Жанр | Ролевая игра |
Издатель | Tactical Adventures |
Издатель в России | Отсутствует |
Разработчик | Tactical Adventures |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i5-3570K 3,4 ГГц / AMD FX-4300 3,8 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 950 / AMD Radeon R9 285, 20 Гбайт на жестком диске, аккаунт в Steam или GOG |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-7400 3,2 ГГц / AMD Ryzen R3 1300 3,5 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 6 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1060 / AMD Radeon RX 590 |
Дата выхода | 20 октября 2020 года (ранний доступ), 27 мая 2021 года (релиз) |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | PC |
Официальный сайт |
В 2019 году Матье Жирар (Mathieu Girard), бывший директор Amplitude Studio (серия Endless Legend / Endless Space), основал студию Tactical Adventures и вышел на Kickstarter с проектом Solasta: Crown of the Magister. Хотя кампания по сбору средств прошла успешно (собрали более 240 000 евро при запрошенных 180 000), она получила не так много внимания, как могла бы.
Презентовать инди-RPG на основе D&D лишь спустя пару месяцев после анонса Baldur’s Gate 3 — возможно, не лучшая маркетинговая идея. Более того, в ранний доступ Solasta вышла всего лишь через две недели после нового детища Larian Studios. Тем не менее проект заметили и приняли тепло. С полноценным релизом Tactical Adventures уже не прогадала — на рынке затишье, экскурсию во Врата Балдура еще ждать и ждать, а в тур по Соласте можно отправляться прямо сейчас!
Solasta: Crown of the Magister базируется на актуальной версии правил D&D под редакцией 5.1. Речь об открытой лицензии, позволяющей досконально воспроизводить игровые правила, однако накладывающей запрет на всю мифологию D&D. Разработчики придумали свой собственный мир, хотя для случайных прохожих он мало чем отличается от тех же Забытых Королевств (да простят меня знатоки за столь грубое сравнение).
Много веков назад люди бежали из мира Тирмар от расы воинственных ящеров-гуманоидов. С помощью Богов они открыли портал между мирами и перебрались в земли Соласты. Так случилось, что пространство разорвало прямо в сердце Империи эльфов, которая в те времена доминировала на Соласте. На месте портала возник жуткий Катаклизм, который опустошил центр Империи. Ныне, тысячу лет спустя, эти земли называют Бесплодными. Они полны древних артефактов и смертельных опасностей, чем веками привлекают наемников и охотников за сокровищами. Таких, как наши искатели приключений.
Главного героя как такового нет — все подконтрольные персонажи одинаково важны, на манер Icewind Dale. Есть несколько готовых вариантов персонажей для зеленых новичков, но бывалый ролевик наверняка уделит целый час кропотливому созданию подопечных под свой стиль игры. По крайней мере, я бы рекомендовал каждому пойти этим путем, чтобы сразу ознакомиться с основами ролевой системы. В отличие от Pathfinder: Kingmaker, редактор которой ошеломляет десятками классов с запутанными линиями развития, Solasta куда дружелюбнее.
Игра предлагает пять рас (три из которых имеют по две вариации) и шесть классов: боец, паладин, клирик, вор, рейнджер и волшебник. Вскоре после релиза обещают еще добавить чародея в бесплатном DLC. Помимо этого, вы можете выбрать для персонажа божество, предысторию, отличительные черты характера и даже языки. Складывается впечатление, что предстоит много социального взаимодействия с миром, но тут стоит поумерить пыл — Crown of the Magister в первую очередь ориентирована на сражения. Как и в The Temple of Elemental Evil, не столь важно, альтруист ваш маг или циник, — главное, чтобы огненные шары метал. Личностные качества влияют лишь на некоторые реплики, доступные протагонистам в диалогах, и их комментарии событий по ходу приключения.
Пятая редакция D&D, на мой взгляд, получилась лаконичной, но не поверхностной. Сначала вы осваиваетесь с базовыми возможностями классов, а по достижении третьего уровня выбираете одну из специализаций, дающих уже специфические возможности. К примеру, боец может стать ходячим щитом или дополнить умения ближнего боя несколькими заклинаниями. Ветки развития наглядны и четко размечены, что позволит собирать интересные партии без глубоких знаний системы. С другой стороны, безумные комбинации классов остались в прошлом для D&D (хотя к ним всегда можно вернуться в той же Pathfinder).
Герои собираются в княжестве Масгарт на границе Бесплодных земель, в крепости Каэр Кифлен. Пьют в баре за встречу, рассказывают о своих злоключениях на пути к месту сбора: одного похитили бандиты, другой нарвался на лагерь орков. Все это обставлено в виде мини-квестов, обучающих основам. Истории фиксированы вне зависимости от того, каких персонажей вы подберете для партии. Это рождает довольно странные ситуации. К примеру, моему колдуну выпало вступление с ограблением, рассказывающее о механике пряток, взлома и кражи.
Крепость служит главным перевалочным пунктом на пути к затерянным сокровищам. Далеко не каждый прохожий может отправиться в Бесплодные земли. Для этого необходимо получить одобрение специального Совета, куда входят представители различных организаций. Solasta очень старается сделать акцент на политических интригах, но не ждите от нее «Игры престолов». Crown of the Magister, несмотря на постоянные разговоры о мировой угрозе, ощущается довольно камерной. И это вовсе не плохо.
Основные события крутятся вокруг короны, вынесенной в заголовок. Герои находят ее в одной из первых миссий. Оказывается, что некогда она принадлежала могучему Магистру, который и открыл портал между мирами. Корона — не просто стильный головной убор, но могущественный артефакт, за которым гоняется раса тех самых ящеров, от которых люди бежали тысячу лет назад. Оказывается, чешуйчатые тоже сумели пробраться на Соласту.
Чтобы раскрыть весь потенциал короны, необходимо собрать восемь драгоценных камней. За ними нам и предстоит бегать порядка сорока часов — игра оказалась немаленькой. Но во многом продолжительность зависит от вашей вовлеченности во второстепенные активности и, что важнее, выбранной сложности. Solasta предлагает пять предустановленных уровней и возможность тонко настроить сложность по своему желанию, к примеру изменить живучесть врагов, частоту их ударов по площади и так далее. Имейте в виду, уже на стандартном режиме придется туго.
Как и в любой адаптации правил D&D, многогранный кубик (он же «дайс») — Бог и судья. Ваш воин может быть сколь угодно матерым, увешанным артефактами бойцом, но если выпала единичка, он и крысу не пришибет. А низкоуровневые персонажи крайне далеки от понятия «матерый», поэтому приготовьтесь наблюдать за драками пьяниц, которые поочередно пытаются друг друга ударить, да все мажут. Длится сей грациозный танец мучительно долго.
Solasta дает множество инструментов для тактических маневров. Как и Baldur’s Gate 3, игра предлагает многоуровневые локации, где позволяется столкнуть врага с обрыва (он может сделать то же самое с вами). Хотя странно, что высота не дает, к примеру, преимущества в бою. Оби-Ван неодобрительно хмурится. Другой важный фактор — освещение. Попасть по врагу в темноте явно сложнее, чем при свете дня. Укрытия тоже учитываются, причем таковым может служить как ящик, так и персонаж. Поэтому лучнику, стоящему за спиной прикрывающего его воина, сложнее попасть во врага — лучше зайти с фланга.
Хотя все старания может нивелировать злосчастный кубик, если госпожа Фортуна не на вашей стороне. План вы разработали отличный, но заклинание трижды мажет, а врагу два раза подряд везет с критическим ударом, и вы ничего с этим не можете сделать. Варианта два: или покориться судьбе и продолжать, или перезагрузиться в надежде на лучший результат. Сохраняться, кстати, можно в любой момент боя.
В доминировании кубика над всем остальным заключается самая большая проблема дословного переноса настольных правил на виртуальные рельсы. В живой партии любой провал обыгрывается мастером под одобрительные (или издевательские) возгласы соратников, а если сидишь перед экраном монитора, остается лишь грустно вздыхать. Старые адаптации, в духе тех же Icewind Dale или Neverwinter Nights, хотя бы добавляли динамики за счет активной боевой системы, а новая Baldur’s Gate берет вариативностью. Solasta же предлагает в основном прямолинейные сражения, где все решает двадцатигранник.
Порой выпадает возможность решить конфликт силой убеждения, и, если дайс окажется на вашей стороне, это позволит избежать боя. Но такие ситуации крайне редки и не влияют на саму историю. Взаимодействия с NPC сведены к минимуму. С жителями двух населенных пунктов, что представлены в игре, беседовать нельзя. В лучшем случае они пожелают удачного дня. Второстепенных квестов всего несколько штук, если не считать поручений с доски заданий, которые предполагают повторное посещение уже исследованных локаций ради новых боев.
Что Tactical Adventures удалось, так это передать ощущение прогресса героев. Максимальный уровень развития — десятый. Прокачанная до упора группа — далеко не боги, сминающие всех и вся на поле боя. Даже несколько воинов-скелетов или бойцов-ветеранов, особенно при поддержке хотя бы одного заклинателя, все еще остаются ощутимой преградой, а один зеленый дракон — настоящее испытание для ваших подопечных.
Solasta заставляет ценить мало-мальски качественную экипировку. Оружие с модификатором «+1» — ценнейшая находка, а уж «+2» — настоящее сокровище, которое или хитро запрятано, или охраняется боссом, или стоит всего золота, что вы добыли за последние десять часов. Проследите, чтобы в вашей группе хоть один герой умел зачаровывать вещи — лучшее снаряжение можно создать толькосамостоятельно, предварительно раздобыв рецепт, особую заготовку и редкие ингредиенты. Но даже когда вы наберете достаточно артефактов, нацепить все разом не получится. Большинство магических вещей надо привязывать к персонажу (это делается во время отдыха), и одновременно назначить более трех вещей на душу нельзя.
* * *
Solasta: Crown of the Magister придется по вкусу тем, кто любит тактические сражения по правилам D&D, то есть с изрядным фактором удачи. Она довольно точно воспроизводит «настолку», приправляет ее вертикальным геймплеем и важностью освещения, но отыгрыша роли вне боя предложить не может — история вышла простоватой, без ярких персонажей и какой-либо нелинейности.
Продлить жизнь игре способен встроенный редактор карт, а делиться своими произведениями легко благодаря интеграции с «Мастерской Steam». Пока что он доступен в бета-режиме и разрешает только строить подземелья с монстрами. Но, хочется верить, со временем он обзаведется новыми возможностями, в том числе для написания диалогов. В самой игре есть беседы с проверкой характеристик — значит, механика в движке реализована. Богатый инструментарий — верное подспорье для формирования фанатского сообщества. Neverwinter Nights не даст соврать.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Картинка аккуратная и цельная — пожалуй, лучшее, что можно сказать о Solasta. К отдельным моделям приглядываться не стоит. |
Звук |
У игры яркий фэнтезийный саундтрек — сильнее всего запоминается оркестровая тема из главного меню. |
Одиночная игра |
Большую часть времени занимают путешествия от одной локации к другой, пошаговые сражения и поиск сокровищ. И помните: все решают кубики. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Solasta: Crown of the Magister обязательно оценят любители D&D. Но то, что хорошо работает на бумаге и в веселой компании, не всегда так же выигрышно смотрится при дословном воспроизведении в одиночной компьютерной игре. |
Оценка: 7,0/10
Видео: