: именно оттуда пришел угрюмый судья Дредд. Поэтому проработка антуража и его элементов в Rogue Trooper была очень хороша. Десантник сражал врагов магнитными гранатами и микроминами, валил их в рукопашной, вырывая дыхательные клапаны противогазов, и жестоко обманывал голографической приманкой. Пару лет назад игра получила ремастер, а слухи о второй части витают уже не первый год.

Противник высаживает свой десант против нашего. Шансы у него невелики

Противник высаживает свой десант против нашего. Шансы у него невелики

 

По версии американских разработчиков из команды TimeGate Studios, война далекого будущего тоже не обойдется без десанта. Правда, на смену парашютам придут экзоскелеты, что наглядно показано в шутере Section 8 (2009). Десантников сбрасывают с огромной высоты, из безвоздушного пространства, а игрок с видом от первого лица выбирает точку для приземления на действительно большой карте. А Section 8 — это на сленге американских военных обозначение для неадекватных солдат (именно так в игре называется подразделение десантников). Как вы наверняка уже поняли, речь о безрассудной храбрости, а не о привычке бегать голышом по городским улицам.

Десантники Section 8 больше похожи на боевых роботов

Десантники Section 8 больше похожи на боевых роботов

Классик научной фантастики Роберт Хайнлайн опубликовал свой роман «Звездный десант» в 1959 году. В 1997-м до романа добрался классик уже кино, режиссер Пол Верховен, заслуживший памятник при жизни за первого «Робокопа» и за «Вспомнить все» с молодым Арни. Экранизация сильно отличалась от книги: Верховен показал зрелищные сражения, нравы общества и силу пропаганды. Но сама суть десанта в кино изменилась существеннее — если у писателя в деталях рассказывалось об автоматизированных боевых скафандрах, то на экране мы видели практически высадку в Нормандии с жуками вместо нацистов.

Тем не менее в мир видеоигр попала именно версия из кино, а не из книги. О беспомощном шутере Starship Troopers 2005 года вспоминать в этом праздничном материале не станем. А вот более ранняя версия игры по фильму Верховена заслуживает внимания. Starship Troopers: Terran Ascendancy вышла в 2000 году и была крепкой хардкорной тактикой. Наши десантники шныряли по разным Богом забытым планетам, чтобы точечными ударами приближать победу человечества. Игра во многом походила на популярную серию Myth: мы малыми силами противостояли полчищам врагов, а специфика перемещений и сражений требовала осторожных и выверенных действий. На момент выхода Terran Ascendancy щеголяла крутой трехмерной картинкой, каждый боец был личностью со своими характеристиками, а геймплей увлекал сложностью и динамикой. Узнаваемый по фильму антураж добавлял привлекательности. Так что если вы поклонник жанра и ночей не спите, переживая о кризисе стратегий, отыщите эту игру об отряде космических десантников.

Ну а в Steam можно найти страничку пока только движущейся к релизу игры Starship Troopers: Terran Command. Это стратегия, вновь обращающаяся к фильму «Звездный десант». Судя по роликам и скриншотам, нас ждет красивая и масштабная игра о битвах на чужих планетах. Только командовать мы будем уже не десятками десантников, как в Terran Ascendancy, а сотнями. Инопланетных жуков, впрочем, ожидаются тысячи.

Жучиная армия спешит на разборки с десантом

Жучья армия спешит на разборки с десантом

Ну а самые знаменитые фантастические десантники в мире видеоигр — это, конечно же, космодесантники из Warhammer 40,000.

Космический десант Императора собран в легионы, и службу в нем несут избранные воины. Такие десантники улучшены с помощью биологического и химического воздействия, а многочисленные хирургические вмешательства и искусственное генетическое превосходство делают из них настоящие машины войны. Моральные качества космодесанта гипертрофированы до предела, так уж принято в суровом мире вечной войны. Верность Императору у них не знает границ — именно поэтому своими злейшими врагами они считают космодесант Хаоса, своих бывших братьев по оружию, совращенных демоническими силами. Главный девиз космического десантника: «Сожги еретика. Убей ксеноса. Преследуй нечисть». Ради защиты человеческого вида они готовы стирать с лица планет города и искоренять целые расы. 

Десантируются космодесантники с орбиты, взводами, рассаживаясь по тяжелым капсулам. Причем тормозных парашютов или направленных взрывов для гашения скорости не предусмотрено: капсула врезается в бренную землю на полном ходу, уничтожая на месте посадки все живое, и наружу тут же выскакивают пылающие праведным гневом космопехи. Оружие десанта сочетает различные стволы и агрегаты ближнего боя; каноничный набор — тяжелый болтер и цепной меч, хотя вариантов масса.

Меч и тяжелый болтер. Обычное снаряжение космодесантника

Меч и тяжелый болтер — обычное снаряжение космодесантника

Космодесантники Warhammer появились во множестве достойных игр самых разных жанров. Можно вспомнить Warhammer 40,000: Chaos Gate (1998), суровую пошаговую тактику в лучших традициях тогдашних X-COM, или брутальные тематические шахматы Warhammer 40,000: Regicide. Вписана в историю геймдева золотыми буквами серия стратегий Warhammer 40,000: Dawn of War. А любители слешеров могут оценить Warhammer 40,000: Space Marine. Там можно влезть в доспехи десантника ордена Ультрамиринов и рубить орков цепным мечом от третьего лица. Этот экшен дает еще и возможность лично опробовать любимый прием космодесанта: взмыть повыше на ракетном ранце, чтобы затем обрушиться в гущу врага всей своей генетически модифицированной массой.

Десантники Императора при поддержке тяжелой техники — неудержимая сила

Десантники Императора при поддержке тяжелой техники — неудержимая сила

 

Несложно заметить, что десантники в мире игр комфортно себя чувствуют как в жанре экшен, так и в стратегиях.

Первая — и, по мнению многих ценителей жанра, лучшая — игра украинской серии стратегий «В тылу врага» предлагала четыре кампании за разные стороны конфликта. Американцы по сюжету были представлены отрядом десантников, отбившихся от основных сил при уже упомянутой выше операции «Огород». На парашютистов охотится целая бригада немцев, но десантники вырываются из окружения и дают-таки хорошую взбучку нацистам. Массированное применение десанта во Второй мировой мы могли использовать в красивой RTS с претензией на эпичность Order of War — здесь уже расстарались белорусские разработчики из Wargaming.net. В Company of Heroes от канадской студии Relic, создателей упомянутой Dawn of War, американские десантники гонят нацистов прочь из французских городков. Бойцы в этой игре хороши умением быстро высаживаться на парашютах в любой точке карты, к тому же они могут вооружаться мощными противотанковыми гранатометами.

Грамотно высаженный десант меняет любое сражение в вашу пользу

Грамотно высаженный десант меняет ход любого сражения в вашу пользу

В космической стратегии O.R.B. Off-World Resource Base (2002, разработчик Strategy First) десантники вообще на вес золота. Один-единственный космический воин может подобраться к вражескому звездолету, проделать в нем аккуратную дыру, выпустив воздух на беду экипажу, и захватить борт почти неповрежденным.

Строгие бескомпромиссные варгеймы тоже редко обходятся без воздушного десанта. Для примера возьмем дилогию Panzer Corps, вторая часть вышла этой весной. Когда количество ходов ограниченно, когда важен каждый гекс, становятся очень ценны именно такие войска. Ведь десантники могут появиться в совершенно неожиданном для противника месте. И если неприятель стянул свои полки к особо важной речной переправе, ничто не помешает десанту бесчинствовать во вражеском тылу.

Многие видеоигры, не задействуя десантников напрямую, так или иначе обращаются к теме воздушного десанта. Взять хотя бы парашют. Ведь парашют является символом ВДВ, а если вы сомневаетесь, то подойдите 2 августа к любому десантнику в парке отдыха и попросите показать татуировки на предплечьях. Скорее всего, вы увидите там парашютный купол и стропы.

Многие герои игр отслужили, видимо, срочную в ВДВ

Многие герои игр отслужили, видимо, срочную в ВДВ

Трюки с парашютом принесли популярность агенту Рико из серии Just Cause. Парашют здорово вписался в поздние части Far Cry. С ним ловко обращаются Сэм Фишер и Снейк. Без парашютной подготовки пришлось бы туго Призракам на архипелаге Ауроа в Ghost Recon Breakpoint. Эпик и классика жанра шутеров от первого лица — прыжок из самолета агента Кейт Арчер в No One Lives Forever: Кейт сиганула вообще без парашюта и смогла отнять спасительный рюкзак у одного из злодеев, выпрыгнувших из того же самолета.

А в популярном танковом экшене World of Tanks можно сесть за рычаги танка воздушного десанта. Французский легкий танк AMX ELC bis имеет экипаж всего из двух человек, обладает небольшими габаритами и заниженным корпусом. В реальности такой танк был построен только в качестве прототипа, а в игре вы можете отправиться на нем за наградами и славой.

Скорость, маневренность и компактность. Таков танк воздушного десанта

Скорость, маневренность и компактность — таков танк воздушного десанта

Что же, будем считать, что разработчики игр готовы к Дню ВДВ, а десантникам не стоит жаловаться на недостаток внимания со стороны игровой индустрии. Поздравляем всех бывших и действующих бойцов воздушного десанта и желаем им играть только в хорошие видеоигры! Всех причастных к празднику читателей просьба отписаться в комментариях, с удовольствием почитаем!



    Оригинал материала: https://3dnews.ru/1016923