Оригинал материала: https://3dnews.ru/1042825

Удачной охоты, S.T.A.L.K.E.R. — вспоминаем эпохальную игру и выясняем, что ждёт нас в «Сердце Чернобыля»

На отгремевшей недавно E3 было на что посмотреть. Но, без сомнения, главным событием стала презентация Microsoft, где мощные трейлеры перспективных проектов один за другим похищали сердца и умы игроков. Однако даже на столь внушительном фоне демонстрация S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl особенным образом сыграла на струнах души. В преддверии скорого (надеемся) выхода долгожданного сиквела мы решили вспомнить, с чего всё начиналось, вновь вернуться на просторы Зоны и поговорить со сведущим сталкером из GSC Game World Захаром Бочаровым — о славном прошлом и многообещающем будущем серии.

Трейлер до того атмосферный и интригующий, что детектор ожидания зашкаливает

#Из космоса в Крым

В далёком 2000 году в недрах пока ещё малоизвестной студии GSC Game World зрела грандиозная идея игры под названием Oblivion Lost. Задумка выглядела амбициозно: командное фантастическое приключение (явно вдохновлённое популярным тогда фильмом «Звёздные врата»), где предстояло открывать новые миры, вести ожесточённые перестрелки с тактическим уклоном, а ещё колесить и летать на разнообразном транспорте. Под игру писали оригинальный движок X-Ray, что должен был обеспечить современную по тем временам картинку и достойную реализацию всех перспективных задумок.

У проекта был рабочий прототип и дата релиза, но в определённый момент размах планов всё же поставил разработчиков перед фактом: для реализации необходимого множества миров, их идентичности и уникального игрового наполнения у студии нет достаточных средств и ресурсов. Да и сама идея в какой-то момент перестала вдохновлять авторов, перестав казаться такой уж манящей и оригинальной. Однако игра не умерла, лишь решительно сменила лицо… и многое другое.

В 2002 году Oblivion Lost навсегда покинула космическое пространство и приземлилась в Крыму. Новая задумка предполагала вольное прочтение сюжета фантастической повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Только вместо последствий визита инопланетных кораблей на Землю игроки имели бы дело с результатами вымышленной аварии на Крымской АЭС. Тут же название игры дополнилось новым словом (точней, аббревиатурой — во избежание возможных исков по авторским правам) и выглядело так: S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost.

 Даже интересно, как сложилась бы судьба Oblivion Lost, если бы GSC Game World не сменила концепцию…  Источник изображения: VGTimes

Даже интересно, как сложилась бы судьба Oblivion Lost, если бы GSC Game World не сменила концепцию… Источник изображения: VGTimes

#«Жизненные» сложности

В какой-то момент действие было решено перенести с Крымского полуострова в Чернобыль — место, где действительно произошла ядерная катастрофа. Это, как считал глава студии Сергей Григорович, добавляло проекту узнаваемости, которая заинтересует не только игроков из СНГ, но и западных геймеров. Концепция была утверждена, движок X-Ray — практически готов. Авторы несколько раз посетили Зону отчуждения Чернобыльской АЭС, собрали уйму материала, и разработка пошла полным ходом.

У многообещающей игры появился издатель на глобальном рынке, компания THQ, по настойчивой инициативе которого абстрактный подзаголовок Oblivion Lost сменили на более конкретный — Shadow of Chernobyl. Обозначилась у проекта и примерная дата выхода: первая половина, а затем конец 2003 года. Вместе с анонсом релиза игровой общественности показывали первые демонстрационные видео, где движок X-Ray щеголял невероятными погодными эффектами, потрясающими атмосферой локациями и необычайной симуляцией игрового мира A-Life.

Именно она, как утверждается во множестве источников, стала одной из ключевых причин последующих переносов (другая, исключительно техническая, — необходимость перевода игры на DirectX 9.0). В теории система A-Life предполагала абсолютную автономность мира от игрока. За кадром и прямо перед глазами должна была происходить настоящая жизнь! По задумке, превратить Зону в насыщенный мир должны были десятки, может, сотни абсолютно случайных событий: разборки за территории между группировками, миграции мутантов и ожесточённые бои между разными видами монстров, а также разнообразные стихийные стычки сталкеров со всякой живностью. Всё с неочевидным исходом, само собой.

 Многие игроки особенно ценят душевные привалы у костров, где сталкеры делятся своими мечтами и планами, травят байки, лабают на гитаре и рассказывают бессчётные вариации знакомых всем анекдотов. Мелочь, но как играет на погружение!

Многие игроки особенно ценят душевные привалы у костров, где сталкеры делятся своими мечтами и планами, травят байки, лабают на гитаре и рассказывают бессчётные вариации знакомых всем анекдотов. Мелочь, но как играет на погружение!

На практике выходил полнейший хаос. Игра бросалась в крайности — могла как швырять игрока в безостановочную вереницу генерируемых перипетий, так и проводить все события за кадром, вынуждая довольствоваться лишь видимыми последствиями (преимущественно хладными телами) происшествий в Зоне. Проще говоря, как факт — любопытно, как игра — не работает. Было решено добавить A-Life «предсказуемости» в виде скриптов и чёткого обозначения ареалов обитания для некоторых NPC, чтобы те не смогли ходить куда вздумается.

Вместе с этим разработчики дополнили игровую фабулу под новые реалии A-Life, а заодно оптимизировали и слегка переосмыслили локации. Что вместе с последующими тестированиями, поиском ошибок и этапом финальной полировки неотвратимо отодвигало релиз. Но всё же последняя назначенная дата выхода — март (20-е для США и Канады, 23-е для СНГ и Европы) 2007 года — оказалась окончательной. «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» вышла в свет!

#Проверка временем

Долгожданный проект и игроки, и пресса встретили благоприятно. И хотя количество багов и технических проблем на старте многих раздосадовало, кто-то расстроился из-за несоответствия ожиданий и реальности, да и сюжет не вызвал бури оваций (хоть в нём и присутствовали достаточно удачные моменты), абсолютное большинство сходилось в одном — это оригинальная, атмосферная, проработанная и невероятно проникновенная игра. Кстати, наше издание в далёком 2007 году также отнеслось к S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl весьма благосклонно.

 Сегодняшний паёк состоит преимущественно из «маслин»

Сегодняшний паёк состоит преимущественно из «маслин»

Уже в следующем году вышло первое дополнение к S.T.A.L.K.E.R. — «Чистое небо». А ещё через год и второе — «Зов Припяти». Clear Sky оказалась своеобразным приквелом основной игры, взяла курс на практически безостановочный экшен и обновила принцип «охоты» на артефакты. Изменения же в Call of Pripyat (её сюжет — продолжение основной истории) оказались более значительными: интерфейс стал немного удобнее, появилась возможность поспать (очень помогало в заданиях, где было необходимо подождать чего-либо), а также сильно преобразилась система A-Life, расширившая возможности сталкеров и монстров в мире. Также здесь сильно сократилось количество перестрелок, видимо, из-за критики экшен-ориентированности «Чистого неба». Обе игры были встречены тепло, хотя и без прежнего восторга: такого же культурного шока, как «Тень Чернобыля», они уже не производили, да и своих проблем у проектов хватало. Тем не менее многие игроки и журналисты всё же окрестили «Зов Припяти» — «тем самым «Сталкером», что мы ждали с начала века».

Меня, признаюсь, в те годы оригинальная S.T.A.L.K.E.R. (и особенно два её продолжения) покорить не смогла. Безусловно, я оценил масштаб проработки, достоверность созданного мира (достаточно было выйти из дома, чтобы убедиться в точности воплощения эстетики е… единения постсоветских ансамблей) и неожиданно «живую» озвучку. И конечно, я получил немало удовольствия от игры, но отдельного заметного места в сердце она тогда не заняла. И вот спустя четырнадцать лет я всё же попытался разобраться — почему. А заодно понять, что может предложить классический проект современным игрокам.

Сейчас «Тень Чернобыля», конечно, выглядит совсем по-другому, в первую очередь в исключительно техническом плане. Здесь почти (да, ключевое слово — почти) нет былых багов и, естественно, проблем с производительностью. Можно даже позволить себе неслыханную для 2007-го роскошь — выставить максимальные настройки графики, чтобы в полной мере прочувствовать знаменитый антураж гаражей и панелек. И, надо сказать, выглядит Shadow of Chernobyl сейчас вполне достойно.

 Объекты советского монументального искусства величественны, но ржавчина и частичное разрушение порождают меланхолию…

Объекты советского монументального искусства величественны, но ржавчина и частичное разрушение порождают меланхолию…

Тут, конечно, в первую очередь играют роль скрупулёзно созданные локации, навевающие столь знакомую и тягучую экзистенциальную тоску. Каждая ветхая постройка, каждая забытая на дороге «буханка» (или 130-й «зилок»), каждый плакат, каждый объект советского модернизма и каждая заброшенная лаборатория создают мощную контекстную атмосферу. Всё это воспринимается не как декорация, а как действительно заброшенное место, где раньше кипела жизнь, а теперь поджидает лишь смерть.

Этому способствует и игровой процесс, безостановочно порождающий чувство опасности, безвыходной и пугающей. И неспроста! Встретить бесславный конец можно буквально на каждом шагу: шальная пуля или очередь, стая бродячих собак, неосторожный шаг в зоне аномалии, радиация и, конечно, смертоносные мутанты — желающих поставить точку в похождениях сталкера немало.

 Исполнитель желаний действительно исполняет желания. Хотя, в иронии ему не откажешь…

Исполнитель желаний действительно исполняет желания. Хотя в иронии ему не откажешь…

И если для выживания в Зоне требуется смекалка, аккуратность, планирование и навык умелого метания болтов, то вот от гибели в одной из «ложных» концовок спастись гораздо сложнее. Суровость нравов S.T.A.L.K.E.R. проявляется и в манере повествования: информации о заданиях всегда мало, персонажи скупы на подробности, да и из доступных сведений не всегда складывается целостная картина. Так, например, легко пропустить линию с поиском Стрелка и не узнать, на кой всё же ляд он сдался Меченому. А вместе с тем и не увидеть одну из двух «истинных» развязок.

Другой, хоть и соответствующий настроению произведения, но всё же утомительный элемент игрового процесса — рутина передвижения. Перемещается сталкер только на своих двоих и порой, если перебрать с хабаром, пешее путешествие до ближайшей точки сбыта может решительно затянуться. Ведь локации здесь большие, а возможности быстрого перемещения не предусмотрено (хотя в дополнениях, например, появилось нечто похожее). Первые несколько вылазок за ценностями действительно увлекают, но в какой-то момент сталкерские пешие походы по одним и тем же местам начинают немного изнурять. Проще выкинуть всё ненужное в канаву и бежать себе по сюжету!

 Везде обман! Написано «Книги», а внутри только монолитовцы с волынами!

Везде обман! Написано «Книги», а внутри только монолитовцы с волынами!

Но это мелочь (которая, правда, когда-то ужасно меня раздражала), не умаляющая факта: оригинальная S.T.A.L.K.E.R. — и вправду восхитительная игра, с достоверным антуражем и совершенно простым человеческим лицом. Не удивительно, что вокруг игры сформировалось колоссальное сообщество поклонников как в странах СНГ, так и на Западе. Для неё создавали бесчисленные модификации, по мотивам её событий снимали короткометражки и написали неисчислимое количество фанфиков, в том числе и признанных официальными. И конечно, все с нетерпением ожидают сиквел…

#Жил, умер и воскрес

О том, что номерному продолжению S.T.A.L.K.E.R. быть, стало известно ещё до выхода «Зова Припяти». Полноценная же разработка стартовала почти сразу после релиза второго дополнения, а официальный анонс сулил выход продолжения уже в 2012-м. Но судьба того проекта сложилась трагично: работа над S.T.A.L.K.E.R. 2 была прекращена, команда распущена, а фанатские сердца и надежды — разбиты.

Недавно стали известны подробности той S.T.A.L.K.E.R. 2. — сюжетные, дизайнерские и технические. Из действительно примечательных материалов я бы выделил прописанную хронологию событий вселенной (вероятно, она уже давно не актуальна), любопытные концепт-арты и одну из запланированных игровых особенностей — создание своей банды. Вероятно, к грядущему проекту эти наработки отношения не имеют.

 Любопытный концепт-арт отменённой S.T.A.L.K.E.R. 2, от которого в большей степени веет тёмным фэнтези, чем научной фантастикой  Источник: «Вестник „Того Самого Сталкера“»

Любопытный концепт-арт отменённой S.T.A.L.K.E.R. 2, от которого в большей степени веет тёмным фэнтези, чем научной фантастикой. Источник: «Вестник „Того Самого Сталкера“»

Актуальная же S.T.A.L.K.E.R. 2 была анонсирована 15 мая 2018 года. За три года (и особенно за последний месяц) появилась масса разных сведений: мы знаем системные требования, ожидаем «крепкой» лексики и предвкушаем два сюжетных дополнения, а ещё искренне трепещем перед размерами Зоны — шестьдесят четыре квадратных километра. Средств передвижения, к слову, не предвидится. За другими подробностями Heart of Chernobyl мы обратились к её создателям.

#Беседа у костра

Слегка потрескивает уютный огонь, вдали слышен вой мутировавших собак, а расстроенные струны гитары по сотому кругу выдают любимую «сталкерскую». Никогда не знаешь, кого встретишь в Зоне. Но сегодня повезло: к нашему привалу присоединился опытный сталкер Захар Бочаров, с которым мы обсудили классическую трилогию S.T.A.L.K.E.R. и, конечно, порасспросили его про S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl.

3DNews: Одним из наиболее запоминающихся элементов в трилогии S.T.A.L.K.E.R., буквально «ушедшим в народ», стала озвучка вражеских NPC. Расскажите, как рождались эти золотые хиты? Был ли это чистый актёрский экспромт, режиссерская или сценарная задумка или, может, спонтанная идея на каком-то из этапов производства?

Захар Бочаров: Мне жаль огорчать кого-то, но, насколько мне известно, никакой исключительной истории там нет. Все фразы просто родились в процессе озвучки, а потом завирусились. Думается мне, из-за искреннего исполнения.

3DNews: Уверен, многих игроков, как и лично меня, безумно волнует: а услышим ли мы эти дорогие сердцу «обходи эту шелупонь» и «а ну, чики-брики и в дамки» в Heart of Chernobyl?

Захар Бочаров: Я не вижу причин, по которым бы этого не случилось, — в том же последнем трейлере уже достаточно приятных фанатам отсылок.

3DNews: Мир первых S.T.A.L.K.E.R. был вдохновлён «Пикником на обочине» братьев Стругацких и отчасти кинокартиной Андрея Тарковского «Сталкер». А что послужило художественными ориентирами для сиквела в визуальном плане, сценарном и при проработке образов персонажей?

Захар Бочаров: Правильного ответа тут точно нет. Команда огромная, культурный багаж у каждого свой, перечисление будет огромным и не показательным. Не ошибусь, если скажу, что главный источник вдохновения — сама Зона отчуждения, куда разработчики постоянно ездят: и просто так, и по работе (сканирование предметов, подбор референсов и т.д.). Она ещё и производит абсолютно разное впечатление в зависимости от времени года.

 Объект «Чернобыль-2», в который так зрелищно бьёт молния в трейлере, существует в Зоне отчуждения на самом деле  Источник: stalker2.com

Объект «Чернобыль-2», в который так зрелищно бьёт молния в трейлере, существует в Зоне отчуждения на самом деле. Источник: stalker2.com

3DNews: S.T.A.L.K.E.R. (и его продолжения) был атмосферным, мрачным и во всех смыслах суровым проектом. Будет ли S.T.A.L.K.E.R. 2 верна идее жёсткого отношения к игроку или всё же станет больше ориентироваться на массового пользователя?.. Или, может, будет даже жёстче?

Захар Бочаров: Это всё ещё очень неприветливая игра, и это не может измениться. Это ДНК вселенной, сама её суть. Противостояние максимально враждебному миру, когда ты сам по сути — маленький, уязвимый и заменимый. Зона может проглотить любого и даже не заметит этого.

3DNews: Планируется ли в игре выбор сложности или какая-либо адаптивная подстройка под игрока?

Захар Бочаров: Да, будут разные уровни сложности.

3DNews: Предвидится ли в S.T.A.L.K.E.R. 2 сетевая составляющая и в каком виде?

Захар Бочаров: Так точно, выйдет в качестве бесплатного дополнения после релиза.

3DNews: Трилогия S.T.A.L.K.E.R. запомнилась ещё и довольно нестандартной ролевой системой без привычного древа навыков, уровней персонажа и очков улучшения характеристик. Для того времени, да и сейчас такой подход — большая редкость. Чем он был обусловлен тогда?

Захар Бочаров: Думаю, описанным выше — обозначением контраста между Зоной и игроком. Сколько ни наращивай мощность — будь то броня, оружие, припасы в большом количестве, — этого недостаточно для противостояния миру. Он всегда сильнее, опасней и находчивей.

3DNews: В Heart of Chernobyl навыков и «прокачки» мы также не увидим? Или подход к развитию героя слегка поменялся?

Захар Бочаров: Не готов пока что делать анонсов.

3DNews: А будет ли простор для специализаций и специфического построения героя? Скажем, возможность сделать из игрового персонажа «сталкера-ниндзя» / «сталкера — мастера ножевого боя» / «сталкера-учёного»?

Захар Бочаров: Тут, соответственно, тоже.

3DNews: Мир S.T.A.L.K.E.R. 2 заявлен как immersive sim, где действия игрока ощутимо влияют на окружение. А как сильно мир игры будет меняться вне зависимости от действий героя?

Захар Бочаров: Даже не знаю, как ответить без спойлеров.

3DNews: Если A-Life 2.0 будет просчитывать большую часть процессов «за кадром», а игрок будет сталкиваться только с последствиями, то не случится ли так, что все интересные обстоятельства будут складываться не вокруг главного героя?

Захар Бочаров: Нет, потому что будут сюжет и побочные квесты. Да и количество случайных событий, помноженное на игровое время, исключает, что все они будут пропущены.

3DNews: Будут ли другие сталкеры вновь травить байки у костра?

Захар Бочаров: О да!

3DNews: На финал «S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля» влияли неочевидные на первый взгляд вещи в духе наличности при герое, убийства определённых персонажей, выполнения определённых побочных квестов и, конечно, репутации. Ждать ли нам подобных нарративных находок в S.T.A.L.K.E.R. 2?

Захар Бочаров: Тут много уточнений, но в общих чертах — да. Поведение и выборы игрока напрямую формируют историю и влияют на концовку.

3DNews: Будут ли события и персонажи сиквела перекликаться с событиями оригинальной трилогии?

Захар Бочаров: Будут, но у нас главный герой и в целом самостоятельная история. Новички смогут её понять, но фанаты получат наибольшее удовольствие от лучшего понимания контекста.

3DNews: Встретим ли мы Сидоровича?

Захар Бочаров: Мне иногда самому интересно, поднял ли он за все это время свой зад со стула.

3DNews: По игре S.T.A.L.K.E.R. снято огромное количество фанатских фильмов, а вот профессиональная киноотрасль почему-то до сих пор ничего не выдала. Наверняка предложения поступали неоднократно, но полнометражного S.T.A.L.K.E.R., тем не менее, так никто и не снял. С чем это связано — не нашлось подходящей творческой группы?

Захар Бочаров: Да, любой S.T.A.L.K.E.R. должен состояться именно как S.T.A.L.K.E.R. — фанаты очень дорожат атмосферой (которая для многих своя). Многие сомневались, что её удастся сохранить даже с переходом на другой движок (с X-Ray на Unreal Engine) — кажется, только с последним трейлером получилось убедить основную аудиторию в обратном. С киноязыком может быть ещё сложнее — хотя среди фанатских работ есть, безусловно, и очень талантливые. Для нас сейчас главный приоритет — игра, которая должна оправдать ожидания. Ответственности в этом уже хватает.

3DNews: Какой твой любимый эпизод в трилогии S.T.A.L.K.E.R.?

Захар Бочаров: Припять в S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. Мне крышу снесло от реализации. Да и эпизод там очень напряженный, постоянно выискиваешь врагов, не чувствуешь себя в безопасности. При этом есть ощущение скорой развязки, очень круто поставлено. Вообще больше всего люблю именно «Тень Чернобыля», ощущение новизны другим играм перебить не удалось. Свежие ощущения на чистый мозг.

 Тот самый сегмент в Припяти, о котором с таким восторгом вспоминает Захар. И вправду — невероятный уровень!

Тот самый сегмент в Припяти, о котором с таким восторгом вспоминает Захар. И вправду — невероятный уровень!

3DNews: А в S.T.A.L.K.E.R. 2?

Захар Бочаров: Мой любимый момент в S.T.A.L.K.E.R. 2 — это когда можно больше не отвечать на вопрос о дате релиза, потому что её теперь и так все знают.

На этих словах наш КПК издаёт пиликающий звук: пора идти. Мы благодарим Захара за душевную беседу и вновь отправляемся в неизвестность Зоны…



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1042825