Жанр | Стратегия, ролевая игра, приключение |
Издатель | HypeTrain Digital |
Разработчик | Morteshka |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-4160 3,6 ГГц / AMD FX-6300 3,5 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 760 / AMD Radeon R9 280X, 5 Гбайт на накопителе, интернет-соединение, операционная система Windows 7 / 8.1 /10 |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-6500 3,2 ГГц / AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 960 / AMD Radeon R9 380 |
Дата выхода | 10 августа 2021 года |
Возрастной ценз | От 16 лет |
Локализация | Звук и текст |
Платформы | PC, Xbox One, PS4, Nintendo Switch, обратная совместимость с Xbox Series X, Xbox Series S, PS5 |
Официальный сайт |
Играли на PC
Жила-была Василиса, и училась она на векшицу у знаткого деда Егора. Но становиться колдуньей не по душе ей было, мечтала девушка о простой крестьянской жизни с любимым. Однако судьба сложилась иначе — суженый нежданно-негаданно наложил на себя руки. И пришлось Васе принять свою тяжёлую знаткую долю, а с ней — чёрную книгу и чертей в придачу. Но лишь для того, чтобы вызволить душу возлюбленного из вечного пекла. Ведь поверье гласит: тому, кто сумеет сломать семь печатей в могущественной книге, будет позволено загадать желание самому владыке ада, и тот будет обязан его исполнить. Василиса не медлит, но впереди сложная дорога, полная радостных и трагических событий, удивительных встреч и невероятных путешествий (в том числе в завораживающий подводный мир), напряжённых пошаговых карточных боёв, сложных моральных дилемм да чё да (и тому подобное. — прим. ред.)…
Сломав первую печать, знаткая получает колдовские слова (карты), которые помогут ей сдюжить в столкновениях с чертями, зловредными духами, недоброжелательными колдунами и даже разбойниками с пыльной дороги. Слова эти делятся на чёрные и белые. Вороные заговаривают супостатов на получение урона, приобретение ими отрицательных статусов, да и просто могут заморочить, а вот белые воздействуют на саму Василису — накладывают защиту, восстанавливают здоровье, даруют обереги и благословения.
В бою слова складываются в заговор, который состоит из приказов и ключей, и соответственно карты обоих цветов также делятся на эти две категории. За один ход Василиса может использовать три приказа и один ключ (это лишь в начале игры, дальше — больше). Первые, как правило, бьют и защищают слабей, но зато вполне могут подготовить почву для мощного ключа. Например, можно наложить на вражину несколько «сглазов», а затем сокрушить словом-ключом «моря глубина», которое наносит утроенный урон от статусного эффекта «сглаза». Впрочем, иногда лучше задуматься о непробиваемой защите, дабы уберечь себя от верной гибели. К счастью, вариантов хватает на любой вкус.
С каждой сломанной печатью Василиса становится ближе к заветному желанию, а вместе с тем и превращается во всё более и более могущественную векшицу. А в книге появляются новые сильные карты, сочетания и статусы. К примеру, колдунья может использовать «летучие» слова, которые минуют очередь заговора и моментально оказывают влияние на бой. Не меньшим потенциалом обладают и «складные», что приобретают повышенную силу в созвучии с картами своего цвета. Также печати хранят и другие полезные чары: статус «шипы», к примеру, наносит определённый урон врагу за каждую атаку по Васе; «упырь» лечит колдунью, когда враг получает по рогам; «крепкие» слова остаются в заговоре на следующий ход, не занимая дополнительного места; а «жест» сам по себе ставится без затрат.
Припасены в чёрной книге и слова, влияющие на игру вне боя. Например, «щекотуха», что вместе с увесистой оплеухой супостату выдаёт Василисе один грех за каждое использование. Или же вот словцо «еретника дружина», что наносит по три единицы урона за каждого Василисиного чёрта без дела…
Со знаткой силой Вася получила от деда Егора и его бесов. Рогатые у нас как на подбор злонравные и, в свойственной им манере, все как один без устали терзают хозяйку. Служивший опричником при Иване Грозном Матвей, например, понижает защиту векшицы; проспоривший свой глаз грешникам-мздоимцам Фёдор Кривой мешает наносить полноценный урон; а бывший суседко (домашний дух в славянской мифологии. — прим. ред.) Макарко так и вовсе порчу на колдунью наводит в начале каждой битвы. Чтобы чертям неповадно было наглеть на знаткой шее, их следует отправить на работу.
Ремесло у бесов соответствует их вредной натуре. Они мастаки портить посевы, нагонять клопов на крестьян, водить путников по лесу, насылать хвори и всячески портить жизнь простых людей. Отправляя их на гнусные вылазки, Василиса на один день или более избавляет себя от терзаний, а заодно получает немного рублей в кубышку и, разумеется, пару-другую грехов в придачу.
В «Чёрной книге» это отнюдь не метафорический нравственный показатель, а важный параметр, влияющий на отношение к нам других персонажей, а также напрямую определяющий финал истории. Так что грешить сверх меры определённо не стоит (или стоит, если хотите увидеть тёмную сторону векшицы). С чертями, впрочем, можно сладить — в конце концов, не так больно и кусают. А самых наглых не грех сослать на бессмысленные задания вроде пересчёта всех иголочек у сосен или неметафорического переноса воды ситом.
Другое дело — моральные развилки, где выбор далеко не всегда кажется однозначным. Василиса может как быть добросердечной, так и заткнуть за пояс всех своих чертей, может крестьян от голода спасти, а может и юродивую хладнокровно в огонь кинуть. Колдунья вольна прибегать к хитростям, смекалке и чудесам убеждения, или же идти другим путём — уничтожать всех на своём пути, в том числе и потенциальных союзников. Но если всё же дать обаятельной нечисти шанс, то из этого может выйти если и не крепкая дружба, то, как минимум, недурная быличка…
Например, о том, как дух в облике кота по имени Прошка вспомнил, кто он на самом деле; о том, как голова колдуна Левонтия научилась летать; о том, как леший Карныш искал себе новый лес. Помочь в их чаяниях может лишь Василиса. Выполнив просьбу нового «друга», векшица получит расположение сильного союзника, который и в бою пригодится, и, в случае чего, загадку какую-нибудь разгадать поможет. И истории их дюже увлекательные.
Как и вся драматургия «Чёрной книги». Каждый герой здесь ощущается настоящим и живым, с искренними человеческими (и далеко не всегда благородными) стремлениями. И люди, и черти, и даже сама Василиса — неоднозначные персонажи, таящие за душой намного больше, чем кажется на первый взгляд. Оттого все коллизии переживаются остро, накал страстей порой запределен, а сюжетные виражи вызывают бурю восторженных и не всегда печатных эпитетов. При этом произведение уверенно сохраняет темп и повествовательный тонус, удерживая внимание вплоть до одного из нескольких финалов. Каждый ощущается цельно и закрывает поход Василисы на высокой ноте — будь то меланхолично-счастливый перелив одной концовки, угрюмый аккорд другой или же скорбный мотив третьей.
И всё же в «Чёрной книге» не так важна развязка, как дорога к ней. Путь сквозь огонь, воду, зловещие леса, заколдованные деревни и козни чертей и людей пропитан удивительным славянским фольклором. То, как говорят персонажи, как они выглядят, все былички (особенно примечательны те, что рассказываются от лица наших современников), любопытные факты и народные песни из именослова, да даже названия карт — всё это непостижимый культурологический памятник, который можно потрогать, с которым можно по-настоящему взаимодействовать. От этого возникает совершенно неподдельный восторг.
В конце концов, отбросить чертей и духов — и останется картина того, как жили и думали люди тех лет, какими ритуалами и уловками они пытались совладать с окружающим опасным миром и как пытались постичь непостижимые для себя материи. В этом заключена неподдельная искренность «Чёрной книги» — несмотря на сказочные фольклорные мотивы, она рассказывает о самых настоящих людях. И это прямодушие по-настоящему очаровывает.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Необычайно тонкое визуальное воплощение персонажей, умелое использование мотивов славянской мифологии, великолепные анимации и баская (красивая, яркая. — прим. ред.) игра с цветом — графически «Чёрная книга» просто великолепна. |
Звук |
Потрясающая работа актёров озвучки отлично играет на погружение в мир Black Book. Творческая группа блистательно воплотила простых людей конца девятнадцатого века, лютых чертей и разных духов, избежав вычурной карикатурности. Да и в самых напряжённых драматических моментах исполнители по-настоящему убедительны.
Народные же песни проникновенны и бередят душу, а музыка умело создаёт нужное настроение в различных сценах. |
Одиночная игра |
Чудесное и незабываемое приключение, которое хочется проходить снова и снова. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
«Чёрная книга» завораживает фольклорным богатством, пленяет историями и героями, затягивает игровым процессом. Чертовски чарующее произведение. |
Оценка: 10/10
Видео: