Жанр | Экшен, приключение |
Издатель | Devolver Digital |
Разработчик | Skeleton Crew Studio, Thomas Olsson |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-4160 3,6 ГГц / AMD Phenom II X4 965 3,4 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 730 / AMD Radeon R7 260X, 2 Гбайт на накопителе, интернет-соединение, операционная система Windows 7, 8.1, 10 |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-2500K 3,3 ГГц / AMD FX-6350 3,9 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 660 / AMD Radeon RX 550 |
Дата выхода | 28 января 2021 года |
Платформы | PC, Xbox One, PS4, Nintendo Switch, обратная совместимость с Xbox Series X, Xbox Series S, PS5 |
Официальный сайт |
Играли на PC
Маленькое рыбацкое поселение чахнет день ото дня, и жизнь здесь сулит лишь голодную смерть. Осознав бесперспективность такого существования для себя и подданных, лорд Фарадей принимает волевое решение: покинуть родной дом. Вместе с жителями своего посёлка он отправляется в плавание — за горизонт, на поиски лучшей жизни. Увы, путешествие внезапно прерывается: корабль попадает в таинственный шторм, где сталкивается с исполинским и устрашающим морским существом. Но, волею судьбы, это не конец для Фарадея и его людей, а лишь начало нового пути…
Герой приходит в себя в странном и зловещем месте, на своеобразном кладбище кораблей. Команды не видать, но вынужденное одиночество Фарадея прерывает местный лодочник. Он же берётся доставить лорда в Дубовый Прибой, пристанище людей, которых также когда-то «забрал» шторм. Здешние жители измучены и изнурены, их воля сломлена, а глаза давно потухли — они лишь доживают свой короткий век. Но целеустремлённый Фарадей не намерен мириться с таким положением дел и собирается вернуть им тягу к жизни. Но сперва необходимо найти других выживших с корабля, и герой отправляется на вылазку в загадочные земли Террафагоса.
Окутанные вуалью тайн и опасностей островки не пугают Фарадея — он явно не робкого десятка. Ещё бы — на нём теперь двойная ответственность: за людей из Дубового Прибоя и за уцелевших в кораблекрушении земляков. Герой вызволяет всех, кого может, а спасённые, в свою очередь, заметно оживляют атмосферу ещё недавно увядавшего поселения. Коммуна преображается визуально и расцветает метафорически: рядовые граждане воспрянули духом и больше не напоминают пустые оболочки, а местные ремесленники вновь принимаются за любимую работу.
Например, шляпник — умелец, предлагающий коллекцию головных уборов с полезными свойствами. Ассортимент впечатляет: экстравагантная шляпа с эффектными красными перьями, чьё главное назначение — разить и рассекать врагов оперением; «убор крокодила» (с виду — зелёная бейсболка козырьком назад), что позволяет герою слегка восполнить здоровье, сражаясь с противниками; или маска демона о́ни, дарующая оружию поистине дьявольскую мощь. Не будет лишним посетить и других мастеров: алхимик за умеренную плату повысит максимальное значение здоровья, а исследователь за горстку валюты отправится для нас в экспедицию, откуда обязательно привезёт ценные товары.
Однако оттепель в Дубовом Прибое не повлияла на общую атмосферу Террафагоса: за пределами нашей тихой гавани всё ещё царит хаос и кишат враждебные обитатели, с которыми Фарадею предстоит столкнуться. Для общения с озлобленными племенами и невиданными монстрами пригодится небольшой арсенал, собранный героем по дороге. Ключевой инструмент «дипломатии» — легендарный проклятый гарпун. Кроме очевидной возможности нанести неприятелям множественные колотые раны, чудо оружейной мысли дарует Фарадею сверхъестественные возможности вроде скоростного перемещения — лишь бы было за что/кого зацепиться.
Также вооружение лорда Фарадея состоит из стандартной рапиры, многозарядного арбалета, мощного мушкета и магического лунного меча. Последний, кстати, в меньшей степени оружие (драться им неудобно и в целом бессмысленно) и в большей — подспорье в прохождении определённых участков. Он, аналогично гарпуну, позволяет в мгновение ока перемещаться сквозь пространство, но в несколько другом ключе: меч необходимо установить в точке назначения, чтобы моментально к нему вернуться. Сподручно, когда на пути возникают головоломки вроде необходимости пройти через три двери, каждая из которых открывается разными положениями рычагов чуть поодаль. Встречаются и задачки иного толка: к примеру, подобрать верную последовательность электрических переходников или пронести заряд через воду, не потеряв напряжение.
По правде говоря, головоломки, как и стычки с рядовыми противниками Террафагоса, не потребуют особых усилий — проходятся они быстро и просто. А вот схватки с местными боссами иногда и попотеть заставят. Столкновения с ними получились яркими и запоминающимися — для каждого были придуманы примечательные условия боя, да и визуально они исполнены прекрасно. Три мифических охотника, искусный мастер меча, полчища кровожадных троглодитов, наседающих на героя между сдвигающимися стенами, — каждое сражение оставляет сильнейшее впечатление. Но больше прочих удался главный антагонист — гротескная тёмная сущность, с которой предстоит сойтись аж два раза. Чудовище воплощено выше всяких похвал — подлинное олицетворение запустения, деградации и смерти. Эта пугающая мерзость, вытягивающая жизнь из всего, что попадает в её склизкие отростки, поистине внушает ужас и трепет. Но даже его тёмная мощь меркнет на фоне общего светлого посыла Olija.
Стоит отдать должное Skeleton Crew Studio — за какие-то пять-шесть часов Olija неоднократно умудряется задеть за живое. Здесь и трогательная история любви императрицы Олии и лорда Фарадея, и философские экзистенциальные мотивы, затрагивающие вопрос разницы между физиологическим существованием и подлинной жизнью. Нашлось место и раздумьям о том, что происхождение человека не должно влиять на его место в обществе. Ведь даже в эфемерном пространстве Террафогоса нашлись те, кто делит людей на «достойных» и «недостойных». И непонятно, что страшнее: персоны «сверху», проповедующие подобное, или те, кто «снизу» этой пищевой цепочки и покорно принимают такое положение вещей.
Многогранная драматургия подкреплена мощными визуальными образами и сильными сценами, которым ничуть не мешает выбранный пиксельный стиль. Жаль, игровой процесс несколько выпадает из общего настроения произведения — кажется уж слишком простоватым, неуклюжим и комичным. Как следствие, бить врагов надоедает быстрее, чем заканчивается история, а общее впечатление немного смазывается. Хотя ведущий посыл игры всё равно сложно перебить: жизнь — это движение вперёд и вверх, пусть с горечью и трудностями, главное, чтобы предрассудки и боязнь перемен не утянули в глубокую и вязкую пучину безысходного отчаяния.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Визуальная составляющая атмосферы в Olija выдержана отлично: локации полны деталей и любопытных особенностей, а компиляция элементов разных культур получилась органичной и оправданной драматургией произведения. |
Звук |
Интересная и атмосферная звуковая находка: странноватый язык героев, будто бы являющий собой смесь из разных говоров мира. Не менее удачной получилась и музыка, умело манипулирующая настроением — то навевая меланхолию, то даря еле уловимый лучик надежды. |
Одиночная игра |
Отличное эмоционально насыщенное приключение, наполненное неординарной образностью. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Загадочная, философская и во многом трогательная история, которой слегка не подходит её же игровой процесс. |
Оценка: 8,0/10