Оригинал материала: https://3dnews.ru/1040671

Shin Megami Tensei III Nocturne HD Remaster — не человек, не демон. Рецензия

Жанр Ролевая игра
Издатель SEGA
Разработчик Atlus
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E 8400 3,0 ГГц / AMD Phenom II X 2 550 3,1 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 1 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GT S 450 Rev. 3 / AMD Radeon HD 5750, 14 Гбайт на накопителе, интернет-соединение и учётная запись в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i3-550 3,2 ГГц / AMD Phenom II X 3 720 2,8 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 1 Г байт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 550 Ti / AMD Radeon HD 6790
Дата выхода 25 мая 2021 года
Платформы PC, PlayStation 4, Nintendo Switch

Играли на Nintendo Switch

Основную серию Shin Megami Tensei сложно назвать народным хитом. Она всегда была нишевой, слишком мрачной и непонятной для массовой аудитории. Среди именитых jRPG «мегатены» стоят хардкорным особняком — если Final Fantasy, Dragon Quest или же Tales of радостно бегут вперёд, рассказывая очередные истории борьбы света со злом, то SMT сидит в сторонке и с упоением пожирает незадачливых игроков, решивших с ней познакомиться. Третья часть с подзаголовком Nocturne (кто-то может знать её как Lucifer’s Call) стала культовой не потому, что оказалась последним номерным выпуском для домашней консоли. Это одна из мощнейших игр Atlus, квинтэссенция того, за что можно всем сердцем любить или ненавидеть Shin Megami Tensei. К тому же почти за два десятка лет с момента релиза она ничуть не постарела. К счастью, благодаря ремастеру «Ноктюрн» теперь доступен не только владельцам PS2 и PS3, где продаётся цифровая версия. И я очень надеюсь, что благодаря более широкому выбору платформ (куда теперь входит и ПК) игре удастся найти новую аудиторию.

Серия никогда не могла похвастаться бюджетами на графику, но может удивить стильными локациями

#Смерть — лишь новое начало

Вряд ли ошибусь, если скажу, что сейчас с «мегатенами» знакомо не так много людей. Основные игры серии и её разнообразные ответвления (обязательно попробуйте тактическую дилогию Devil Survivor!) в основном выходили либо несколько поколений назад, либо на портативных консолях Nintendo, которые в России особой популярностью до выхода Switch не пользовались. Да и сама Atlus в последние годы сконцентрировалась на своей самой успешной подсерии, Persona. Вот уж о ней не слышал разве что ленивый. Правда, «персона» настолько далеко отошла от философии Shin Megami Tensei, что в какой-то момент выкинула эту фразу из названия за ненадобностью. И не просто так.

Начиная с третьей части, «персоны» всё больше и больше кренились в сторону социальной составляющей, симулятора жизни школьника и свиданий с красивыми девушками. Команды отважных ребят раскрывали довольно мрачные секреты, но в целом всё это вполне попадало в простую и популярную для jRPG концепцию «мы за всё хорошее против всего плохого». Особенно сильно изменения стали заметны в попсовой, солнечной четвёртой части, а затем окончательно закрепились в пятой. Не подумайте, мне нравятся эти игры, однако их прямолинейность оставляла чувство, что чего-то в них всё-таки не хватает.

 Торговец — парень весьма странный, пусть и дружелюбный

Торговец — парень весьма странный, пусть и дружелюбный

И после возвращения в Shin Megami Tensei III стало понятно, чего именно. Ощущения такие, будто переключился с модного мейнстрима на суровый, кровожадный артхаус. В третьей части нет деления на светлых и тёмных, как нет и решений, делающих хорошо всем. Все действующие лица в игре преследуют свои, крайне неоднозначные цели в не менее странной обстановке. Старый мир уже уничтожен, на кону стоит создание нового. Порядок в нём установит тот, кто сможет в борьбе доказать, что его Мотив сильнее. Однако так ли на самом деле хороша идеология, согласно которой сильные берут всю власть себе просто потому, что они сильные? Насколько здорово лепить мир чисто для эгоистичного себя? Приемлемо ли лишать всех обитателей чувств, а то ведь именно они якобы становятся корнем всех проблем? SMT III постоянно задаёт сложные вопросы, затягивает необходимостью понять точку зрения каждого кандидата и давит вязкой атмосферой разрушенного Токио, застывшего в неопределённости после апокалипсиса. Выбирать между злом и ещё большим злом — это не милых школьниц после уроков на свидания водить.

При этом Nocturne не растекается на безумную сотню часов гигантским количеством сценок или заставок. Персонажи немногословны, но каждая их фраза важна, каждый недолгий разговор прекрасно раскрывает собеседника. Игра вообще рассказывает по большей части не о главном герое, получеловеке-полудемоне, а о жизни разных обществ после конца света. И чем любопытнее будешь, тем больше узнаешь — своим взглядом на события делятся души, демоны и прочие жители. Два-три-четыре предложения — и ты уже в курсе, как одна группировка относится к другой, где добыть нужные сведения. Или же получаешь подсказку о том, что делать дальше. Лаконичность ничуть не портит историю, при этом она не скатывается в криптографию. Наоборот, если нужно кого-то найти или куда-то добраться, то дальнейший план действий складываешь из намёков. SMT IV в этом плане была более запутанной и заставляла частенько тыкаться носом во все углы в надежде найти нужный путь — третья же выверена практически идеально.

 Матадор, первый серьёзный босс, взрывает пятые точки с 2003 года

Матадор, первый серьёзный босс, взрывает пятые точки с 2003 года

#Подчини их всех

Из-за отсутствия болтовни на десятки часов третья часть выводит на первый план увлекательный игровой процесс. Хотя эта самая «увлекательность» зависит от вашего отношения к поджанру исследования подземелий (dungeon crawler). Практически каждая локация — лабиринт с собственными условиями. Где-то вы будете внезапно проваливаться сквозь пол на уровень ниже, где-то вас будут телепортировать в случайные места, где-то придётся решать головоломки. И чем дальше, тем извращённее и сложнее будут испытания. Подобное уже давным-давно стало визитной карточкой Shin Megami Tensei — особенно весело становится, когда забрался чёрт знает куда, ресурсы и мана на исходе, а точки сохранения всё нет и нет. Они, к слову, раскиданы ровно так, чтобы заставить немного понервничать, но не более. Бегать по несколько часов без записи прогресса не дадут, как и не предложат заново «пилить» 50 этажей до босса после Game Over.

Процессу исследования помогает шикарная боевая часть — один из наиболее удачных элементов игры. Да что там, всей серии. Обожаю, как «мегатены», в отличие от многих других игр жанра, заставляют постоянно приспосабливаться к новым условиям и тщательно продумывать состав партии на каждое подземелье. Не меньше мне нравится, что роли усилений/ослаблений уделяется серьёзное внимание — многие враги любят повышать себе какие-либо параметры, и с этим нужно что-то делать, иначе будет больно.

С другой стороны, боевая система — основной камень преткновения, особенно для новичков, привыкших к куда более щадящим условиям других jRPG. В спорах о ней уже сломано немало копий, особенно когда речь заходит о том, справедливо ли убивать игрока с одного удара. Пожалуй, под это нужна отдельная статья, но если вкратце, то вполне себе справедливо. Да, игра совсем не прощает ошибок, но, во-первых, ты можешь делать ровно то же с оппонентами, а во-вторых, смерти можно легко избежать — достаточно понять, какими заклинаниями кидаются те или иные монстры, обитающие на уровне. Если в команде все уязвимы к огню, а враги постоянно поливают им партию, то все, конечно же, будут погибать, не успев ничего сделать. Ведь удар по слабому месту — плюс к ходу соперника. Можно получить по голове и восемь раз подряд, а потом пойти на форумы плакаться про сложность. Или же можно быстро перестроить свою команду и избежать подобного развития событий.

 Феи прекрасно умеют отшивать главного героя

Феи прекрасно умеют отшивать главного героя

Подстраиваться под разнообразные ситуации и боссов помогают два инструмента. Первый — изменение сильных и слабых сторон главного героя при помощи специальных паразитов. Это, пожалуй, самое важное, потому что гибель протагониста равняется концу приключения. Второй — коллекционирование демонов. В отличие от последних выпусков Persona, где они безлико лепятся к основным персонажам, в SMT III и многих других играх серии напрямую командуешь монстрами, благодаря чему существа ощущаются более живыми, да и сам отряд получается куда разнообразнее. Ведь у каждого из подопечных есть свои характеристики, уязвимости и навыки — последние к тому же можно передавать, если создавать из двух имеющихся существ новое. Удобно, если планируешь собрать действительно смертоносный отряд. Если вам кажется, что это похоже на Pokemon, то всё верно — общих черт хватает. Только первые «мегатены» вышли на несколько лет раньше и уже тогда предлагали куда более интересный и сложный процесс охоты за всякими мифическими тварями, где их нужно уговаривать присоединиться к тебе.

Что же касается самого качества ремастера, то тут без откровений. Atlus подтянула графическую составляющую до современных разрешений, зачем-то добавила лёгкий уровень сложности и возможность сохраняться где угодно, а заодно предложила обновлённую локализацию вместе с японской и английской озвучками. Первоначально переиздание вышло в Японии и изобиловало техническими проблемами, но к западному релизу компания практически от них избавилась — хотя падения частоты кадров во время особо мощных заклинаний всё ещё наблюдаются. Главное же то, что SMT III наконец-то можно официально купить на современных платформах (Switch, как обычно, выигрывает за счёт портативности), а не бодаться с корявым программным эмулятором второй «соньки» на PS3 или пытаться найти диск нужного региона для PS2.

Только, пожалуйста, не ждите от Shin Megami Tensei III того, что сейчас делает Persona. Как минимум чтобы не разочароваться в ожидании очередных развесёлых анимешных приключений. Это совершенно разные игры для совершенно разных аудиторий. Однако это не значит, что приближаться к «мегатенам» не нужно. Их определённо стоит попробовать, раз уж один из наиболее сильных и захватывающих выпусков серии добрался до нас в виде обновлённой версии. Как уже сказано выше, здесь практически в идеальных пропорциях смешано всё, за что можно любить SMT. Ну или ненавидеть, если кому-то лень разбираться в особенностях боевой системы. Ремастер наверняка затевался как подготовка к SMT V — надеюсь, Atlus не испортит её элементами из «персоны». И очень бы хотелось, чтобы компания всё-таки вспомнила про дилогию Shin Megami Tensei: Digital Devil Saga с той же PS2. Если она и уступает «Ноктюрну», то лишь самую малость.

Достоинства:

  • шикарная боевая система и занимательное исследование подземелий — два основных элемента SMT III;
  • мрачная история с сонмом неоднозначных персонажей.

Недостатки:

  • редкие проблемы с производительностью.

Графика

SMT никогда не могла похвастаться красивыми видами и графикой, но с лихвой компенсирует это классным дизайном демонов, боссов и персонажей.

Звук

Отлично, что в ремастер добавили возможность выбрать язык озвучения. Что же касается музыки, то она приятна, но не сказать, что это лучшая работа композитора Сёдзи Мегуро.

Одиночная игра

Неоднозначные персонажи, затягивающие сражения, постоянная необходимость приспосабливаться к новым условиям, интересные подземелья — оторваться от игры очень и очень сложно.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Время не властно над Shin Megami Tensei III — она не стареет, а становится всё лучше и лучше. Особенно на фоне того, что происходит с жанром jRPG последние два консольных поколения. Мощное, мрачное и захватывающее приключение, мимо которого не стоит проходить.

Оценка: 9,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

    3DNews рекомендует!


    Оригинал материала: https://3dnews.ru/1040671