Оригинал материала: https://3dnews.ru/1044839

Обзор камеры Pentax K-3 Mark III: против ветра

Основные особенности. Отличия от предыдущего поколения. Дисплей и видоискатель. Интерфейс. Беспроводные соединения

Pentax — это отдельная вселенная мира фототехники, со своими принципами и законами. Причем компания не так часто радует нас новинками (со времен выхода прошлой, K-1 Mark II, прошло более трех лет), поэтому знакомство с K-3 Mark III было для меня погружением в новую реальность. Погружением не самым комфортным – слишком мало она похожа на «обычные» камеры. Все они более-менее сходны между собой, производители подсматривают какие-то моменты, копируют друг у друга. Но Pentax существует словно бы немного в стороне — не похоже, что компания оглядывается на кого-то, кроме самой себя. С одной стороны, это вызывает уважение, с другой… компания выглядит утопающим, который гордо уходит на дно, не пытаясь хвататься за соломинки, которые подкидывает окружающий мир. Я далека от построения бизнес-стратегий и маркетинговой аналитики, но у меня есть серьезные опасения, что выпуск таких камер, как K-3 Mark III, — не самая коммерчески выгодная идея, ведь камера ориентирована на преданных поклонников продукции Pentax и едва ли способна привлечь новую аудиторию. Но не вижу смысла долго разглагольствовать о том, в чем плохо разбираюсь, – перейду к фактам и впечатлениям от работы с аппаратом.

#Основные особенности. Отличия от предыдущего поколения

Как ясно из названия, Pentax K-3 Mark III – это уже третья инкарнация камеры. Первая вышла в 2013 году, получила хорошую критику и несколько международных наград. Вторая увидела свет спустя два года и, скажем прямо, мало чем отличалась от первой. И вот, после долгого затишья, мы видим продолжение серии. За восемь лет мир фототехники изменился кардинально. А изменилась ли кардинально камера Pentax?

Это все еще зеркальный аппарат с сенсором формата APS-C, но датчик изображения в камере используется все-таки свежий, с обратной засветкой BSI. Разрешение составляет 26 мегапикселей, это не слишком много по современным меркам, но, как показывает практика, достаточно для большинства съемочных ситуаций. На сенсоре отсутствует фильтр низких частот, что добавляет снимкам резкости и детализации, но, в теории, на некоторых сюжетах может привести к появлению эффекта муара. Однако на этот случай предусмотрена фирменная разработка – имитация фильтра низких частот за счет микроскопических колебаний матрицы во время съемки.

Разумеется, производитель поработал над улучшением и остальных базовых характеристик.

В камере используется новый высокопроизводительный процессор PRIME V и отдельный новый модуль высокоскоростной обработки изображения. Применен совершенно новый модуль автофокусировки с 101 точкой автофокуса, 25 из которых — крестовые, что должно помочь камере фокусироваться на объектах в движении. Доступна система распознавания лиц и глаз. Однако все это касается только фокусировки при работе через видоискатель. В режиме Live View работает контрастная система автофокуса.

Улучшению подверглась и система стабилизации изображения. Ее эффективность в Pentax K-3 Mark III составляет 5,5 стопов – серьезный показатель, тем более для зеркальной камеры.

Диапазон светочувствительности камеры также впечатляет: предельное значение ISO — 1 600 000.

Увеличена скорость серийной съемки: камера способна снимать непрерывные серии из 32 кадров в формате RAW со скоростью 12 кадров в секунду либо 90 снимков в формате JPEG при максимальном разрешении со скоростью 2,5 кадра в секунду. В Pentax K-3 Mark III применен затвор с новым механизмом: установлен двигатель без сердечника для управления механизмами заслонки и зеркала, что улучшает время отклика.

В видеосъемке мы тоже видим существенный шаг вперед. Предыдущие версии камеры хоть формально и способны были снимать видеоролики, на практике были мало приспособлены для этой задачи. В Pentax K-3 Mark III наконец стал доступен формат 4K, она способна снимать видео разрешением 3840 × 2160 пикселей с частотой кадров 30p/24p или Full HD-видео с разрешением 1920 × 1080 пикселей и частотой кадров 60p/30p/24p со стандартом сжатия H.264. Для качественной звукозаписи есть разъем для стереомикрофона и наушников. Один из слотов для SD-карт поддерживает стандарт UHS-II для быстрой обработки данных с высокой частотой кадров или видеозаписи. Однако сам производитель подчеркивает, что Pentax K-3 Mark III была разработана как традиционная цифровая зеркальная камера именно для фотографии, и это намекает нам, что ждать чудес от видео все-таки не стоит.

Что до конструктивных изменений, здесь тоже есть чему уделить внимание. В частности, в камере используются новые дисплей и видоискатель – о них мы подробно поговорим в соответствующем разделе статьи.

Общие впечатление от характеристик камеры: производитель проделал большую работу и обновил все ключевые элементы и функции. Однако, как бы современно ни смотрелась камера на фоне своей предшественницы 2015 года, смотрится ли она современно на фоне аппаратов других производителей?

Pentax K-3 Mark III Pentax K-3 Mark II Pentax K-1 Mark II
Сенсор изображения 23,7 × 15,6 мм (размер APS-C) 23,7 × 15,6 мм (размер APS-C) 36 × 24 мм (полный кадр)
Эффективное разрешение сенсора 25,73 мегапикселя; Pixel Shift Resolution 23,35 мегапикселя; Pixel Shift Resolution 36,4 мегапикселя; Pixel Shift Resolution II (с режимом съемки с рук)
Стабилизатор изображения 5-осевой (Shake Reduction II) 5-осевой (Shake Reduction) 5-осевой (Shake Reduction II)
Байонет Pentax KAF2 Pentax KAF2 Pentax KAF2
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (PEF/DNG) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (PEF/DNG) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (PEF/DNG)
Формат видео MPEG-4 AVC/H.264 (MOV) MPEG-4 AVC/H.264 (MOV) MPEG-4 AVC/H.264 (MOV)
Размер кадра До 6192 × 4128 пикселей До 6016 × 4000 пикселей До 7360 × 4912 пикселей
Разрешение видео До 3840 × 2160, 30p До 1920 × 1080, 30p/60i До 1920 × 1080, 30p/60i
Чувствительность ISO 100–1 600 000 ISO 100–51 200 ISO 100–819200
Затвор Механический затвор: 1/8000–30 с;
длительная (Bulb); электронный затвор
Механический затвор: 1/8000–30 с;
длительная (Bulb)
Механический затвор: 1/8000–30 с;
длительная (Bulb); электронный затвор
Скорость серийной съемки До 12 кадров в секунду До 8,3 кадра в секунду До 4,4 кадра в секунду в полнокадровом режиме; до 6,5 кадра в секунду в режиме APS-C
Автофокус Фазовый (SAFOX 13), 101 точка, из которых 25 – крестового типа; контрастная фокусировка в режиме Live View Фазовый, 27 точек; контрастная фокусировка в режиме Live View Фазовый (SAFOX 12), 33 точки, из которых 25 – крестового типа; контрастная фокусировка в режиме Live View
Экспозамер, режимы работы TTL-датчик, 307 000 точек: многосегментный, центрально-взвешенный, точечный TTL-датчик, 86 000 точек: многосегментный, центрально-взвешенный, точечный TTL-датчик, 86 000 точек: многосегментный, центрально-взвешенный, точечный
Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV ±5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV ±5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
Встроенная вспышка Нет Нет Нет
Автоспуск
2 с, 12 с

2 с, 12 с

2 с, 12 с
Карта памяти Два слота, один совместим с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS II, второй — с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS I Два слота, совместимых с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS I Два слота, совместимых с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS I
Дисплей ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1 620 тыс. точек ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1 037 тыс. точек Поворотный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1 070 тыс. точек
Вспомогательный монитор Есть Есть Есть
Видоискатель
Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 %

Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 %

Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 %
Интерфейсы USB Type-C (USB 3.2), microHDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для синхронизатора, разъем для подключения спускового тросика microUSB (USB 3.0), mini-HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для питания от сетевого адаптера, разъем для синхронизатора, разъем для подключения спускового тросика microUSB (USB 2.0), mini-HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для питания от сетевого адаптера, разъем для синхронизатора, разъем для подключения спускового тросика
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth Нет Wi-Fi, GPS
Питание Литий-ионный аккумулятор D-LI90 емкостью 14 Вт·ч (1860 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор D-LI90 емкостью 14 Вт·ч (1860 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор D-LI90 емкостью 14 Вт·ч (1860 мА·ч, 7,2 В)
Габариты 135 × 104 × 74 мм 131,5 × 102,5 × 77,5 136,5 × 110 × 85,5 мм
Масса 820 граммов (вкл. батарею и карту памяти) 785 граммов (вкл. батарею и карту памяти) 1010 граммов (вкл. батарею и карту памяти)
Актуальная цена 194 900 рублей за версию без объектива (body) Нет в продаже 169 900 рублей за версию без объектива (body)

#Дизайн и эргономичность

Визуально Pentax K-3 Mark III не так уж сильно отличается от своих предшественниц: производитель сохранил фирменный стиль и логику расположения органов управления. Камера производит впечатление надежного аппарата. Ее удобно держать благодаря глубокому хвату. Корпус приспособлен для работы при более-менее любых погодных условиях, он изготовлен из магниевого сплава и оснащен 95 уплотнительными прокладками, которые защищают камеру от попадания пыли и влаги. Вес K-3 Mark III составляет 820 граммов – для зеркалки вполне стандартно. В целом же камера выглядит довольно компактной, особенно при использовании с небольшим фикс-объективом. Органов управления на камере много, она предельно функциональна.

В левой части камеры располагается ряд кнопок: рычажок переключения между автоматической и ручной фокусировкой, клавиша выбора режима работы автофокуса, кнопка быстрого перехода в режим сохранения в формате RAW, кнопка SR (Shake Reduction – отвечает за работу стабилизатора), разъёмы подключения внешнего микрофона и наушников, USB Type-C и HDMI.

Справа находятся два слота для карт памяти и резиновая заглушка, скрывающая разъём подключения проводного пульта ДУ. Камера поддерживает карты SD, SDHC, SDXC, совместима со стандартом USH-I и UHS-II (UHS-II доступен только для карт памяти в первом слоте).

Вид сверху изменился в сравнении с Pentax K-3 Mark II: здесь появились новые функциональные элементы. У левого края, как и прежде, расположился диск выбора режима работы, дополненный клавишей блокировки. На нем, кстати, помимо привычных режимов есть и фирменные – приоритет чувствительности, приоритет выдержки и диафрагмы одновременно и целых пять пользовательских режимов. При желании механическую блокировку вращения диска можно отключить при помощи рычажка у основания диска. Основные перемены коснулись правой стороны. Дополнительный сегментный дисплей уменьшился и стал почти квадратным. Помимо кнопок ISO и экспокоррекции появилась еще одна функциональная кнопка. Добавился отдельный селектор, позволяющий быстро переключаться между видео- и фотосъемкой через видоискатель и съемкой в режиме Live View – весьма удобный. Также к переднему управляющему колесу добавилось еще одно – под большим пальцем. Кнопка спуска, совмещенная с селектором включения/выключения камеры, осталась на прежнем месте.

Тыльная поверхность камеры тоже немного изменилась: например, кнопка просмотра файлов «переехала» в правую часть, а на ее месте появилась кнопка защиты снимков. Красная кнопка записи видео упразднена, так как теперь эта опция реализована иначе. Зато появился 8-позиционный джойстик, который позволяет быстро выбирать точку автофокусировки. Нажатие джойстика внутрь сбрасывает точку автофокусировки в центральное положение. В остальном же органы управления такие же, как и на Pentax K-3 Mark II: диск управления, клавиши фокусировки и блокировки экспозиции, привычная пользователям камер Pentax «зелёная» клавиша сброса настроек на значение по умолчанию, собранные в кольцо многофункциональные клавиши навигации с кнопкой ввода по центру, а также клавиши смены режима отображения, входа в меню и выбора точки фокусировки.

Снизу находится гнездо установки на штатив, скрытый под резиновой заглушкой разъём подключения батарейного блока, а также крышка аккумуляторного отсека с двухступенчатой блокировкой.

С лицевой стороны находится байонет с кнопкой высвобождения объектива, лампа подсветки автофокуса, лицевой диск управления и окошко приёмника ИК-пульта дистанционного управления.

Эргономика в целом выглядит продуманной. Несмотря на обилие органов управления, привыкнуть к ней не так сложно. Возможности для кастомизации при этом огромные, Pentax K-3 Mark III – это камера для тех, кто любит максимально тонко настроить инструмент под себя.

#Дисплей и видоискатель

Видоискатель в Pentax K-3 Mark III представляет собой пентапризму со 100%-м покрытием кадра и увеличением 1,05x (эквивалентно увеличению 0,68x на полнокадровой камере). Для зеркальной APS-C-камеры это рекордный показатель, размера больше на сегодняшний день не существует. Видоискатель действительно очень комфортен в работе, и, несмотря на то, что в своей практике я уже перешла в основном на визирование по экрану, вернуться к видоискателю в данном случае не составило проблем. Не считая лишь того, что с ним неудобно фотографировать с нестандартных ракурсов.

В камере используется фокусировочный экран Natural-Bright-Matte III, который облегчает процесс фокусировки в ручном режиме и обеспечивает реалистичное отображение эффекта боке в кадре. Помимо этого, на прозрачном информационном дисплее удобно размещены все необходимые данные. По словам производителя, это изменение обеспечивает улучшение яркости на 10% по сравнению с Mark II. Это также обеспечивает большую гибкость в настройке дисплея. Под видоискателем находится сенсор, отключающий монитор, когда фотограф смотрит в видоискатель (эту функцию можно отключить).

ЖК-дисплей имеет диагональ 3,2 дюйма и разрешение приблизительно 1 620 000 пикселей. Он оснащен сенсорным покрытием и возможностью увеличения изображения во время съемки. Дисплей обладает конструкцией AirGapless – отсутствует воздушная прослойка между ЖК-панелью и защитным стеклом монитора, которая сокращает отражения и рассеивание света, за счет чего значительно улучшается различимость изображения на мониторе при съемке на открытом воздухе. Впрочем, иное сегодня и представить невозможно. Плохая новость в том, что дисплей не имеет ни наклонного, ни поворотного механизма: он полностью статичен. Да, лет десять назад это было нормой и вроде бы никому не мешало. «Вроде бы» – потому что мы никогда не посчитаем, сколько кадров было упущено из-за технических ограничений наших камер. Но к хорошему быстро привыкаешь, и теперь отсутствие возможности повернуть экран, снимая из неудобного положения – например, на вытянутых руках с уровня воды, – весьма огорчительна.

Из интересных опций стоит отметить еще функцию красной подсветки дисплея NightVision. Она помогает фотографу при съемке в условиях недостаточного освещения: зрачки не сужаются от света монитора, после того как глаза приспособились к темноте.

Интерфейс

Меню Pentax K-3 Mark III впечатляет своей подробностью. Воистину, это камера для самых дотошных пользователей, которые не намерены мириться с тем, что производитель что-либо решил за них. Настроить тут можно буквально все. С одной стороны, конечно, это хорошо, потому что отсутствие каких-то важных для пользователя опций всегда хуже, чем присутствие необязательных. С другой стороны, не могу не признать, что такой въедливый подход к кастомизации камеры меня даже раздражал. Складывалось впечатление, что аппарат сделан для тех, кому интереснее копаться в настройках, чем заниматься собственно творчеством. Пока все настроил – вроде как и выполнил свой фотографический долг. Субъективно и спорно, прекрасно понимаю. Позиция тех, кто одобряет максимально гибкую настройку, – железна. А мне в этом плане симпатичны, например, мануальные камеры Leica, в которых все меню занимает пару страниц. Да, ты не создашь четыре разных сценария отображения настроек в видоискателе – но сильно ли пострадают от этого твои фотографии? Возможно, они пострадают сильнее от того, что ты не сделаешь их вовсе, пока копаешься с составлением этих сценариев.

Говоря по существу, меню K-3 Mark III организовано вертикально и содержит четыре основных раздела, в каждом из которых – до восьми подразделов. Потребуется время, чтобы запомнить все опции, которые есть в камере, и их расположение, но в целом все вполне логично. Есть, разумеется, и быстрое меню, организованное в виде таблицы. Всего в него можно добавить двадцать пунктов. Перемещаться по меню можно с помощью сенсорного управления.

#Беспроводные соединения

Pentax K-3 Mark III способна подключаться к интеллектуальным устройствам по Wi-Fi и Bluetooth. За связь отвечает фирменное приложение Image Sync. Функции его в целом стандартные: просмотр и копирование на мобильное устройство изображений, сделанных с помощью камеры; удаленное управление настройками и съемка.

Камера в работе. Съемка в JPEG. Цифровые фильтры. Съемка видео. Заключение

#Камера в работе

Приступим к самому интересному – разбору того, как же все-таки снимает Pentax K-3 Mark III. Сможет ли кроп-зеркалка в 2021 году впечатлить качеством снимков и удобством работы? Ко мне на тест камера попала с тремя объективами: HD Pentax DA 21мм f/3.2 AL Limited black, Pentax D FA* 50mm f/1.4 SDM AW*, PENTAX D FA 70-210mm f/4 ED SDM WR.

Съемка в JPEG

Обилие опций при съемке в JPEG впечатляет с ходу. Производитель продумал разные возможности для модификации кадров, и мы кратко пройдемся по наиболее интересным пунктам. Но для начала посмотрим, как выглядят фото без всяких вмешательств – со стандартным цветовым профилем и автоматическим балансом белого.

Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что цвет – субъективная категория и вопрос личных пристрастий, но вынуждена сказать, что мне в целом не слишком понравилось, как в этом плане работает Pentax K-3 Mark III. Многие сюжеты – особенно закатные кадры или фото, снятые в солнечную погоду, – смотрятся излишне «пластиково», перенасыщенно. Съемка в тени тоже создает проблемы – цвета слишком холодные, тусклые, и, в частности, страдают тона кожи. Наиболее комфортные по цветам фото получаются при достаточном, но мягком естественном освещении. Забегая вперед, скажу, что вывести удовлетворяющий меня цвет при обработке RAW тоже было непросто, хотя обычно я со скепсисом отношусь к жалобам фотолюбителей на цвета той или иной камеры.

Детализацию снимков я тоже не могу назвать особенно впечатляющей. Нормальный уровень для APS-C-камеры. Возможно, чуть лучше, чем у конкурентов – но без прямых сравнительных тестов судить сложно. Полнокадровые камеры с сенсорами высокого разрешения в этом смысле, безусловно, выигрывают. Оценить детализацию можно на примере тестовых снимков в разделе «съемка на высоких ISO». А вот пример из реальной практики: в разных погодных и световых условиях проработка мелких деталей может быть хуже или лучше.

Слева — оригинал снимка, справа — кроп. F/10, 1/400 сек, ISO 100

Зато в том, что касается возможностей модификации изображения, Pentax K-3 Mark III обходит большинство конкурентов. Творческих функций здесь очень много.

#Цифровые фильтры

В камере доступно 16 творческих фильтров, по-разному модифицирующих снимки. Есть как более классические решения – например, зернистый монохром, так и более радикальные. Экспериментировать с фильтрами интересно, хотя ситуаций, когда они действительно уместны и украшают фото, не так уж много. Мне понравился, к примеру, фильтр Hard, который красиво подчеркивает фактуру облаков (хотя и добавляет шумов).

Слева снимок без применения фильтра, справа – с фильтром «Hard».

Любопытна функция выделения одного цвета с обесцвечиванием остального изображения – фильтр «Высокий контраст + выборочный цвет» (пришлось, правда, поломать голову, как же выбрать тот самый цвет – опция реализована интуитивно не понятно; но в итоге попытки увенчались успехом). Подобный эффект доступен также во многих камерах Fujifilm. Но найти в реальной жизни сюжет, где цвет присутствует в чистом виде и только на одном объекте, очень сложно – то тут, то там будут появляться нежелательные вкрапления.

Примеры фото с выборочным выделением одного цвета

И конечно, классика – контрастные черно-белые кадры. Хорошее решение для сюжетов с жестким светом, когда не хочется заморачиваться с обработкой, а хочется сразу сделать стильно и выложить в соцсети.

Монохромный фильтр

#Настройки изображения

Эта функция по умолчанию вызывается кнопкой справа от клавиши ОК и, в отличие от описанных выше фильтров, имитирует скорее разные типы пленки и способы ее проявки. Причем настроить каждый стиль пользователь может под себя – по яркости, контрасту, балансу цветов и т. д. В этом плане гибкость камеры продолжает удивлять. Помимо достаточно типичных для всех производителей стилей – яркого, блеклого, насыщенного, – здесь можно обнаружить несколько вариантов имитации кросс-процесса и стиль «удержание серебра». Он напомнил мне особенно полюбившийся пленочный профиль CLASSIC Neg от Fujifilm.

Стиль «удержание серебра»

 Съемка с различными настройками изображения

Съемка с различными настройками изображения

#Улучшение тона кожи

В камере доступно два варианта улучшения: по ощущениям, один влияет только на цвет кожи, а второй также добавляет размытия. Последний вариант смотрится, на мой вкус, как «топорный фотошоп», изменение же только цвета тоже довольно спорно – вроде бы тон стал теплее, что в целом приятно, но при этом нет однородности и естественности. Возможно, для отдельных ситуаций, в определенных световых условиях и для определенных типов кожи функция сработает и неплохо, но, мне кажется, увлекаться ей не стоит.

Слева направо: съемка без улучшения тона кожи/с двумя вариантами улучшения

#Мультиэкспозиция

Эта опция присутствует в большинстве современных камер, но чуть различается реализация: количество кадров, которые можно объединить в один, алгоритмы их объединения. В Pentax K-3 Mark III доступны три алгоритма: «сложение», «усреднение», «яркий», при этом объединить можно аж до 20 кадров. По факту интересный результат можно получить, склеив 2-3 снимка, дальше уже начинается «каша», в которой ничего не разобрать.

Примеры использования функции мультиэкспозиции

HDR

Еще одна из наиболее распространенных функций, при которой камера объединяет три снимка с разной экспозицией, чтобы максимально проработать как светлые, так и темные области изображения. K-3 Mark III дает возможность выбрать степень воздействия эффекта: слабую, среднюю, сильную или «экстра». Последние два меняют кадр довольно радикально, эффект получается на любителя – фотографии смотрятся неестественно, появляются светящиеся ореолы вокруг объектов, заметно искажаются цвета. Но на каких-то сюжетах это может выглядеть более-менее уместно.

Слева направо: съемка без HDR/ в режиме HDR сильный / в режиме HDR экстра

#Компенсация засветок

Полезная в теории функция, которая должна сработать «мягче», чем HDR, влияя только на самые яркие участки изображения с целью помочь избежать пересветов. На практике разница между фото, сделанными с включенной и выключенной функцией, едва уловима. Если приглядеться, можно заметить, что пересветы действительно слегка приглушаются, но не за счет лучшей проработки фактур в них, а скорее за счет их заливки ровным сероватым оттенком. Надо очень сильно не любить формат RAW, чтобы прибегать к подобным ухищрениям, которые не приносят особой пользы.

#Pixel Shift

Технология Pixel Shift используется для съемки статичных сюжетов с повышенной детализацией, и в данном случае для получения хорошего качества необходим штатив — съемка с рук, как на камере K-1 Mark II, невозможна. Сам принцип съемки уже не новый – он используется не только компанией Ricoh, но и Panasonic, Olympus, Sony. Суть его – в объединении четырёх (у некоторых камер – восьми) снимков, каждый со сдвигом на один пиксель, благодаря чему можно получить более детализированные снимки с несколько более богатой цветопередачей. Как правило, снимки получаются огромного разрешения, но в случае с камерами Pentax это не так – фото, снятые в режиме Pixel Shift, также как и обычные кадры, имеют разрешение 26 мегапикселей.

Режим может быть полезен в специфических ситуациях в репродукционной съемке, в макросюжетах, при съемке для крупноформатных плакатов и т. д. В иных случаях различия невооруженным глазом почти неуловимы.

#Антиалиасинговый фильтр

Как говорилось в начале статьи, матрица камеры лишена фильтра низких частот, что может привести к появлению муара при съемке некоторых сюжетов. Например, нередко такой эффект возникает на одеже или архитектурных элементах с мелкими повторяющимися паттернами. Чтобы подавить появление нежелательного узора, производитель предлагает использовать имитацию антиалиасингового фильтра. Можно выбрать силу его воздействия – слабую или сильную, а также использовать брекетинг, при котором камера будет делать три снимка: без имитации фильтра и с двумя его вариациями. Очень удобно и продуманно: при просмотре на компьютере можно будет выбрать наиболее удачный вариант, так как бороться с муаром постфактум весьма тяжело. Разумеется, держать эту опцию включенной постоянно не стоит, так как реализована она на основе микродвижений матрицы (что может привести к смазу в динамике), но для съемки статичных сюжетов с мелкими текстурами она может стать подспорьем.

#Съемка в RAW, динамический диапазон

Pentax K-3 Mark III предоставляет пользователю два варианта «сырого» формата: PEF и DNG. Плюс последнего в том, что он универсален, открывается на любом устройстве, в частности, мне не было нужды ждать последней версии конвертера, чтобы начать обрабатывать файлы с камеры. Формат RAW, безусловно, дает более полное представление о потенциале камеры, и именно его предпочитают профессиональные фотографы, поэтому рассмотрим несколько примеров обработки кадров, снятых в этом формате. Опция корректировки RAW есть в меню камеры. Настроек для обработки достаточно, чтобы оперативно привести кадр в более презентабельный вид – настроить баланс белого, поправить экспозицию, добавить эффекты. Для более глубокой работы стоит пользоваться специализированными программами.

Снимки для обзора я редактировала в программе Adobe Camera Raw. В качестве примеров я выбрала несколько контрастных сцен. Цель обработки — привести фото в баланс, лучше проявить света и высветлить тени.

Слева внутрикамерные JPEG, справа RAW, сконвертированные с настройками по вкусу

Скачать RAW-файлы (238 Мбайт)

Результаты работы в целом весьма порадовали: у камеры хороший запас и в светах, и в тенях, большую часть информации, за исключением совсем сильных пересветов, можно восстановить. Шумы даже при сильном осветлении теней весьма умеренные.

#Автофокус, серийная съемка и буфер

Не секрет, что именно в возможностях автофокуса зачастую кроется ключевая разница между различными схожими по характеристикам камерами. Технологии здесь резко шагнули вперед, и мы уже привыкли к тому, что камера при динамичной съемке делает большую часть работы за фотографа: обнаруживает, распознает, отслеживает объект с высокой точностью. Огромное количество точек фокусировки и моментальная реакция стали нормой. Поэтому любое отставание в этой области чревато для камеры статусом профнепригодности. Конечно, критически важна идеальная работа автофокуса в определенных жанрах: например, для фотографов, которые снимают спорт, динамичные репортажи, детей, животных. В пейзажной, тревел-, постановочной портретной фотографии можно позволить себе помучиться с фокусировкой подольше… Но зачем мучиться, если можно не мучиться?

Что же предлагает нам Pentax K-3 Mark III? Новейший скоростной модуль фазового автофокуса SAFOX 13 с новым алгоритмом слежения за объектом на всем поле изображения, 101 датчиком, из которых 25 — крестовых. Звучит неплохо. Проверим, как поведет себя камера при съемке через видоискатель.

Наш традиционный тест с бегущим на камеру человеком.

 Следящая фокусировка

Следящая фокусировка

В целом камера справилась вполне неплохо. Сильных промашек по фокусу на снимках нет, однако видно, что на части снимков лицо все же вышло недостаточно резким. Спустя один-два кадра снова идет серия правильно сфокусированных фото, затем фокус вновь сбивается – но опять же максимум на пару снимков. Для съемки каких-то высокодинамичных сцен, например спортивных соревнований, камера приспособлена все же не лучшим образом – здесь упущенный момент может стоить дорого. Для более бытовых ситуаций, например съемки играющих детей, несколько бракованных снимков (брак к тому же условный, в уменьшенном виде для соцсетей фото вполне подойдет и без идеальной резкости на глазах) будут не так критичны – все равно останется из чего выбрать. Тем более что у камеры высокая скорость серийной съемки – 11 кадров в секунду со следящим автофокусом (или 12 без него). Буфер заявлен вроде бы неплохой: 32 кадра в формате RAW со скоростью 12 кадров в секунду (или 90 снимков в формате JPEG при максимальном разрешении со скоростью 2,5 кадра в секунду). На практике у меня получилось даже чуть больше заявленного: 33 кадра RAW + JPEG до того, как камера «подвисла». Это означает, что буфер заполняется меньше чем за три секунды, и дальше придется подождать какое-то время, прежде чем снимать новую серию. И здесь стоит напомнить, что только один из слотов для карт памяти в Pentax K-3 Mark III поддерживает самые быстрые карты UHS-II.

И несколько слов о фокусировке в режиме Live View. Не скрою, рука нередко тянулась переключиться в этот режим, когда хотелось снять сюжет с низкой точки или из другого неудобного положения. Правда, отсутствие поворотного экрана здесь было препятствием. Но все же я быстро убедилась, что увлекаться не стоит: видоискатель однозначно надежнее в плане фокуса. В Pentax K-3 Mark III используется контрастная система автофокуса, и, увы, многие кадры, снятые в Live View в сложных по свету условиях, оказались сфокусированы неверно.

 Съемка в режиме Live View с распознаванием лиц

Съемка в режиме Live View с недостаточным освещением

При этом хочу отметить, что функция распознавания лиц работает очень достойно: камера обнаруживает и распознает лицо быстро и надежно, даже в динамике процент качественных кадров оказался не мал.


Съемка в режиме Live View с распознаванием лиц

#Стабилизатор

В Pentax K-3 Mark III используется пятиосевая оптическая стабилизация на основе сдвига матрицы Shake Reduction II (IBIS). Механизм компенсирует не только типичные при съемке с рук сотрясения корпуса фотоаппарата, но и горизонтальные и вертикальные сдвиги, часто случающиеся при макросъемке, а также эффекты покачивания. Заявленная эффективность стабилизации – 5,5 EV, стабилизация работает со всеми когда-либо выпускавшимися объективами PENTAX, в том числе с мануальными объективами через переходник.

Лучший результат, который получила я, снимая с рук, – этот кадр, сделанный на выдержке 1/15 при фокусном расстоянии 170 мм. Но, безусловно, при таких параметрах резкой получается все-таки меньшая часть снимков.

Стабилизатор здорово выручил меня во время спонтанной ночной прогулки без штатива. Он позволил сделать вполне качественные кадры, не повышая сильно ISO. Но, чтобы не рисковать, я все-таки снимала «с запасом»: на выдержках 1/15–1/20 при фокусном расстоянии 70 мм. Тогда кадры надежно получались резкими.

 Выдержка 1/15, фокусное расстояние 70 мм, съемка с рук

Выдержка 1/15, фокусное расстояние 70 мм, съемка с рук

Съемка на высоких ISO

Диапазон светочувствительности у Pentax K-3 Mark III, безусловно, впечатляющий: ISO 100–ISO 1 600 000. Разумеется, производитель позиционирует камеру как отлично подходящую для ночной съемки. Проверим, как обстоят дела на практике. Для начала – несколько вечерних сюжетов с прогулки. При съемке в JPEG применялся стандартный уровень шумоподавления.

Первый снимок сделан на значении ISO 1 600. И в JPEG, и в RAW качество отличное, минимальные шумы можно заметить только при сильном приближении, но они не критичны.

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На значении ISO 2500 в RAW есть легкая «шероховатость» на небе, но, опять же, она не мешает общему восприятию снимка. В JPEG картина похуже – там шумодав добавил более выраженную фактуру на ровном синем фоне.

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Следующее фото сделано на ISO 6400. На данном сюжете шумы уже заметны невооруженным глазом и в RAW-формате, и в JPEG. В JPEG также становится заметна «замыленность» мелких деталей. Качество в целом еще неплохое, но встает вопрос, чего же тогда ожидать от снимков на ISO 1 600 000, если на ISO 6 400 фото уже шумят.

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 8 000 картина примерно такая же – качество вполне приемлемое, но не феноменальное, на обычном уровне для современных камер.

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

В том, что касается «зашумленности» изображения, многое зависит от сюжета. Более светлые кадры, как правило, выглядят лучше, чем фото с обилием теней либо недоэкспонированные. Следующий сюжет снят на ISO 12 800.

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На значении ISO 25 600 качество изображения уже очень невысокое: в RAW слишком много шумов, в JPEG – очень «замыленная» картинка. Использовать такое значение для художественной или профессиональной съемки уже не стоит. Соответственно, все более высокие значения тоже хоть и присутствуют в камере, но на деле едва ли будут использоваться – разве что в утилитарных целях или когда надо любой ценой запечатлеть момент, неважно, в каком качестве.

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Скачать RAW-файлы (196 Мбайт)

Перейдем к снимкам тестовой сцены.

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

ISO 51200

ISO 102400

ISO 204800

ISO 409600

ISO 819200

ISO 1600000

Скачать RAW-файлы (598 Мбайт)

Как можно заключить, ISO 1 600 000 – все-таки скорее маркетинговый ход для вау-эффекта. Pentax K-3 Mark III опережает конкурентов в цифрах, но не в реальной практике – потому что я не представляю, кто и зачем будет использовать верхние значения ISO на своих снимках. Однако то, что камеры в принципе способны получать какую-то картинку в кромешной темноте, – уже интересно.

#Съемка видео

Pentax K-3 Mark III – это именно фотокамера, так ее позиционирует производитель. Возможность снимать видео здесь, конечно, присутствует как дань современным тенденциям, но тем, кто ищет универсальную гибридную камеру, возможностей будет явно недостаточно. Однако улучшения в плане съемки видео здесь тоже есть, и они весьма значительны.

K-3 Mark III – первая камера с байонетом K, способная снимать видео в формате 4K (3840 × 2160 пикселей) с разрешением до 30p. Напомним, что кропнутные беззеркалки, например Fujifilm X-T3, могут снимать 4K с разрешением 60p, но только с кропом, без использования всей поверхности сенсора. В Full HD камера снимает со скоростью до 60 кадров в секунду.

Скачать пример видео (441 Мбайт)

В камере есть разъемы для подключения внешнего микрофона и наушников. Максимальная длительность видеоролика – 25 минут, но есть ограничение по «весу» ролика — не более 4 Гбайт.

Скачать пример видео (326 Мбайт)

При съемке видео можно использовать функцию стабилизации изображения: по заверению производителя, система достаточно тихая, чтобы не помешать записи ролика.

Главное ограничение для профессиональной съемки – контрастная система фокусировки, которая не позволяет отслеживать объект. В теории снять красивое видео на Pentax K-3 Mark III можно в определенных жанрах и обходя множество препятствий. Так что это скорее развлечение для энтузиастов, чем профессиональная функция.

Автономность

В Pentax K-3 Mark III установлена та же батарейка D-LI90P, что и в полнокадровой K-1 Mark II. По данным CIPA, на одном заряде камера способна сделать до 800 снимков – это тот параметр, по которому зеркальные камеры уверенно обходят беззеркальные.

Для тех, кому недостаточно этого количества, производитель предлагает батарейный блок-рукоятку, специально разработанный для PENTAX K-3 Mark III. Он увеличит количество снятых кадров на 1 800. Корпус рукоятки, как и сама камера, пыле- и погодозащищен. Батарейный блок совместим с аккумулятором D-LI90 и дополнен возможностью зарядки по кабелю USB-C. Дополнительно можно выбрать последовательность зарядки между основной батареей и батарейным блоком. На рукоятке также есть свои органы управления.

Проблема, с которой я столкнулась, – камера не заряжается по USB, если выключатель установлен в положении On. Если случайно забыть ее выключить вечером, можно наутро перед съемочным днем обнаружить разряженный аппарат – что со мной однажды и случилось.

#Заключение

Pentax K-3 Mark III была бы хорошей камерой. Лет пять назад? Года четыре? Не знаю. Но кажется, что сегодня выбрать ее своим инструментом могут только верные поклонники марки либо ретрограды, которые отказываются смотреть, что вообще происходит в мире современных фототехнологий (встречала лично таких людей: «Зеркалки ни на что не променяю, хотя беззеркалки даже не пытался пробовать»). И такое ощущение, что отказывается смотреть на это и сам производитель. Я уважаю «свою особую историю» и «свой путь», но не когда это просто плутание по закоулкам прошлого. Нельзя не видеть очевидного – при всех своих безусловных достоинствах K-3 Mark III отстает от современных стандартов.

Это неплохая APS-C-камера, если сравнивать ее с другими зеркалками. Качество картинки в целом достойное, особенно если снимать в RAW: динамический диапазон довольно широкий. В камере есть хороший стабилизатор, она надежная, относительно компактная, имеет защиту от погодных условий. Но очень плохой контрастный фокус, который не дает возможности использовать автофокусировку при съемке видео и делает режим Live View практически бессмысленным, статичный экран, который не позволяет делать интересные кадры из нестандартных положений… ISO 1 600 000? Какая разница, если на ISO 6400 шумы видны невооруженным глазом, а на ISO 25 600 качество откровенно низкое? Из плюсов, которые понравятся педантам и «технарям»: возможность тончайшей настройки буквально всего – каждой кнопки, каждой опции. Такого я не встречала ни у одного производителя фототехники. Количество интересных творческих функций поражает воображение, но при ближайшем рассмотрении значительная их часть либо бесполезна, либо настолько специфична, что среднестатистическому фотографу не понадобится. Покупать камеру ради нескольких красивых фильтров – опять же что-то из области фантастики. Боюсь, что рекомендовать Pentax K-3 Mark III я могу только тем, кто давно и безусловно влюблен в продукцию компании, уже собрал хороший парк оптики, не гонится за современными тенденциями и очень любит копаться в настройках техники. По сравнению с предыдущей моделью — Pentax K-3 Mark II — прогресс, безусловно, очень значительный, и тем, кто в целом доволен прошлой (или позапрошлой) моделью, но не прочь получить что-то большее, K-3 Mark III придется по душе.

Скачать RAW-файлы (1,61 Гбайт)

Достоинства:

  • надежность, качество сборки, защита от погодных условий;
  • относительно небольшой размер;
  • продуманная эргономика;
  • два слота для карт памяти;
  • потрясающие возможности кастомизации, тонкая настройка всех параметров;
  • хорошая и недорогая оптика;
  • отличный видоискатель;
  • широкий динамический диапазон;
  • хорошая детализация для своего класса;
  • достойная скорость серийной съемки (при рядовом буфере);
  • эффективный стабилизатор;
  • огромное количество творческих возможностей;
  • возможность съемки 4К-видео;
  • съемка в формате DNG;
  • долгое время автономной работы;
  • зарядка по USB.

Недостатки:

  • фиксированный экран;
  • плохой контрастный автофокус в режиме Live View, из-за чего — сложности при съемке видео;
  • только один слот для карт памяти поддерживает карты стандарта UHS-II;
  • сомнительный цвет в JPEG;
  • стандартный уровень шумов, несмотря на очень широкий диапазон ISO;
  • нельзя заряжать по USB, когда камера включена.


Оригинал материала: https://3dnews.ru/1044839